Урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов Лебедь, Рак и Щука.
Урок литературного чтения
Тема: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Цели:
Знакомство обучающихся с басней Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Формирование представлений обучающихся о басне, как о литературном жанре.
Формирование умения определять главную мысль произведения, делать логические умозаключения и выводы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Донести юмор и иронию басни, научить находить мораль-поучение в произведении.
Отработка навыков выразительного чтения, формирование умения пользоваться выразительными средствами языка.
Развитие устной речи, творческого воображения, образного мышления, формирование художественного вкуса и культуры речи, расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.
Воспитание интереса к чтению, к творчеству баснописца И. А. Крылова.
Планируемые результаты
предметные:
-научатся отличать басню от других литературных жанров по характерным признакам, видеть структуру басни;
-понимать нравственный смысл басен, характер героев;
метапредметные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-устанавливать аналогии;
-формулировать и отстаивать собственное мнение;
-выделять существенную информацию;
-строить высказывания по существу рассматриваемого вопроса;
личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование:
Портрет И. А. Крылова (Приложение 1) – на доске.
Карточки с пословицами – на партах обучающихся.
Карточки-характеристики – на партах обучающихся.
Выставка детских творческих работ к басням И.А. Крылова
Выставка книг с баснями разных авторов.
Грамзапись басни « Лебедь, Щука и Рак» с иллюстрациями к ней HYPERLINK "http://www.nofollow.ru/video.php?c=WwcPyOJ2SGs
" http://www.nofollow.ru/video.php?c=WwcPyOJ2SGs
Грамзапись басни «Чиж и Голубь» http://muzofon.com/search/%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D1%87%D0%B8%D0%B6%20%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8CИллюстрации к басням Крылова И.А. (Приложение 2) – на доске.
Напечатанная подборка слов к басне «Ворона и Лисица».
Костюмы к басне «Стрекоза и Муравей».
Очки к басне «Обезьяна и очки».
Грамзапись песенки-игры «Мы веселые мартышки» для проведения физкультминутки http://daimp3.net/mp3-search/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20-%20%D0%9C%D1%8B%20-%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8/Карточки для словарной работы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Настрой детей на предстоящую работу.
Задачи. Сосредоточить внимание школьников, создать рабочую атмосферу урока; обогащать речь.
Ожидаемый результат. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм урока; повторение пословиц и поговорок.
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу,
Будет интересно!
Работа с пословицами по карточкам.
- Возьмите карточки №1 (по вариантам раздаются). Найди к каждому началу окончание пословиц.
По одному читают получившиеся пословицы о дружбе и согласии.
В-1 В согласном стаде ///волк не страшен.
Где лад, ///там и клад. В-3 Нет друга, так ищи, /// а найдёшь - береги.
Один за всех, /// все за одного.
В-2 Дружно – не грузно, /// а врозь – хоть брось.
Ссора до добра не /// доведёт. В-4 Не имей сто рублей, /// а имей сто друзей.
Одна пчела /// немного мёду натаскает.
В-5 Один в поле /// не воин.
Дружный табун/// и волков не боится.
- На какую тему были пословицы? (О дружбе, согласии.)
- Отложите карточки в сторону, они нам на уроке сегодня еще пригодятся.
2. Объявление темы, целей урока, вводная беседа.
Задачи. Вспомнить определение басни, жанровую особенность (мораль).
Ожидаемый результат. Подготовка к восприятию и работе с басней.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать басни. Поговорим об особенностях их языка, средствах выразительности. Давайте вспомним, что такое басня? (Басня - это маленький рассказ, стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди.)
- Как называют слова басни, содержащие в себе поучительный вывод? (Мораль.)
- Какие мысли выражает мораль? Для чего она нужна? (Мораль учит нас, что надо делать и чего не надо, как нужно себя вести, а как не стоит.)
3. Проверка домашнего задания. Подготовка к изучению нового материала.
Задачи. Проверить выполнение домашнего задания, вспомнить ранее изученные басни, авторов-баснописцев, настроить на изучение новой басни, развивать творческие способности обучающихся.
Ожидаемый результат. Развитие интереса к чтению книг, расширение знаний об И.А. Крылове, подготовка к изучению басни «Лебедь, Щука и Рак», умение делать выводы, формулировать их правильно и понятно, применять их в жизни.
- Каких авторов-баснописцев, чьи произведения мы читали, вы знаете? (И. Крылов, С. Михалков, Л. Толстой, Эзоп, Д. Бедный.)
Работа с выставкой книг.
- О ком из них пойдёт речь сегодня, вы догадаетесь из эпиграфа. Это строки поэта М. Исаковского, посвящённые баснописцу. (Эпиграф - на доске, читает один ученик).
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
Вступительное слово о И. А. Крылове. (Сообщение заранее подготовленного ученика).
Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда. И. А. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. Ещё в детстве он любил пародировать разных людей, то есть смешно их изображал. Вот почему в его баснях люди узнают самих себя, как в зеркале. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время.
- Зачем он показывал людям их недостатки? (Он хотел, чтобы люди стали лучше, добрее.)
- Давайте вспомним некоторые его басни, а вы отметите в карточке, какой недостаток высмеивает автор.
Карточка №2.
Глупость
Бессердечность
Беззаботность
Невежество
Самомнение
Лесть
1) Прослушивание грамзаписи
- Узнайте басню по её началу. http://muzofon.com/search/%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D1%87%D0%B8%D0%B6%20%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8C
-Это басня «Чиж и Голубь».
- Какой человеческий недостаток высмеивает автор? (Обучающиеся самостоятельно отмечают в карточке «бессердечность»).
Иллюстрации к басням поочередно вывешиваются на доску(Приложение 1).
2) Отгадайте басню по подборке слов. (Слова на доске на карточках).
царь-птица Бог плутовка ель шейка
- Это басня «Ворона и Лисица».
- Что высмеивает автор? (Ученики самостоятельно отмечают в карточке слово «глупость»).
3) Отгадывание басню по её морали. (Читает учитель).
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
- Это басня «Квартет».
- Над каким отрицательным качеством человека смеётся И. А. Крылов? (Дети отмечают в карточке слово «невежество»).
4) Игра «Какому герою принадлежат эти предметы?»
Учитель показывает очки.
– Покажите этого героя мимикой, движениями.
Физкультминутка «Мы веселые мартышки» http://daimp3.net/mp3-search/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20-%20%D0%9C%D1%8B%20-%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B8/
- В каких баснях И.А. Крылова мы встречаемся с Мартышкой? («Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»)
- Какими качествами наделил автор это животное? Отметьте это качество в карточке («Глупость», «самомнение»).
5) Для какой басни подходит данное высказывание? (Читает учитель).
«Всякий глупец найдёт ещё большего глупца, который станет им восторгаться». («Кукушка и Петух»)
- О каком качестве идёт речь? Отметить в карточке. («Лесть»).
6) Узнайте басню по инсценировке.
Группа детей инсценирует отрывок из басни «Стрекоза и Муравей».
- В чём укоряет Муравей Стрекозу? Найдите подходящее слово в карточке. («Беззаботность»)
4. Работа с новым произведением. Планирование УУД.
Вступительная беседа.
Задачи. Спланировать универсальные учебные действия; познакомить с названием новой басни, вспомнить задачи выразительного чтения, развивать речь, настроить на восприятие нового произведения, знакомство с героями.
Ожидаемый результат. Определить особенности поведения героев, нацелить на внимательное прослушивание.
- Прочтите хором, как называется басня, которую мы сегодня будем изучать.
- Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать басню «Лебедь, Щука и Рак». Как вы понимаете выражение «читать выразительно»? (Надо понять, о чём басня, её смысл, определить поведение героев, интонацию и передать голосом эмоции, настроение героев и свое отношение к ним.)
- Что надо сделать для этого? (Разгадать характер героев, прочувствовать отношение автора к своим героям. Расставить паузы, логическое ударение. Передать голосом эмоции, которыми захочется поделиться со слушателями).
Что нужно, чтобы понять содержание? (Басню нужно прочитать и поговорить о чем она, о героях басни, их характерах и поступках.)
5.2 Прослушивание аудиозаписи басни, просмотр презентации к ней
HYPERLINK "http://videoscope.cc/121711-lebed-rak-i-schuka-avi.html"http://www.nofollow.ru/video.php?c=WwcPyOJ2SGs
Задачи. Создать яркое впечатление у детей, показать необходимость применения выразительных средств языка.
Ожидаемый результат. Познакомить с сюжетом басни.
- Послушайте, какая история произошла с нашими героями однажды.
Прослушивание грамзаписи.
5.3 Выявление первичного восприятия.
Задачи. Выявить первичное восприятие произведения детьми.
Ожидаемый результат. Эмоциональный настрой на прочтение произведения, его анализ.
- Вам понравилась басня? Какие чувства она вызвала у вас? Что заставило вас улыбнуться? Каким был ваш смех добрым или злым? Почему? Чем поучительна эта история?
5.4 Чтение басни детьми.
Задачи. Перечитать басню. Выявить непонятные слова, выражения.
Ожидаемый результат. Совершенствовать навык самостоятельного чтения «про себя».
- Прочтите эту басню самостоятельно, отметьте слова и выражения, которые не совсем понятны.
5.5 Анализ прочитанного.
Задачи. Проанализировать басню с точки зрения сюжета, языка, образов; выяснить значение непонятных слов.
Ожидаемый результат. Отработка навыков работы с текстом; расширение словарного запаса обучающихся.
Словарная работа.
Поклажа – то, что положено; груз, багаж (положить – класть).
«Из кожи лезут вон» - как сказать иначе? Подойдут ли для замены выражения: «стараются», «усердствуют», «стараются изо всех сил»? А что выразительнее?
- Какие слова стали крылатым выражением? (А воз и ныне там.) Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, когда так говорят. (Дело стоит на месте).
(Карточки со словами поочерёдно вывешиваются на доску).
- Найдите в тексте слова, которые говорят о поклаже. Тяжела или легка она была для наших героев?
Словесное рисование.
Найдите и прочитайте слова, которые помогают увидеть образы героев и дать им точные характеристики. Нарисуйте словесные портреты Лебедя, Щуки, Рака.
- «Лебедь рвется в облака», т.е. он стремительный, упрямый. «Рак пятится назад», т.е. он неторопливый, нерасторопный, движется не обращая внимания на других. «А щука тянет в воду», т.е. она упрямо делает свое дело: старается утянуть воз к себе, в реку.
- Подумайте, почему герои так и не смогли с места сдвинуть воз, ведь все они старались изо всех сил.
- В чём автор их обвиняет? Как назовём эти строки? (Дети читают мораль басни).
- Как начиналась работа? Чего не хватило?
- Как вели себя герои во время работы? О чём это говорит?
- Кто из героев виноват больше всех? А кто прав?
5.6 Подготовка к выразительному чтению. Выборочное чтение.
Задачи. Подготовить текст к выразительному чтению.
Ожидаемый результат. Подготовка текста для повышения качества чтения.
- Как вы думаете, готовы ли мы читать выразительно? Что ещё необходимо сделать? Подготовим текст.
(Надо расставить паузы, логические ударения, определить интонацию и темп чтения).
- Какой интонацией мы можем показать, легко ли давалась работа героям? С какой интонацией будем читать мораль? Где мы должны делать паузы? (Дети показывают голосом при чтении, как герои «мучаются». Мораль будем читать с поучительной интонацией. Темп средний, неторопливый. При перечислении и в конце строк - короткая пауза, запятая - тоже короткая пауза. На точках - пауза длинная.)
- Возьмите прозрачную плёнку, наложите её на текст, отметьте логическое ударение, паузы.
5.7 Подробное чтение.
Задачи. Подробно, выразительно прочитать басню; учить оценивать чтение других.
Ожидаемый результат. Развитие творческих способностей обучающихся; развитие умения анализировать чтение одноклассников.
-Прочтите басню ещё раз по разметке.
Читают выразительно несколько человек, остальные внимательно слушают.
-Скажите, что было хорошо в чтении, а что не получилось.
- Как можно исправить недочеты? Кто попробует?
- А бывали у вас в жизни такие ситуации, когда не шло дело на лад из-за несогласия между вами и друзьями, родителями? Приведите примеры из жизни.
- Возьмите карточки№1 с пословицами, подумайте, какие пословицы подойдут к данной басне.
6. Подведение итогов.
Задачи. Подвести итог проделанной работе.
Ожидаемый результат. Развитие умения обобщать, делать выводы, подводить итоги.
- С какой басней И. А. Крылова познакомились? Какова её мораль? Когда говорят, что на лад дело не пойдет? (Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получается.)
- Что можно посоветовать людям, у которых не ладится дело оттого, что каждый преследует свою цель?
Вывод.
- Смог бы наш класс вытащить воз? Почему?
- Какой урок для себя мы сегодня вынесли? Достигли ли мы целей урока?
Домашнее задание. Выучить басню наизусть.
Оценивание.
Спасибо за урок!
Литература:
- Десницкий, А. В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 143 с. – (Биография писателя).
- Классическая басня/ Эзоп, Леонардо да Винчи, Жан де Лафонтен, Иван Крылов, Лев Толстой. – М.: Стрекоза, 2008. – 111 с.: ил. – (Книга в подарок).
- Крылов Иван Андреевич: К 240-летию со дня рождения [Изоматериалы; текст;] – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 8 л. цв. ил. + 24 с.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. Вступ. Ст., коммент. и слов Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
ИнтернетпубликацииПриложение 1
right17383700
Приложение 2