Выступление по теме «Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы и перспективы»


«Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы и перспективы»
Н.М. Солошенко,
учитель начальных классов
МКОУ «Щученская СОШ»
Лискинского района
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Но их введению предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, авторских коллективов, создавших инструмент для введения стандартов – учебно-методические комплексы, руководителей органов образования, но и кропотливая работа в школах субъектов Российской Федерации.
Не стало исключением и наше образовательное учреждение.
Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимал значимость поставленной задачи, поэтому выбрал единственно верный, на наш взгляд, путь осуществления инновационной деятельности – компетентностный подход к образовательному процессу. Деятельность по решению основных целей и задач в данном направлении была выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе «Наша новая школа».
С целью отработки организационно-управленческого механизма введения стандарта и предварительного выявления рисков, которые необходимо было минимизировать при масштабном и системном изменении в образовательной сфере, нами была осуществлена система мер по следующим направлениям: нормативное и организационное обеспечение, финансово-экономическое и организационное, кадровое и научно-методическое обеспечение, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО.
В рамках реализации системы мер разработаны нормативно-правовые документы, которые полностью опубликованы на школьном сайте; сформирован Совет по введению ФГОС НОО, который систематически отчитывается перед педагогическим коллективом и родительской общественностью о проделанной работе.
На основе примерной основной образовательной программы была разработана собственная основная образовательная программа школы (ООП), в которую на протяжении двух лет вносились необходимые изменения. В соответствии с новыми стандартами наша ООП стала ключевым документом, обеспечивающем качество образования. Она объединяет основное и дополнительное образование, учебную и внеучебную деятельность для достижения главной цели – раскрытия и развития потенциала каждого ученика. Благодаря этому документу у нас появилась реальная возможность повысить эффективность и доступность качественного образования за счет построения особой, характерной для нашей школы, образовательной среды.
На конец 2013-2014 учебного года в нашей школе 1,2,3 классы учались в соответствии с новыми стандартами по учебно-методическому комплексу «Школа России».
Инновации прочно вошли в нашу школьную жизнь. Но этот процесс потребовал от нас особой организации деятельности, постановки новых задач, которые следует решать на пути реализации новых стандартов в начальной школе.
С появлением стратегической инициативы «Наша новая школа», стандартов и новых СанПиН усилился поток требований, предъявляемых сегодня к школе. Это еще в большей мере повлияло на четкость планирования школой расходов, в т.ч. долгосрочных, заставило нас в большей мере обратить внимание на проблему экономии и бережливости ресурсов, активизировать работу по обеспечению привлекательности школы на рынке образовательных услуг. Основные результаты комплексного развития школы ежемесячно отражаются в федеральном мониторинге, представлены в публичных отчетах руководителя, на сайте школы.
К тому же требуемые изменения сопровождаются существенным преобразованием ресурсной базы, что предусмотрено в Программе развития школы, плане поэтапной оснащенности образовательного процесса в соответствии с требованиями стандартов к учебным кабинетам.
Что мы успели за три года модернизировать, какое оборудование приобрели, что сделали в рамках информатизации образовательного процесса? Это приобретение новых компьютеров в каждый класс и установка проекторов и экранов; это приобретение учебно-лабораторного оборудования «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение»; спортивного оборудования и инвентаря.
Конечно, уже устаревшая (с 1990 года) инфраструктура нашей школы, делает затруднительным осуществление дорогостоящих проектов в сроки, требуемые органами надзора и контроля, а порой – невозможными. Например, дневной сон первоклассников; учебные кабинеты школы – полноценное многофункциональное пространство детей для организации учебной и внеучебной деятельности. Но с внедрением продуманных подходов к планированию и организации этой деятельности, эффективной реализации целенаправленных субвенций различных уровней можно сделать многое: к 1 января 2014 года мы планируем оснастить образовательный процесс на 85%.
Важным ресурсом реализации стандартов являются кадры школы. Работа с кадрами была направлена на изучение и практическую отработку нового содержания, эффективных педагогических и образовательных технологий, разнообразия вариативности образования. Организация учительских сообществ школы по принципу «Сотрудничество, содружество, сотворчество»: проблемных творческих групп, методических объединений учителей начальных классов, методических объединений классных руководителей, взаимовыгодное сотрудничество с методическим кабинетом комитета по образованию, - позволили решить многие задачи обучения на рабочем месте, повышения квалификации, подготовки кадров к работе в новых условиях.
Сегодня педагоги начальной школы готовы к реализации инноваций, связанных с реализацией ФГОС НОО. 100% педагогов школы прошли аттестацию, соответствующую новым требованиям: 100% учителей – это специалисты высшей и первой квалификационных категорий.
Еще одним важным направлением является методическое сопровождение введения ФГОС НОО. Заместителем директора по УВР был составлен план методического сопровождения педагогов, внедряющих новый стандарт. Наши учителя никогда не оставались один на один с появлявшимися проблемами, они всегда могли обратиться к администрации школы и получить помощь и поддержку. Тематика педагогических советов 2011-12г.,2012-13г., 2013-2014 г.была посвящена проблемам ФГОС.
НОЯБРЬ 2012.
Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочное время. Были поставлены цели: раскрыть сущность понятия «универсальные учебные действия» и его практическое применение в учебном процессе.
ЯНВАРЬ.2013.
Инновационные особенности образовательного процесса в контексте ФГОС. Были поставлены цели: раскрыть сущность новых инновационных технологий в контексте ФГОС в создании необходимых условий для успешного обучения.
Сегодня поисково-творческая деятельность педагогов школы востребована не только в пределах учреждения. Практически осознанным опытом работы, имеющимися проблемами и перспективами они активно делятся не только в рамках школьных семинаров, «мастер-классов», «круглых столов», но и в плане работы муниципальных методических объединений учителей начальных классов, успешно участвуют в семинарах и конференциях различных уровней проведения. (районный методический семинар заместителей директоров ОУ по теме «Проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе как средство повышения качества образования».
Важным в организации деятельности по переходу на новые стандарты стала для нас и работа по систематизации подхода к внутришкольному мониторингу и контролю деятельности школы, направленную на качество результата. Для начальной школы, работающей по ФГОС был составлен план ВШК, который полностью реализован.
В работе по обновлению образовательного процесса школы, связанной с реализацией стандартов, нам было важно увидеть поддержку родительской общественности. Просветительская работа школы через Управляющий совет школы, общешкольный родительский и классные родительские комитеты, родительские собрания, обновление материалов школьного сайта по проблеме введения стандартов направлена, прежде всего, на разъяснение значимости перемен в образовании, ключевые моменты и ориентиры.
Это позволило родителям осознать масштаб и прогнозировать положительность перемен, связанных с реализацией ФГОС; успешно в сотрудничестве со школой выстроить формы внеурочной деятельности согласно обозначенным направлениям; стать нашими союзниками, что закреплено сегодня общественным договором школы и родителей.
Очень большая работа была проведена именно в этом направлении. Сегодня родители наших учащихся – наши соратники, помощники, даже в некотором роде сподвижники.
Родители наших учеников принимают активное участие в жизни школы, и мы уверены, что введение стандартов второго поколения сыграло в этом немаловажную роль. Практически во всех мероприятиях наши родители являются спонсорами для награждения учащихся. И большое им спасибо за это.
Особое место в информационно-образовательной среде нашей школы сегодня уделено организации инклюзивного образования. Школой предоставлены различные формы образования (в т.ч. индивидуальное на дому), В 2011 году было разработано положение о «Портфолио обучающихся», на основании которого у каждого учащегося 1-4-х классов оформлено «Портфолио».
Целенаправленность действий администрации школы по выполнению требований к условиям образовательной деятельности согласно ФГОС позволила нам не только создать нормативную основу введения и реализации ФГОС, поэтапно реально оценить наши возможности, но и предпринять первоочередные меры по сохранению здоровья участников образовательного процесса, остановиться на решении проблемы обеспечения безопасности участников образовательного процесса, довести до высокого уровня организацию питания в школьной столовой. Безусловно, решить в одночасье все задачи, невозможно.
И, конечно, можно отметить первые проявления результатов введения стандартов:
Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный;
Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;
Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Значительный рост и успешность школы сегодня, безусловно, связаны с теми стремительными преобразованиями, которые происходят в российском образовании, а также слаженной работой педагогического коллектива и администрации школы.