Литературное чтение во 2 классе. Тема. Внеклассное чтение «Рассказы и сказки Н. Носова».
Литературное чтение
Тема. Внеклассное чтение «Рассказы и сказки Н. Носова».
Цель и задачи: познакомить с творчеством Н. Носова, особенностями его рассказов и сказок; развивать мышление, память, наблюдательность; воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения.
Урок общеметодологической направленности
Предметные результаты. Научатся читать по цепочке, подробно излагать прочитанное, рассказывать о героях, расшифровывать текст, составлять план, пересказывать текст по плану
УУД. Р: готовность к преодолению трудностей и поиск способов преодоления трудностей
П:проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
К: потребность в общении
Личностные результаты. Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков, как собственных, так и окружающих людей
Ход урока
I Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Отгадай анаграммы.
ЙКАЗЕНН КУНШИПТ КАБУКОВ КИБЮТ ЗИРБАКУ МЧУНЛО
(Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун)
2. Беседа.
— Из какой сказки эти персонажи? («Незнайка в Солнечном городе».)
— Кто автор сказки?
— Какие еще произведения Носова вы знаете? (Рассказы «Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазеры», сказка «Незнайка на Луне», «Затейники» и др.)III. Постановка целей
1. Рассматривание книг на выставке.
— Какие книги вы прочитали?
- Что вы видите на иллюстрациях?
— Каковы главные темы этих произведений?
2. Сегодня вы узнаете, какие еще рассказы и сказки написал Н. Носов. Вам откроются другие стороны личности писателя, разные грани его таланта.
IV. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
Родился Н. Носов на Украине, в г. Киеве. В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, играл в театре и т.д., и т.п. Впоследствии это очень поможет ему и в жизни, и в творчестве, в частности.
Прежде чем поступить в институт, сменил много занятий, не ленился и хорошо трудился и в качестве газетного торговца, и рабочего.
Поступил в Институт кинематографии в г. Москва. По окончании работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной Звезды.
Свои юмористические рассказы начал писать еще до войны. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Там были опубликованы его первые рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».
А после войны вышел сборник его рассказов, куда вошли и новые: «Мишкина каша», «Фантазеры», «Ту-тук-тук» и другие.
Они сразу полюбились детям. Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно было не только развлечься, посмеяться, ной узнать что-нибудь интересное, полезное (как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток и т.д.).
Но наибольшую известность принесла писателю его сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и ее продолжения — «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Такая повесть-сказка из 3 частей называется трилогией.
Когда вы станете постарше, вам интересно будет прочитать повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», «Веселая семейка» и др.
Итак, Носов известен в России и как режиссер, и как писатель, а впоследствии и как сценарист своих книг (сценарии пишут, чтобы снимать кино, мультфильмы), и как драматург (он писал пьесы для театра по мотивам своих сказок и повестей).
2. Пересказы рассказов Н. Носова и глав из его трилогии про Незнайку.
— К сегодняшнему уроку вы приготовили пересказ наиболее понравившихся рассказов и глав из сказок Н. Носова. Послушайте своих товарищей. Подумайте, какова тема этих произведений (то есть, о чем они) и главная мысль, идея (то есть, чему они учат). На доске записаны русские народные пословицы. Подберите пословицы к рассказам Н. Носова:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Как аукнется, так и откликнется.
Робкого и тень страшит.
Берись дружно - не будет грузно.
У страха глаза велики.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Не давши слово - крепись, а давши - держись.
Много желать—добра не видать.
Добро желаешь—добро и делай.
Много слов, да мало дела.
Семь раз отмерь - один отрежь.
Терпение дает умение.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Звону много, да толку мало.
За признание — прогулка, за утайку — нет помилования.
Рассказ «Огурцы»
— Кто главный герой рассказа? (Котька.)
— Какой проступок совершили Павлик и Котька?
— Как вы относитесь к Павлику? (Он нечестный, трус. Не хочет отвечать за свои поступки.)— Легко ли было Котьке возвращаться на поле, назад? (Нет. Ему было стыдно.)— Почему у Котьки было радостно на душе, когда он бежал домой? (Он признался в своем поступке, попросил прощенья, хотя это было трудно.}— О чем же этот рассказ?(0 дружбе, о честности.)
— Какова его главная идея, мысль? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощенья.)— Какая пословица подходит к главной мысли рассказа? (За признание — прогулка, за утайку — нет помилования. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.)(Аналогично ведется работа и по другим рассказам и главам из трилогии о Незнайке.)
V. Закрепление. Литературная игра Тур «Занятия и увлечения»
— Чем занимались эти персонажи?
{Был врачом)(Рисовал)
(Изобретатели)
(Поэт)
(Режиссер)
(Музыкант)
(Устроила книжный театр)
(Ученый)
ПилюлькинТюбик
Винтик и ШпунтикЦветик
ШтучкинГусляБуковка
ЗнайкаТур «Смешные истории»
— С кем случались эти забавные истории?
Поменял чемоданы в поезде и потерял щенка? (Мишка. Рассказ «Дружок».)Принял стук вороны за вора. (Костя и Витя. «Тук-тук-тук».) Испугался шляпы. (Вовка и Вадик. «Живая шляпа».) Застряв в ящике комода. (Вовка «Находчивость».) Испугался волка под одеялом, (Валя и Петя. «Затейники».) Уронил в колодец чайник и ведро. (Мишка. «Мишкина каша».)Тур «Разгадай кроссворд»
— Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, где впервые были опубликованы главы из сказки «Приключения Незнайки и его друзей».
(Ответы. По горизонтали: 1. Тюбик. 2. Знайка. 3. Барбос. 4. Буковка. 5. Мишка. 6. Шпунтик. 7. Ниточка. 8. Брыкун. По вертикали: 1. «Барвинок».)VI. Подведение итогов. Рефлексия.
— Чем вам понравились рассказы и сказки Носова? (В них много юмора, смешных историй и приключений.)
— Что можно полезного узнать, читая их? (Как пришить заплатку, сварить кашу. Как себя вести, если ты потерялся. Как сделать воздушный шар. Что делать, если воздушный шар снижается. Как играть в шахматы, и т.д.)— Что вы узнали о Носове? (Он не только писатель, но и сценарист, режиссер, увлекается техникой.)
Просмотр видео отрывка любого мультфильма. («Незнайка в Солнечном городе». «Незнайка учится» или фильма «Два друга», «Дружок», «Фантазеры».)