Выступление на ГМО учителей начальной школы «Опыт, проблемы и перспективы организации внеурочной деятельности в условиях интеграции общего и дополнительного образования».
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
При организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо опираться на следующие документы:
– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373;
– Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 26.11.2010 г № 1241;
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. № 03-296 ;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 22 сентября 2011 г. № 2357;
– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основным нормативным правовым документом, определяющим все регламенты внеурочной деятельности, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
На следующем слайде презентации предоставлена методическая литература, которую можно использовать при составлении рабочих программ по внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд задач:
обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения в социуме.
Принципы организации внеурочной деятельности:
1. Включение учащихся в активную деятельность;
2. Доступность и наглядность;
3. Связь теории с практикой;
4. Учет возрастных особенностей;
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Ожидаемые результаты
-Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу;
-воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
--формирование чувства гражданственности и патриотизма, осознанного отношения к профессиональному самоопределению,
- достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Определена оптимальная модель внеурочной деятельности для школы – смешанная модель, т.е. используются школьные ресурсы (свои педагоги + привлечение педагогов дополнительного образования), так же данная модель позволяет реализовать свои программы дополнительного образования, программы дополнительного образования УДО, воспитательные программы и проекты.
Такая интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения ресурсов.
Мы тесно сотрудничаем со Школой искусств №2, ЦДТ, Музеем истории и культуры г. Воткинска, ЭБЦ, ДК на Кирова.
Внеурочная деятельность в 1-4 классах осуществляется через организацию деятельности групп продленного дня, кружковую работу, реализацию общешкольных программ, программ ВР классных руководителей, а также через сетевое взаимодействие с УДО.
Внеурочная деятельность находит отражение в журналах ГПД (у учащихся 1-4-х классов). Результаты каждого ребенка во внеурочной деятельности находят отражение в портфолио ребенка, представлены родителям в виде выставок, концертов, открытых мероприятий.
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное (общественно-полезное), общеинтеллектуальное (познавательное), общекультурное (художественно-эстетическое).
Воспитательный результат ВД – это, что стало непосредственным итогом участия школьников в деятельности.
Эффект-это последствие результата: то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты ВД школьников:
1-й уровень результатов-приобретение школьником социальных знаний (1-й класс). Достигается во взаимодействии с педагогом.
2-й уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2-3 класс). Достигается в дружеской детской среде (коллективе).
3-й уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (4класс). Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Общекультурное (художественно-эстетическое) направление представлено кружками:
На базе школы:
младшей группой вокальной студией «Радуга»
танцевальной студией «Непоседы».
Реализуется программа внеурочной деятельности в 1 классе «Город мастеров», «Бумажная фантазия» 2-3 классы.
На базе УДО
студия «Модница» кружок «Мягкая игрушка» ЦДТ.
«Изостудия» ЦДТ;
Ансамбль «Ложкари» Школа искусств №2;
«В музыку с любовью» Школа искусств №2;
«Веселая ритмика» ДК на Кирова;
Эстрадные танцы ЦДТ.
Данное направление помогает реализовать свои творческие способности учащимся нашей школы и имеет «результативный» подход к формированию и работе творческих коллективов. Дети творческих коллективов являются постоянными участниками традиционных мероприятий школьных мероприятий, призерами и победителями городских мероприятий
Общеинтеллектуальное (познавательное) направление реализуется в рамках проведения предметных декад, организации интеллектуальных конкурсов и школьного научного общества. Это направление представлено также программой внеурочной деятельности «Умники и умницы», «36 занятий для будущих отличников», «Занимательная грамматика», «Информатика в играх и задачах», «Логика», «Земли родной просторы» «Азбука экологии» ЭБЦ , «Английский для малышей» ЦДТ.
Это направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Оно призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Результативность данного направления: наши учащиеся являются победителями и занимают призовые места в городских конкурсах ЭБЦ. Учащиеся начальных классов ежегодно принимают участие в школьных и городских учебно-практических конференциях, являются победителями и призерами.
Духовно-нравственное направление реализуется через краеведческие занятия «Откройте для себя музей» научным сотрудником Музея истории и культуры г. Воткинска . Ни одна выставка музея истории и культуры города не осталась без внимания педагогов и учащихся школы. Посещение Музея-усадьбы П.И. Чайковского. Участие в конкурсах этих культурных учреждениях города.
Организуются встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн, проводятся экскурсии в школьный музей быта, музей боевой славы и городской музей локальных войн. В рамках акции «Во славу Отечества» в школе проводится праздничный концерт, смотр строя и песни, выпускаются стенгазеты о пионерах-героях ВОВ, выпускниках школы – героях ВОВ.
Ведется шефская работа с ветеранами педагогического труда.
Ученики школы участвуют в олимпиадах по основам православной культуры, собирают материал в рамках подготовки к учебным конференциям по просветителям воткинской земли и делятся информацией с Музеем истории и культуры г. Воткинска.
Физкультурно-оздоровительное направление представлено реализацией общешкольной программой «Здоровье» через спортивные мероприятия в течение учебного года и в период каникул. Целью программы является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
. Ежегодно проводится школьная спартакиада, турслет, школьные олимпийские игры, веселые старты, «Папа, мама, я – спортивная семья».
Классными руководителями проводятся факультативы: «Разговор о правильном питании», «Здоровейка». Дети участвуют ежегодно результативно в городском турнире «Большая бутса», участники республиканского конкурса «Здоровая семья-счастливая семья» в рамках проекта «Удмуртия-территория здоровья».
В школе ведется кружок «Шахматы» ДЮСШ..
Социальное направление реализуется через проектную деятельность. Это общеклассные проекты (групповые и индивидуальные проекты) социальной направленности. Такие как ежегодная акция «Бумаге вторую жизнь», «Украсим школьную клумбу», «Ветеран живет рядом», «Теплые рукавички», проведение концертов для людей с ОВЗ и престарелых граждан. Ежегодное участие в городском конкурсе «Зеленый светофор».
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности мы используем возможности организации отдыха детей и их оздоровления, организуем тематические лагерные смены декоративно-прикладного, экологического, краеведческого и лингвистического направления.
Однако существуют проблемы и ошибки при интеграции НОО и ДО УДО:
отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании;
имеет место перегрузки детей;
реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДО) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;
не определены условия финансирования внеурочной деятельности.
Перспективы интеграции НОО и ДО УДО:
возможность обеспечения дополнительности целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и социальным заказом;
возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
материально-техническая база для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;
изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
методическая поддержка процессов интеграции НОО и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных результатов и др.;
уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
возможности работы в социуме, социального творчества детей;
организацию каникулярного времени детей;
возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
Содержание образовательного стандарта второго поколения гласит «От образования на всю жизнь к образованию для жизни». Современный этап развития нашего общества требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в новых условиях.