Доклад по теме: Воспитательная и внеурочная деятельность школьников:опыт, проблемы, перспективы
Воспитательная и внеурочная деятельность школьников: опыт, проблемы, перспективы.
"Воспитание личности – это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало".
(Василий Александрович Сухомлинский)
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в любой форме способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка внеурочными занятиями, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Сегодня наши педагоги берут на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за нравственное и гражданское воспитание молодежи.
Огромную роль в воспитании играет психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса.
Цель: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,
В нашем лицее занятия по психологии в 1и 4 классах, проходит один раз в неделю, во 2 и 3 два раза в месяц, 5 и 6 чуть реже. На занятиях мы с ребятами учимся, взаимодействовать друг с другом, с педагогами, проигрываем жизненные ситуации. Учимся быть по отношению к друг –другу, милосердными, учимся уважать друг друга и взаимодействовать друг с другом, а также знакомимся с основными понятиями психологии: память, мышления, логика и так далее. И конечно же развиваем эти процессы.
На ряду, с этими занятиями проходят занятия в группах, по расписанию. Группы созданы из учащихся 1 классов, имеющих трудности в общении, взаимодействии в новых для них условиях. И 4 классы, группы состоят из детей предположительно у которых могут возникнуть проблемы в адаптационный период в 5 классе. Занятия следующие: тренинг «Первооткрыватели», игра «Корабли и скалы», игра «Путешествие по звездам», игра «Волшебный клубочек», тренинг «Счастье – это Я».Часто учащиеся не могут самостоятельно справиться с возникшей проблемой, для этого и предназначены индивидуальные консультации ребят, мы рассматриваем с ребенком возникшую проблему и вместе ищем пути её решения. Многие дети не сразу идут на контакт и необходимо время, для того чтобы ему помочь и в связи с этим ребенок регулярно посещает кабинет психолога, какое-то время. Многие ребята, уже не стесняясь и доверяя сами приходят ко мне. Мной ведется журнал консультаций учащихся.
Весело и с пользой 20 учащихся начальной школы провели осенние каникулы. Начало каникулярному отдыху положила линейка, где детей поздравили с началом каникул, ведь для наших первоклассников они были самые первые, так же ребят ознакомили с планом работы.
За эти три дня учащиеся посещали занятие по подготовке к олимпиадам. Каждый день дети имели возможность заниматься в тренажерном зале. В эти дни работали для них кружки «Серебряные нотки» руководитель Макаровская Н.Г. и «Умелые ручки» под руководством Талаш Н.П. В первый день мы с ребятами посетили театр «На окраине», сказка «Тайна злой колдуньи». Ребята были в восторге от увиденного и бурно обсуждали увиденное. Во второй день мы посетили музей «Выставка прикладного искусства». Там были картины 3D из бересты, расписные по шелку картины, куклы, маски, гравюры, все работы созданы студентами Новосибирского института искусства. А на третий день отправились в библиотеку, там для нас было приготовлено мероприятие памяти Носова и викторина по его произведениям, конце ребятам предложили раскрасить знаменитого Незнайку. В лицее мы организовали выставку детских работ. На заключительной линейки, детям были вручены дипломы участников каникулярной школы и сладкие призы. Все это полезное время я наблюдала за детьми, и делала выводы, за три дня коллектив сплотился, у нас не было уже делений по классам, ребята стали одним целым, одной командой. (Перед вами диаграмма)
Наши ученики это одно звено участников образовательного процесса, вторым звеном являются родители. Совместно с классными руководителями, проводятся тематические родительские собрания: «Итоги адаптации» 1 классы, «Почему ребенок лжет» 3 – 4 классы, «Уроки первой отметки» - 2 классы, «Учим ребенка самостоятельно готовить домашнее задание» 3- 4 классы, «Возможные трудности адаптационного периода» 4 классы, Интерес у родителей вызывают те собрания, в которых они становятся участниками. Мной проводится следующий тренинг «Протяни руку помощи». Родители на листе бумаги обводят свою ладонь, с обратной стороны делают запись, перечисляя пять положительных качеств своего ребенка и пять отрицательных. На ладони записывают на, что мне необходимо на их взгляд обратить внимание при общении с ребенком. После этого проходит анализ работ, в некоторых случаях индивидуальная работа проходит в назначенное время.
Также проходят индивидуальные консультации родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка. Ведется журнал консультаций родителей. На слайдах видно, что чаще за помощью к психологу обращаются родители 1х классов.
А третьим звеном образовательного процесса являются педагоги. Выступление на педсоветах, по итогам адаптации. А также с темами: «Дифференциация в воспитании мальчиков и девочек», «Образ педагога».
Подробно хотелось бы остановиться на одном, ставшем традиционным. В ноябре в нашем лицее проходит неделя психологии, под названием «Радуга детства». Главной целью этого мероприятия является:
Создание в лицее условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся и их духовного обогащения.
Задачи:
формирование у школьников чувства единения;
воспитывать духовно-нравственные качества, прилежание к учёбе, любовь к родной земле;
активизация размышлений учащихся о месте и роли знаний психологии в собственной жизни, жизни людей;
Что же происходит в эти дни у нас в лицее? Ничего особенного и все же очень многое. Это и игровая среда, которая создается на время в нашем лицее, она не мешает развиваться другим видам школьной деятельности, но имеет некоторые правила и конечный результат. Важной особенностью этой недели были ненавязчивость и необычность. Занятия и тренинги не мешали существовать в обычном режиме всем, и окрасили яркими красками тем, кто целиком погрузился в происходящее. «Радуга детства» создала в школе определенный настрой и положительное эмоциональное состояние. На эту короткую неделю параллели 1 – 4 стали одним целым, ребята стали близкие друг другу и интересными, узнали много нового о других ребятах и заглянули в глубины своей души. Очень многие задумались о своих поступках, о том, как проявляется их настроение и как оно влияет на окружающих. Все это время велась работа: Мы отслеживали с каким настроением ребята и учителя приходят в лицей и с каким настроением уходят. На переменах организовывали игры на смекалку, внимание, ловкость. Ребята рисовали плакаты, рисунки, делали шаржи, писали сочинения на тему: «Что такое счастье?»
Вот несколько строк из их сочинений:
Счастье - это прекрасное чувство, это яркое солнце, голубое небо. Счастье, когда мои родители радуются за мои успехи, счастье, что я не одна. А ещё счастье, что я, мои родители и близкие мне люди здоровы.
Для меня счастье – это то, что я живу на свете, что у меня отличная семья, понимающие и любящие меня родители.
Вчера мы с родителями принялись за работу над размышлением - что же такое счастье? Раньше я думал, что счастье это то, что родители балуют, покупают разнообразные вещи, которые мне только хотелось бы, понимают меня и всегда помогают справиться с моими трудностями. Теперь, на мой взгляд, настоящее счастье – это любовь и забота близких людей, счастливые глаза родителей и крепкое здоровье.
На слайдах вины и другие творческие работы детей.
В пятницу мы провели итоговую линейку, где предоставили результаты диаграмм, и наградили участников которые проявили максимум творчества и оказали помощь в проведении.
Уважаемые коллеги мы должны помнить, что ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В заключении отметим следующее:
-Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для развития и воспитания подрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Я желаю вам, уважаемые коллеги:
"Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие".