Урок по литературному чтению Н.СладковВесенняя баня(2 класс)


ЛИСИЧАНСКАЯ ЗОШ І – ІІІ СТУПЕНЕЙ № 26
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ
Н. СЛАДКОВ «ВЕСЕННЯЯ БАНЯ»
Подготовила
учитель начальных классов
Стариковская О. В.
Тема. Н. Сладков «Весенняя баня»
Цель. Ознакомить с произведением Н Сладкова «Весенняя баня», совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом; развивать коммуникативные умения, речь, внимание, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Оборудование. Портрет Н. Сладкова, иллюстрации к произведению, картинка воробья, карточки.
Тип урока. Комбинированный.
Ход урока
І. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно!
ІІ. Актуализация опорных знаний
Упражнения на развитие техники чтения
- Многократное чтение (Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.)
2. Работа над скороговоркой
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
3. Беседа о изменениях в природе весной.
- В какое время года Валя могла замочить валенки на проталенке?
- Какие еще изменения происходят в природе весной?
- Кто радуется весне вместе с людьми?
4. Игра «Собери слова»
есван (весна)
лсыкошно (солнышко)
тлпое (тепло)
сжненикпод (подснежник)
ІІІ. Изучение нового материала
Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н. Сладкова.
Вспомните, о чем писал Н. Сладков?
Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе?
Отгадайте загадку:
Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетаетЭта птица - круглый годВо дворе у нас живетИ чирикает онаГромко с самого утра:- Просыпайтесь поскорей. -Всех торопит (Воробей)
Кто герои рассказа?
Сообщения учащихся о воробьях.
Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В России встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский.
Из-за того, что воробей хитёр и вороват, широкое распространение получила версия о происхождении слова «воробей» от словосочетания вора — бей!». На самом деле в славянских языках слово «воробей» имеет тот же корень, что и в слове «ворковать». Основой этому глаголу, как и глаголу «ворчать», послужило несохранившееся ныне слово «ворк». Так эту птицу прозвали за постоянное не умолкающее ни на минуту чирикание.
Воробей за день тратит очень много энергии и поэтому не может голодать более двух суток.
Большинство представителей семейства по земле передвигаются прыжками из-за коротких ног.
Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Понаблюдайте, как умело воюют они во дворе с голубями за свой кусок хлеба. Но малышей воробьи кормят нежным мясом гусениц, бабочек, и польза воробьев, заключающаяся в уничтожении вредителей в огородах, виноградниках и садах, уравновешивает некоторый вред, приносимый едоками зерна. Выкармливая выводок из четырех-шести птенчиков, родители-воробьи суют в оранжевые рты детворы около тысячи разных насекомых.
Из-за особенностей строения глаз, воробьи видят мир в розовом свете, а в шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа.
Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. 
Словарная работа
Фейерверк -
1)цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т. д...
2) В переносном смысле -стремительный поток, обилие чего-либо (напр., фейерверк слов). 
Труха – мелкие остатки перегнившего сена, дерева.
Сажа – черный налет от сгорания топлива.
Первичное восприятие текста.
- Сколько воробьев было в рассказе?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз
- Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали.
- Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону.
- Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа.
- Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой.
- Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения - так успокаиваем глаза.
- Зарядка окончена!
IV. Закрепление изученного материала.
Чтение рассказа по частям с анализом содержания.
- Кем считал себя Ванятка?
- Каких птиц увидел мальчик?
- Что делали птицы?
- Почему ахнул Ванятка?
- Где зимовали воробьи?
2. Работа над художественными средствами описания.
- Прочитайте предложение:
«Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке- искорка солнца»
- Раскройте смысл этого предложения.
- Да, в этом предложении мы чувствуем и движение, и цветные яркие краски, и свежие весенние звуки.  Какое ёмкое по смыслу выражение автора!
- Найдите и прочитайте, как автор передает удовольствие воробьев от купания.
3. Беседа по определению основной мысли текста
- Каковы чувства Ванятки?          
 - Каковы чувства воробьёв?        
- Каковы чувства автора?
- А наши чувства?
- Что же у всех героев общего? (все рады весне, ждут её наступления, чувства радости, восторга, отличного весеннего настроения)
- Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас
Н. Сладков?  (Весна - это время перемен. Весной всё обновляется и очищается: природа, чувства, желания).
«Жужжащее чтение»
Для правильного выполнения следующего задания необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!
Игра: «0 или 1».
- Я говорю фразу из рассказа Сладкова. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.
- Ванятка вышел из школы-1
- Одна птичка черная, другая- серая, а третья вовсе белая – 0
- Брызги над ними, как звон капели- 0
- Выкупались, вымылись, наелись и выскочили на бережок-0
- Воробьи! Все четверо- обыкновенные воробьи! -0
- Вот и стала вода в луже черно-кирпично-коричневой! -1        
- Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился:100 001.
6. Работа в парах на карточках
Кого характеризуют данные слова. Соедини стрелочками.
умные
наблюдательный Ваняткачистенькие
внимательный
находчивые воробьи
удивленный
взъерошенные
- Почему вы считаете, что воробьи находчивые?
- Легко ли воробьям было пережить зиму? Помогали ли вы им?
V. Итог урока
Самооценка. (Учитель диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус)
Я старался и выполнял задания без ошибок  
Работал активно, поднимал руку
Внимательно слушал ответы одноклассников
Узнал для себя новое
Следил за своим здоровьем