Конспект урока по литературному чтению на тему: К.Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками (1 класс)
Конспект урока
по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе
на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Тип урока: изучение нового знания
Авторы УМК: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова
Цели:
создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса;
продолжить знакомство с произведениями К.Г.Паустовского;
познакомить с творчеством Э.Грига;
формировать у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его;
показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
формировать навык выразительного чтения и умение определять и формулировать идею произведения;
обучать анализу художественного произведения;
формировать внимательное отношение к языку художественного произведения;
познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
Развивающие:
способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
развивать речь учащихся;
развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся.
Воспитывающие:
воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
воспитывать любвь к музыке и литературе.
Планируемые результаты:
Предметные: воспринимать на слух художественный текст;
осмысленно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию;
составлять план текста.
Метапредметные: высказывать свое предположение на основе работы с
иллюстрацией учебника и по названию прогнозировать содержание;
находить информацию в тексте для ответов на вопросы;
делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя;
выразительно читать по ролям;
находить лексическое значение слов в толковом словаре.
Личностные: эмоционально «проживать» текст во время чтения;
понимать эмоции людей;
оценивать поступки людей;
высказывать свое отношение к героям и их поведению;
проявлять интерес к творчеству К.Г.Паустовского и Э.Грига
Оборудование: ноутбук, экран, проектор; презентация, музыка Э.Грига «Утро», карточки для записи синквейнов; оформление доски (изображение гуляющей по лесу девочки с корзиной в руках, портреты писателя и композитора, карточки с вопросами), учебники.
Образовательные технологии,
использование программно-педагогических средств:
прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах (творческие мастерские), работа в парах, использована интеграционная технология развивающего обучения (литературное чтение и музыка).
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока:
Организационный этап
(слайд)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!
- Я надеюсь, что каждый из вас сегодня сказал эти слова и вам ответили тем же.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке. Кто автор этого произведения?
- Сегодня мы с вами ещё раз встретимся с героями замечательного рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
(слайд)
- Где происходит действие рассказа?
(слайд)
- Назовите героев этого произведения.
(слайд)
- Сегодня я предлагаю вам найти ответы на вопросы, возникающие при чтении этого произведения и являющиеся очень важными для людей разных поколений:
Что делает человека бессмертным?
Чем должен жить человек?
Как влияет классическая музыка на человека?
3. Актуализация знаний
- Назовите главных героев произведения. (Дагни и Эдвард Григ)
- А что вы знаете об Э.Григе? Кем он был? (композитором)
(слайд)
Сообщение об Э.Григе, подготовленное учеником,
сопровождается презентацией
Эдвард Григ – великий норвежский композитор, живший в XIX – начале XX веков.
Его отец был коммерсантом, мать – прекрасной пианисткой. Уже в пять лет маленький Григ подходил к роялю и пробовал нажимать на клавиши. Вскоре мать стала обучать сына музыке. Мальчику не нравилось играть скучные гаммы, он любил придумывать свои мелодии.
Идёт из школы, услышит резкий крик чайки и быстрей бежит домой, чтобы найти подходящий аккорд, или услышит шум падающих в горах камней, снова быстрее к роялю.
После окончания средней школы Эдвард Григ учился в консерватории германского города Лейпцига.
В эти годы он сильно тосковал по своей любимой Родине. В музыке Грига всё чаще звучали норвежские мелодии. Очень много музыкальных произведений сочинил Эдвард Григ: маленькие пьесы, романсы, концерты.
Говоря о своей музыке, Григ как-то заметил:…я стремился лишь к одному: пусть моя музыка будет подобна хижине или простому жилищу, в котором людям было бы уютно и радостно!
Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем.
4. Организация познавательной деятельности
Первичная проверка понимания. Беседа по первой части рассказа
- Начнем работу над произведением, вспомним I часть, о чем там идет речь, как можно её озаглавить?
«Встреча Эдварда Грига с маленькой девочкой Дагни Педерсен»
- Ребята, где встретил Эдвард Григ Дагни?
(В горном лесу на берегу моря.)
- Как вы думаете он случайно там оказался, или композитор любил проводить время в лесах?
(слайд)
- Да, красота природы вдохновляла композитора на написание новой музыки.
Найдите в тексте и прочитайте описание горного пейзажа
(с.47 2,3 абзац)
- В какое время года произошла встреча композитора и маленькой девочки?
(Осенью) (слайд)
- Прочитайте об этом
(с.47 5 абзац)
- А давайте вспомним ещё раз, как встретились Эдвард Григ и Дагни Педерсен (чтение диалога по ролям без слоа автора с.47-49)
- Почему Эдварду Григу захотелось сделать подарок Дагни Педерсен?
1) она мала, но трудолюбива (тащит домой тяжёлую корзину с шишками);
2) она доверчива (сразу рассказала незнакомцу о доме, об игрушках);3) она мила, красива (у неё большие, как у куклы, глаза с зелёными зрачками, тихий от смущения голос);
4) она чуткая (нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему);
5) она гостеприимна (сразу приглашает незнакомца домой).
- Верно, Дагни имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Она мила, красива, скромна.
Беседа по второй части рассказа. Первичный анализ.
-Давайте озаглавим II часть
«В доме композитора Эдварда Грига» или «Рождение музыки»
- С чем сравнивали друзья дом композитора?
(с жилищем дровосека)
- А почему? (в нем были только рояль и диван)
- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?
Найдите в тексте, как он рассуждает.
(с.52, 1 абзац) (слайд)
- Так почему он считал себя счастливым человеком?
(отдал молодежи жизнь, талант, работу; все без возврата)
- Сколько времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни? (больше месяца)
- Что произошло за это время? (началась зима)
- Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один.
- Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели?
Найдите в тексте и зачитайте. (с. 52, 3 абзац)
Динамическая пауза «Шустрая синица»
Беседа по третьей части рассказа. Первичный анализ.
-Переходим к III части. Как вы её озаглавили?
«Дагни в гостях»
- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?
(пускай посмотрит свет, как живут люди и немного повеселится)
- Какой стала Дагни через десять лет?
(Стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами)
Знакомство с четвертой частью рассказа. Первичный анализ Прослушивание пьесы Э.Грига «Утро».
- Переходим к заключительной части
IV часть «На концерте» или «Волшебная сила музыки»
- Я приглашаю Вас вместе с Дагни отправиться на концерт и послушать отрывок музыкального произведения Эдварда Грига
(слайд)
(Чтение 4 части учителем и хорошо читающими учениками, прослушивание пьесы Э.Грига «Утро», начиная с.56 3 абзац)
5. Итог урока
- Почему хочется немного помолчать?
(Классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
- Вот и ответ на один из вопросов поставленных вначале урока.
Как влияет классическая музыка на человека?
(если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже)- А какую картину нарисовало ваше воображение?
(Как будто попал в тот лес, к тому морю, услышал шум прибоя, веселое эхо в горах, шелест листьев, хочется еще немного побыть там)
- Какие картины предстали перед глазами Дагни? Прочитайте (с.56 5,6 абзац)
(Поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)
- Композитор в этом произведении изображает восход солнца.
- А как вы думаете, назвал свой музыкальный подарок Э.Григ?
(Пьеса «Утро»)
ПЬЕСА — законченное небольшое по форме музыкальное сочинение.
- Как звучала музыка? Быстро или спокойно?
- Мелодия неторопливая, спокойная, нежная. Кажется, что лучи солнца играют и сливаются в позолоте листвы.
- Какая эта музыка по характеру?
- Да, действительно, это музыка лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего-то нового.
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?
(слезы благодарности)
- О чем думала Дагни, выходя из парка? Прочитайте.
(с. 57, последний абзац)
Так чем должен жить человек?
- Чему же учит это произведение? Какова главная мысль?
(надо жить, принося радость другим людям)
- Мне бы хотелось, чтобы вы стали добрыми хорошими людьми. И слова
Василия Александровича Сухомлинского были вашим девизом в жизни:
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо»
- Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни? (Ответы детей)
(Нет, Григ не умер. Он живёт в своих бессмертных произведениях.
Грига сделали вечным и после смерти его музыка, талант, любовь к людям,
к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал Константин Паустовский)- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.
Вот что делает человека бессмертным
- Вот мы и ответили на вопросы, поставленные вначале урока
6. Работа в группах. Создание синквейна
Класс делится на 6 групп по 4 человека, работают над созданием синквейна по темам: «Дагни Педерсен», «Эдвард Григ»
Представление синквейнов
7. Домашнее задание
По выбору:
Прослушать симфоническую музыку, написанную Э.Григом, поделиться своими впечатлениями.
Перечитать понравившуюся часть произведения К.Паустовского и пересказать.
Подготовить рисунок по рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
8.Рефлексия. Оценивание.
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – поднимите зеленый сигнал
Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтый.
Если вам было сложно разобраться, есть трудности - красный
- А сейчас я говорю вам спасибо за работу на уроке!