Статья «Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы и перспективы»
«Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы и перспективы»
Т.А.Вилкова,
учитель начальных классов
МКОУ «Курская СШ»
Белогорского районаРеспублики Крым
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это требование времени.
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Но их введению предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов – учебно-методические комплексы, руководителей органов образования, но и кропотливая работа в школах субъектов Российской Федерации.
Не стало исключением и наше образовательное учреждение.
В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя. Первые результаты внедрения ФГОС показывают, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях образовательных учреждений. Отмечается ряд положительных тенденций: использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий: здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии; информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие, демонстрационные; использование интерактивной доски; компьютерные презентации; технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения; технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций; технологию уровневой дифференциации, педагогические технологии по выявлению и поддержки одарённых детей; положительная динамика использования учителями начальных классов в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий); осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения; возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимал значимость поставленной задачи, поэтому выбрал единственно верный, на наш взгляд, путь осуществления инновационной деятельности – компетентностный подход к образовательному процессу. Деятельность по решению основных целей и задач в данном направлении была выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе «Наша новая школа».
С целью отработки организационно-управленческого механизма введения стандарта и предварительного выявления рисков, которые необходимо было минимизировать при масштабном и системном изменении в образовательной сфере, нами была осуществлена система мер по следующим направлениям: нормативное и организационное обеспечение, кадровое и научно-методическое обеспечение, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО.
В рамках реализации системы мер разработаны нормативно-правовые документы.
На основе примерной основной образовательной программы была разработана собственная основная образовательная программа школы (ООП), в которую на протяжении учебного года вносились необходимые изменения. В соответствии с новыми стандартами наша ООП стала ключевым документом, обеспечивающем качество образования. Она объединяет основное и дополнительное образование, учебную и внеурочную деятельность для достижения главной цели – раскрытия и развития потенциала каждого ученика. Благодаря этому документу у нас появилась реальная возможность повысить эффективность и доступность качественного образования за счет построения особой, характерной для нашей школы, образовательной среды.
На конец 2014-2015 учебного года в нашей школе 1,2,3,4 классы учились в соответствии с новыми стандартами по учебно-методическому комплексу «Школа России».
Инновации прочно вошли в нашу школьную жизнь. Но этот процесс потребовал от нас особой организации деятельности, постановки новых задач, которые следует решать на пути реализации новых стандартов в начальной школе.
С появлением стратегической инициативы «Наша новая школа», стандартов и новых СанПиН усилился поток требований, предъявляемых сегодня к школе.
Конечно, уже устаревшая инфраструктура нашей школы, делает затруднительным осуществление дорогостоящих проектов в сроки, требуемые органами надзора и контроля, а порой – невозможными. Например, дневной сон первоклассников; учебные кабинеты школы – полноценное многофункциональное пространство детей для организации учебной и внеурочной деятельности.
Важным ресурсом реализации стандартов являются кадры школы. Работа с кадрами была направлена на изучение и практическую отработку нового содержания, эффективных педагогических и образовательных технологий, разнообразия вариативности образования. Сегодня педагоги начальной школы готовы к реализации инноваций, связанных с реализацией ФГОС НОО.
Еще одним важным направлением является методическое сопровождение введения ФГОС НОО. Наши учителя никогда не оставались один на один с появлявшимися проблемами, они всегда могли обратиться к руководителю МО учителей начальных классов и получить помощь и поддержку. Тематика педагогических советов заседаний МО была посвящена проблемам ФГОС.
Инновационные особенности образовательного процесса в контексте ФГОС. Были поставлены цели: раскрыть сущность новых инновационных технологий в контексте ФГОС в создании необходимых условий для успешного обучения.
Сегодня поисково-творческая деятельность педагогов школы востребована не только в пределах учреждения. Практически осознанным опытом работы, имеющимися проблемами и перспективами они активно делятся не только в рамках школьных семинаров, «мастер-классов», «круглых столов», но и в плане работы муниципальных методических объединений учителей начальных классов. Важным в организации деятельности по переходу на новые стандарты стала для нас и работа по систематизации подхода к внутришкольному мониторингу и контролю деятельности школы, направленную на качество результата. Для начальной школы, работающей по ФГОС был составлен план ВШК, который полностью реализован.
В работе по обновлению образовательного процесса школы, связанной с реализацией стандартов, нам было важно увидеть поддержку родительской общественности. Просветительская работа школы через Управляющий совет школы, общешкольный родительский и классные родительские комитеты, родительские собрания по проблеме введения стандартов направлена, прежде всего, на разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые моменты и ориентиры.
Это позволило родителям осознать масштаб и прогнозировать положительность перемен, связанных с реализацией ФГОС; успешно в сотрудничестве со школой выстроить формы внеурочной деятельности согласно обозначенным направлениям; стать нашими. Было разработано положение о «Портфолио обучающихся», на основании которого у каждого учащегося 1-4-х классов оформлено «Портфолио».
И, конечно, можно отметить первые проявления результатов введения стандартов:
Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный;
Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;
Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Значительный рост и успешность школы сегодня, безусловно, связаны с теми стремительными преобразованиями, которые происходят в российском образовании, а также слаженной работой педагогического коллектива и администрации школы.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».