Каждый сапожник — в душе художник! Презентация учебной мастерской — Обувное дело. Школа-интернат VIII вида с. Развильное.
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида с. Развильное
Профессионально-трудовое обучение. Профиль – Обувное дело.
Учитель – Надежда Гавриловна Резван.
Трудовое обучение детей и подготовка учащихся к самостоятельному труду считаются основной задачей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида. Спектр профилей трудового обучения нашей школы представлен профилями: столярное, швейное, штукатурно-малярное, обувное дело, цветоводство и растениеводство.
Со дня организации нашей школы – 1962 год (в сентябре 2012 года отметили 50-летие), одним из профилей профессионально-трудового обучения является обувное дело. Обучающиеся, воспитанники осваивают профессию обувщика.
В процессе обучения ученики осваивают теорию и, что самое главное, практику. Сапожник должен уметь делать не только новую обувь, но и чинить старую, чтобы ноги в обуви на ходу не уставали, в дождь не промокали, в стужу не мёрзли, в жару не потели Всё это от сапожника большого мастерства требует!
Самую простую профессию обувщика-ремонтника получить не сложно, но настоящими мастерами становятся единицы.
«Каждый сапожник – в душе художник!» - девиз нашей мастерской. Он вселяет в ребят гордость и уважение к своей будущей профессии обувщика. Мальчишки знают, чтобы стать настоящими мастерами, нужно хорошо потрудиться. И они старательно трудятся, с каждым годом раскрывая себя в обувном деле.
Правильная организация учебной мастерской в большой мере способствует эффективной подготовке учащихся к труду. Наличие необходимого оборудования, его рациональное размещение и использование – воспитывает у школьников трудовую культуру, чувство уважения к занятиям в мастерской, повышает производительность учебного труда.
За годы учёбы мои ученики успешно осваивают имеющееся в обувной мастерской оборудование, умеют обращаться с сапожными инструментами,соблюдая правила безопасности и гигиены труда при работе в мастерской.
Согласимся с утверждением, что «не место красит человека».Но, когда речь идёт о рабочем месте обувщика, оно обязательно должно быть удобным. Поэтому наша мастерская оборудована специальными обувными верстаками и табуретками к ним – именно такой мебелью пользуются профессиональные мастера, ремонтируя обувь своим клиентам. Надев фартуки и разложив на верстаке сапожные инструменты, мои ребята преображаются: они становятся сосредоточенными, серьёзными. И тогда понимаешь, что труд – основа всего мудрого и прекрасного на земле. В специальной (коррекционной) школе труд рассматривается не только как средство обучения, профессиональной подготовки, но и как средство коррекции недостатков ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его воспитания.
Центральное место в мастерской занимает Экран работы обувщика, который состоит из следующих разделов: «Усвоение теории. Практическая деятельность. Оценка труда.» – по каждому обучающемуся, воспитаннику и способствует развитию у учащихся контроля и самоконтроля, ответственности за результаты учебной работы, предоставляет учителю оперативную информацию об усвоении детьми программного материала.
Главным и основным методом обучения в коррекционной школе является объяснительно-иллюстративный, использование наглядных методов и средств обучения. В арсенале нашей мастерской имеются комплекты инструкционных и технологических карт: прикрепление заплат, прикрепление набоек, восстановление нарушенных скреплений подошв, ремонт низа обуви клеевого метода, ремонт низа обуви гвоздевого метода, ремонт низа обуви прошивного метода, ремонт заготовки верха обуви, ремонт и замена каблуков, пошив комнатной обуви и т.д. Такие наглядные пособия позволяют учащимся точнее представить предстоящую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия. Следовательно, учитель для работы по каждой теме готовит образцы и инструкционные карты.
В нашей обувной мастерской имеется наглядный материал по следующим темам: «Основные виды обуви», «Строение обуви», «Материал верха обуви», «Материал низа обуви», «Детали верха обуви», «Детали низа обуви», «Обувная фурнитура», «Инструмент для отделки обуви», «Методы крепления подошвы», «Виды ремонта обуви». Этот материал содержит все сведения программы «Обувное дело».
Оборудование мастерской, наглядный, раздаточный и дополнительный материал способствуют прочному усвоению умений и навыков по обувному делу детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом усвоения знаний и умений учащихся являются оценка труда, самостоятельные работы, тестовые задания, практическое повторение, контрольные работы.
Сводная ведомость
Предмет - ПТО Профиль – Обувное дело
По итогам – 2014/2015 учебного года.
Класс
Кол-во уч-ся
Прис-ли
Количество оценок
Аттес-но
Не аттес-но
Уровень усп-ти
КЗ
Средний балл
СОК
5
4
3
2
8
6
6
2
3
1
-
6
-
100%
83%
4,2
71%
7
5
4+1 (инд. д/о)
-
4
1
5
-
100%
80%
3,8
58%
4
5
5
3
1
1
-
5
-
100%
80%
4,4
80%
Итого
16
15
5
8
1
-
16
-
100%
81%
4,1
70%
Проблемы педагогов данного профиля.
На сегодняшний день учебно-методический комплекс по данному профилю представлен:
1) Государственной программой по трудовому обучению «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы». Под редакцией кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника А.М. Щербаковой. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2001.
2) Учебниками для 4-5 класса год издания 1968, 6-8класса год издания 1970, авторы – М.С. Лаврова, А.П. Мошков.
Отсутствуют:
- стандартным, полиграфическим способом изготовленные наглядные пособия по государственным программам трудового обучения;
- современные учебники по обувному делу для учащихся специальных (коррекционных) школ;
- экзаменационные билеты, разработанные институтом коррекционной педагогики Российской академии образования;
- рабочие тетради.
Изменение технологического процесса изготовления и ремонта обуви, применение новых обувных материалов, применение нетканых материалов; усовершенствование технологического оборудования, требует усовершенствования методического комплекса и создания дидактических материалов, которые позволят учителю обеспечить более высокий уровень усвоения учащимися теоретических, технологических и комплексных тем.
Вывод: Обучение обувному делу в специальной (коррекционной) школе VIII вида даёт обучающимся, воспитанникам школы навыки самообслуживания: ремонт обуви в домашних условиях, пошив домашней обуви, ремонт кожгалантерейных изделий; самостоятельное выполнение производственных заданий на уровне 1 и 2-го разрядов обувщика по ремонту обуви (согласно тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий); возможность дальнейшей специализации после обучения в ПУ на производстве пошива обуви, а также участие в системе индивидуальной трудовой деятельности.
Освоение программы даёт достаточную подготовку для продолжения обучения в ПУ обувного профиля.
Особое значение имеет обучение обувному делу в школах-интернатах, т.к. ремонт обуви продлевает срок службы обуви обучающихся, воспитанников.
Выпускникам школ даёт возможность трудоустройства на предприятиях по пошиву и ремонту обуви и возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью на дому. Сапожное ремесло и домашнему умельцу не помешает.
Поэтому ребята с большим интересом занимаются в обувной мастерской.
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда любой труд возвышается до творчества».
15