Литература Урок Н.Сладков Шапки долой!


Литература
Н.Сладков «Шапки долой!»
Задачи:
Способствовать формированию представлений о творчестве И.Сладкова, вспомнить изученные ранее произведения этого писателя, их отличительные особенности, продолжить формирование умений пересказывать текст, используя выразительные средства языка; развивать память, речь, мышление, воображение, чувство юмора; осуществлять эстетическое воспитание, воспитание любви к природе.
Ход урока
1.Организационый момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли тихонько в класс,
Встали все у парт красиво,
С учителем поздоровались учтиво.
Тихо сели, спины прямо.
Все легонечко вздохнем
И урок сейчас начнем!
2.Проверка домашнего задания.
Конкурс на лучшее чтение наизусть произведения А.П.Чехова.
Цель нашего конкурса: проверить умение выразительно читать текст, проверить мастерство учащихся перевоплощаться, чувствовать прочитанное, выбрать лучших чтецов в классе, дать рекомендации всем участникам конкурса.
Выбор жюри конкурса.
Выбор участников конкурса.
Чтение текста наизусть.
Подведение итогов конкурса, рекомендации.
3.Вступительная беседа.
- Когда вы были в лесу? Что вы там увидели?
Как живая природа встречает весну?
Какие изменения произошли в лесу с приходом зимы?
4.Подготовка к восприятию произведения.
Николай Иванович Сладков – один из учеников В.В.Бианки. Он начал печататься на страницах «Лесной газеты», издаваемой писателем природоведом.
В своих произведениях Н.И. Сладков привлекает внимание читателей к новым, неожиданным явлениям природы, к ее краскам и формам.
Содержание своих книг Н.Сладков часто дополняет прекрасными авторскими фотографиями, которые имеют самостоятельно познавательное значение.
Рассматривание иллюстрации в учебнике. Прогнозирование.
- Что изображено на картинке?
Почему пни улыбаются?
Зачем пни сняли шапки? (Они рады теплу, приходу весны. Встречают ее, сняв шапки)Словарная работа: Увязнуть, набекрень, раззадориться.
Целевая установка: Послушайте рассказ Н Сладкова. Почему он так назван?
Работа над произведение.
Чтение рассказа учителем.
Проверка восприятия.
- Понравился вам рассказ?
Что запомнилось больше всего?
Назовите тему текста?
Чему радуются пни?
Почему Н.Сладков так назвал свое произведение? Как еще его можно назвать?
Повторное чтение рассказа учащимися.
Беседа по содержанию.
- Что такое пень? (Это то, что осталось после того, как дерево срубили.)
Почему тогда у Сладкова пни выглядят довольно симпатичными? (Он пишет о них, как о людях. У пней есть глаза, брови, уши.)Как себя чувствовали лесные пни зимой? Докажите это словами из текста.
Деление текста на части, составление плана.
1.Лесные пни в снегу.
2.Пни раззадорились.
3.Пропадай, шапка!
5.Физминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
6.Пересказ текста по плану.
- Назовите идею этого произведения. (Весной природа оживает, все рады солнышку, теплу.)
А вы знаете, как весну встречают другие лесные жители?
Послушайте отрывок из рассказа Г.Скребицекого «На лесной поляне». Целевая установка:
- Кто ещё встречает весну в лесу.
7.Подготовка к выразительному чтению.
- Как надо читать первую часть? (Негромко, медленно, холодно, показывая голосом, что пни не рады зиме)
Как вы будете читать вторую часть? На что сделаете логическое ударение? (Чуть живее, громче, веселее)
Как надо читать третью часть? Почему?
Упражнение в выразительном чтении.
8.Творческое задание.
1 вариант
Выбор опорных слов для сказки на тему: «Как весну встречают лесные жители».
Солнце улыбнулось, лучи растопили, ручьи разлились, сосульки заплакали, заговорил весенний ветерок, захлопотали, заплясали и т. д. Составление сказки.2 вариант
Прочитать учащимся начало сказки Н.Павловой, а затем они должны придумать продолжение этой сказки.
Под кустом
Старый очень не любил
Чтобы под ним что-нибудь росло: пусть даже совсем тоненькая травка. И с самой весны, как только почки на его голых ветках начинали толстеть, куст уже поглядывал вниз. Поглядывал, не выросла ли там какая-нибудь травинка.
И потому, когда он заметил под своей нижней веткой жёлтенькой цветочек – гусиный лук – он очень рассердился.
- О чем ты думал, когда выбрал это место! – крикнул он цветку …
Слушание сказки. Рекомендации.
9.Подведение итогов урока.
Какие изменения происходят в лесу с приходом весны?
Как встречают весну лесные жители?
В чем особенности произведений н.Сладкова?
Какие из его произведений вы уже читали?
Нравятся ли вам творческие работы этого писателя?
10.Задание на дом: читать, пересказывать, продолжить работу над сказкой.