Методическое сообщение. Доклад на тему Опыт и перспективы развития музыкального творчества в системе дополнительного образования детей. Итоги 2014-2015 учебного года
В своем послании Казахстан - 2050 « Единая цель, единые интересы, единое будущее» президент Республики Нурсултан Абишевич Назарбаев обращает внимание на путь в будущее связанное с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев, говоря о том, что развитая страна в XXI веке - это активные, образованные граждане. А для этого нам - педагогам необходимо улучшить качества всех звеньев национального образования, как в других развитых странах, которые имеют уникальные качественные образовательные системы. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Одним из таких звеньев является развитие музыкального творчества детей в системе дополнительного образования.
Наиболее благоприятными и основными функциями дополнительного образования являются культурообразующие и развивающие творческий потенциал личности, позволяющие ребенку включиться в различные виды творческой деятельности и способствовать развитию музыкально-творческого потенциала. Дополнительное музыкальное образование в музыкальной школе получают 240 учащихся дополнительно к общему образованию платно на семи отделениях:
Художественное
Хореографическое
Вокальное
Фортепианное
Народное (класс баяна, гитары)
Казахское (домбра)
Эстрадно-духовое
Воспитанием, образованием и развитием детского творческого потенциала заняты 18 преподавателей. Большая часть педагогического коллектива – опытные преподаватели со стажем работы от 10 и более 20лет
Музыкальное образование направлено на формирование музыкальной культуры как составной части общей культуры личности растущего человека. Важную роль в этом процессе играет народное музыкальное творчество, музыкальный фольклор как традиционный тип художественной культуры, сочетающий в себе коллективность опыта и индивидуальность исполнения, утилитарные и эстетические ценности, элементы различных видов народного искусства, универсальные способы взаимодействия человека с внешним миром и локальность, его связь с различной этнокультурой. Многогранные особенности народного музыкального творчества создают благоприятные педагогические условия для реализации развивающих и культурообразующих функций дополнительного музыкального образования, которое может стать перспективным и продуктивным педагогическим средством творческой самореализации личности растущего человека.
Музицирование позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.
Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах, непосредственно пробуждающее в ребятах интерес, активность, а главное желание творить. На занятиях можно использовать различные творческие задания.
Творческие задания на музыкальных инструментах развивают фантазию и воображение в процессе знакомства с тембром различных музыкальных инструментов, развивают чувство ритма и творческие способности детей. Так, например, в ходе Технического зачета, который проводится на эстрадно-духовом отделении преподаватель Виноградов Николай Григорьевич использует билетную систему, учитывая возрастные способности, предлагает исполнить несколько заданий:
Гамма в восходящем и нисходящем порядке (мажорная и минорная)
Исполнение мелодии, читка нот с листа
Сочинение на заданную тему (Весенний ручеек, Китайская деревня, Веселый музыкант, Поп-арт и т.д.). Импровизация коротких мелодических мотивов -высшая ступень импровизации. Она говорит о том, что ребёнок сделал большой шаг на пути к настоящему музыкальному творчеству.
Специальный инструмент или вокал - познание инструмента, выбранного учащимся, обучение теоретическим основам музыкального искусства, развитие интеллектуальности, накопление слухового опыта у учащихся, воспитывает музыкальный вкус, расширяет кругозор на теоретических предметах музыкального отделения. В общем, все задания направлены на обогащение ребенка новыми знаниями и представлениями о музыкальном искусстве.
Художественное отделение использует экскурсии, походы, концерты, просмотры фильмов по тематике занятий.
Ребята изучают такие предметы, как:
Живопись - на котором ребята познают цветоведение, освоение техники живописи и приемы живописи красками.
Рисунок – на котором формируют использование геометрических предметов, натюрмортов, постановки др. сложностей.
Композиция – на этом предмете у учащихся формируются навыки композиционного мастерства, умение воплощать замыслы в художественные формы и образы.
Скульптура – формирует умение передачи объема фигуры и пространства с помощью пластики, навыки работы с пластилином или глиной.
Декоративно-прикладное искусство – формирующее объем знаний о видах прикладного искусства: моделирование, керамика и т.д.
История изобразительного искусства, рассказывающая об основах изобразительной грамоты.
На хореографическом отделении учащиеся познают знания о танцах, которые исполняются различными народами в естественной среде, которая имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.
На Ритмике - формируются движения ребенка: ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, скачки, скольжения, повороты и раскачивания.Бальный танец и Классический танец – формируют знания и умения по различным видам танца, а также по постановке концертных номеров.
История искусства – изучающий процесс развития искусств со времён их зарождения до наших дней.
Процесс детского творчества в нашей школе происходит тогда, когда возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец, нарисуем пейзаж). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие подходы педагогов, и ребенок интересуется, стремится к творчеству, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходим анализ результатов творчества для формирования творческих способностей.
Постоянное обогащение творческого опыта детей впечатлениями. Окружающая среда должна быть динамичной, обладать высокой степенью неопределенности, неожиданности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятых готовых. Систематическая работа по обогащению и активизации музыкальных навыков и умений. Дети нуждаются в пополнении музыкально восприятия. Процесс обогащения музыкальных знаний и навыков связан с формированием новых понятий и умениями активно пользоваться накопленным запасом;
Целенаправленное, увлеченное построение обучения. При этом условии необходимо соблюдать общедидактические принципы: систематичность, последовательность, повторность, гуманный подход к ребенку. Музыкальное занятие не должно носить принудительный характер, а протекать на позициях сотрудничества и партнерства.
Организация разнообразной, богатой, развивающей среды для проявления творчества необходима.
Перспективой развития музыкального творчества в системе дополнительного образования является овладение углубленными профессиональными исполнительскими навыками, умениями и знаниями, когда преподаватель помогает учащемуся определиться с выбором средне-специальным и ВУ заведением и его по его желанию организует консультативную помощь преподавателей этого учебного заведения. Профориентационная работа в школе ведется на достаточно хорошем уровне: пять человек продолжат учебу в средних и высших учебных заведениях.
Одним из показателей творческих достижений школы – награды участников образовательного процесса в конкурсах и фестивалях. В период 2014-2015учебного года преподаватели совместно с учащимися «Школы искусств» приняли участие в 30 мероприятиях, из которых: 23 в пределах школы и района, а четыре из них – Областной, Региональный, Международный и Республиканский конкурсы за пределами района. И у нас есть два призовых места. На Республиканском фестиваль-конкурсе «Салем, Астана!» учащаяся 3класса Жанзакова Нурикамал (преподаватель - Султанова Асель Сериковна) заняла III место, сыграв на домбре. Ансамбль эстрадно-духового отделения «Дружба» руководителем, которого является Виноградов Николай Григорьевич на Международном детском фестивале –конкурсе «Солнечный круг» в г.Челябинске заняли занял III место.
Хочется отметить, что достижения наших преподавателей, учащихся и их родителей возможность участия, успешного результата зависело именно от совместного желания этих людей. Все преподаватели награждены почетными грамотами за подготовку и организацию конкурсов.
Большую воспитательную работу запланировали преподаватели «Школы искусств» на новый учебный год и сейчас совместно решаются и обсуждаются вопросы по улучшению качества знаний учащихся.
С каждым годом всестороннее удовлетворение образовательных потребностей в дополнительном образовании растет и не стоит на одном месте. Надеемся, что с каждым учебным годом количество наших общих районных Лауреатов будет расти и каждому ребенку станет еще интереснее на наших уроках, ведь мы преподаватели, а значит с нами не должно быть скучно, с нами должно быть интересно!