Программа воспитательной работы в классах казачьей направленности
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Г. АБИНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
Программа
«Казачата» воспитательной работы
в классах казачьей направленности
353320 Краснодарский край,
город Абинск
Абинский район
ул.Володарского,55
конт.телефон: 8(86150) 5-27-61
E-mail: abinsk scool3@mail.ru Директор МБОУ СОШ № 3
Людмила Викторовна Гарбуз
Программа составлена учителем начальных классов, классным руководителем класса казачьей направленности, педагогом – организатором классов казачьей направленности МБОУ СОШ № 3.
Пояснительная записка:
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций. Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Нравственно-патриотическое воспитание средствами внеклассной работы в классах казачьей направленности». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классах казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей.
Поэтому система воспитательной работы в классах предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно - эстетическое и трудовое воспитание.С целью осуществления комплексного подхода в работе по усилению внимания к нравственно – патриотическому, этическому, правовому воспитанию школьников и решения постановления правительства РФ «О федеральной целевой программе поддержки казачьих обществ» от 21.07.09.», «О краевой программе «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края от 13.09.01, возникает необходимость в создании данной программы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
духовное и нравственное воспитание детей;
формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения;
выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих умелое сочетание казачьих традиций и инноваций в учебно-воспитательном процессе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Разработка и апробирование модели детского самоуправления .Корректировка авторских и модифицированных программ педагогов, работающих в казачьем классе, для определения возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Проведение педагогического мониторинга воспитанности и обученности учащихся казачьего класса.
Воспитание потребностей знать историю и культуру своего края, фольклор и этнографию.
Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи. Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, станицы.
Актуальность программы
Проблема воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Воспитательная деятельность постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. Время обозначило необходимость поиска рациональных путей повышения эффективности воспитательного процесса.
В современных условиях использование имеющегося богатейшего опыта казачьего воспитания является одним из основных направлений в духовно-нравственном становлении молодежи, формировании гуманистических, социально- значимых ценностей и образцов гражданского поведения, толерантного сознания.
Открытие классов казачьей направленности предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.
Новизна программы заключается в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон деятельности учителя и ученика; разработке новых форм, методов и средств воспитательной работы в казачьих классах, постановке и решение новых педагогических задач. Поиском новых форм и обогащением старых новым содержанием ПО, учитель, учащиеся, родители занимаются постоянно: совет атаманов, час атамана, конкурсы, фестивали и т.п.
Сроки реализации программы рассчитаны на девять лет (1-9класс)
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
1ступень-1-4 классы
К концу четвертого класса дети должны знать и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение», родовые и семейные традиции. У учащихся должны укрепиться ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким.
Должны иметь представление о красоте и разнообразии природы Кубани, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые можно встретить на территории Краснодарского края.
2 ступень-5-7 классы
К концу седьмого класса дети должны знать главные христианские праздники, казачьи обычаи и обряды; любить и уметь исполнять казачьи песни, обогатить свою речь кубанскими пословицами, загадками, сказками; знать о профессиях, распространенных на территории Кубани.
3 ступень – 8-9 классы
К концу девятого класса дети должны обладать знаниями по истории Отечества и казачества, гордиться историческим прошлым своего края, стремиться к самостоятельному изучению истории Кубани.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В школе созданы 3 класса казачьей направленности.
Выделен отдельный кабинет, оснащенный техническим оборудованием (компьютер, мультимедийная доска).
Для организации воспитательного процесса по Программе «Казачата» в распоряжении данного класса имеются:
Для ведения курса истории казачества – видеоматериалы, методическая литература по теме, организация экскурсионной работы.
Для ведения занятий декоративно-прикладного характера- иглы для вышивания, кружева, ткань, соломка, ножницы, бумага.
Для занятий по фольклору – специальная литература по теме, фольклорные тексты (песен, игр, танцев, сказок, пословиц, поговорок, загадок), видеозаписи выступлений фольклорных коллективов, Кубанского казачьего хора. Содержание программы:
1.Общие положения
1.1 Учащиеся, обучающиеся в классах казачьей направленности, регулирует вопросы организации мероприятий.
1.2 Основными задачами классов казачьей направленности являются:
создание оптимальных условий для развития у детей организаторских способностей, интереса к общественной жизни страны, края, района;
повышение социальной активности;
воспитание инициативной личности с чувством собственного достоинства;
воспитание у учащихся патриотизма и высших нравственных качеств.
1.3 Классы казачьей направленности имеет свою символику- знамя, подаренное Абинским казачьим штабом.
1.5 Классы казачьей направленности имеют свой девиз.
2. Структура органов самоуправления классов казачьей направленности:
2.1 Высшим органом классов казачьей направленности является совет атаманов, который собирается не реже 1 раза в месяц.
2.2 Воспитательную работу с казачатами регулирует и координирует совет атаманов, членами которого являются атаманы классов.
2.3 Педагогическое руководство осуществляет педагог – организатор, классные руководители.
3. Структура органов самоуправления в классах казачьей направленности
3.1 Атаман класса избирается на общем сборе из числа учащихся данного класса открытым голосованием, сроком на 1 год.
3.4 Каждый класс имеет свою форму, девиз, речёвку.
4. Документация классов казачьей направленности:
4.1 Программа воспитательной работы в классах казачьей направленности.
4.2 План работы Совета атаманов, протоколы.
4.3 Отрядный уголок.
4.4График проведения «Часа атаманов».
Облик учащегося казачьего класса:
Помни всегда, что учишься в казачьем классе.
Соблюдай форму одежды.
Закаляй свое тело, дух, волю.
Всегда смотри людям в глаза.
Будь честным во всем.
Помни, что честный велик в малом. Не лги, не хвастайся, не груби
Кодекс чести казака:
Быть верным любимой Кубани и России, гордиться их прошлым, уважать народные, казачьи и христианские обычаи.
Чтить старших, уважать старость.
Держать слово – слово казака дорого.
Быть трудолюбивым.
Помнить: по тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.
Правила поведения:
Сила казака не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
Старайся меньше о себе говорить.
Стремись, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы – тверды.
Поведение должно отличаться корректностью, предупредительностью к окружающим.
Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других.
Размышляй неторопливо, но действуй решительно, уступай великодушно, а сопротивляйся стойко.
Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.
Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
Будь верен тому, кто верен тебе.
Направления работы в классах казачьей направленности
Мы живем на славной казачьей земле. Каждая травинка, песня, слово пропитаны ароматом свободы и степных трав. Воспитание на традициях Кубанского казачества позволяет детям познать и полюбить свой край, приобщиться к истокам родной культуры. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах является патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое, спортивное, пропаганда здорового образа жизни, взаимодействие с семьей, с общественными организациями.
Программа занятости учащихся казачьих классов разработана по 8 направлениям деятельности:
1. Родной город Абинск:
Происхождение названия и первые упоминания о родном населенном пункте; территория, изменения границ, природные условия и занятия жителей; знаменитые земляки, участие жителей в ратных делах; памятники культуры и истории; - роль церкви в культурно – социальной жизни; народные праздники, традиции, обычаи.
2.Спортивно-оздоровительное: казачья борьба, рукопашный бой; казачьи игры. 3.трудовое, экологическое: трудовые десанты, экологические конкурсы, занятия по саморазвитию личности учащихся;
4.интеллектуально-познавательное: интеллектуальные игры, игровые тренинги, выставки детских работ, работа в школьном научном обществе, творческие конкурсы;
5.работа с активом: совет атаманов;
6.работа в социуме: семья, ДДТ;ДМШ;Абинское казачье общество.
7.редакционное: школьный стенд,газета класса «КАЗАКИ»
8. духовно-эстетическое: хор «Кубаночка», декоративно-прикладной кружок., отчетные концерты, «Основы православной культуры», «история и традиции Кубанского казачества»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
«Посвящение в казачата», смотр строя и песни, уроки мужества, обязательное участие в городских, краевых конкурсах по казачьей тематике, военно-патриотический лагерь, День освобождения города от фашистских захватчиков, День Победы, тематические просмотры фильмов по истории, быту и фольклору Кубанского
Экскурсии в природу, лекции по пропаганде здорового образа жизни, создание бригад по оказанию помощи пернатым в зимний период, участие в акциях «Чистая школа», «Моя малая Родина».
Спортивно-развлекательные мероприятия, туристические походы и эстафеты, спортивные эстафеты и праздники, занятия в спортивных секциях, казачья борьба, рукопашный бой, классные часы и беседы с приглашением специалистов, оказание немедленной медицинской помощи в полевых, экстремальных условиях, военно-полевые сборы, казачьи спортивные игры, военно-спортивный лагерь.
Тематические вечера, встречи с казаками, праздничные концерты. Развлекательные мероприятия с использованием всех видов устного народного творчества, христианские праздники, участие в конкурсе «Мы с тобой – казаки», 2Край казачий – родная земля», «Лихой казак Кубани»
Выступления казачат на родительских собраниях, организация и проведение совместных экскурсий по родному краю, посещение храмов, организация турпоходов, встреч с интересными людьми, казачьи посиделки, День матери – казачки), День семьи, «Казачьему роду – нема переводу», родительские субботники.К концу реализации программы «Казачата» у детей должна быть:
- воспитана активная жизненная позиция;
- сплочен классный коллектив;
- приобретены практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в кубанских обрядах, способности украсить свой быт в народном стиле; - знание истории города Абинска; -развитие патриотизма, любви к малой Родине; - умение вести исследовательскую работу.
Модель выпускника казачьего класса
Выпускник
Социально-активная личность
Здоровый человек
Патриот
Здоровье и ЗОЖ, почитание родителей, забота о продолжении семьи, любовь и верность
Свобода личная и национальная; справедливость, милосердие, честь, достоинство
Любовь к России, своей малой родине, служение Отечеству; вера, духовность, толерантность, диалог
Литература:
1. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)/Автор-состав. С.А. Цабыбин. Волгоград, 2006.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.
3. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М., 2002.
4. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (воспитателя). М., 1992.
5. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. М., 2004.
6. Работа классного руководителя. Методическое пособие / Под ред. Е.А. Слепенковой. М., 2006.
7. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М., 2001.
8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.
9. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М., 2006.
10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория методика, технология. М., 19991.
11. Бондарь Н.И. Возродятся ли казачьи «потешные полки?» Казачьи вести, 1992.№16.
12. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. Краснодар,1994.
13. . Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар, 1992.
14. Капица О.И.Детский фольклор. Песни. Потехи. Дразнилки. Сказки. Игры.
15. Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993