Конспект урока по литературному чтению на тему К Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 4 класс
Урок литературы
4 класс
Тип урока: комбинированный
Тема урока: К Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цель урока: ученик, знающий содержание произведения К.Г. Паустовского, умеющий выражать свои мысли и чувства с основой на литературное произведение и произведения искусства.
Задачи урока:
1) способствовать расширению кругозора учащихся, приобщать к искусству, духовной культуре через изучение литературного произведения; формировать целостное представление о слове, музыке, развивать интерес к литературе;
2) продолжать работу над развитием речи, процессов мышления через анализ задач урока, литературного текста;
3) воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим людям, природе, умение сопереживать; формировать навыки сотрудничества.
Методы: Формы работы:
а) словесный; а) фронтальная,
б) наглядный; б) практическая,
в) практический; в) самостоятельная,
г) частично-поисковый; г) работа в парах, группах
д) метод контроля и самоконтроля
е) методы стимулирования и мотивации:
- создание ситуации успеха
-похвала
-оценка учителем работы обучающихся
Оборудование:
портреты К.Паустовского и Э.Грига; презентация;
картины горного осеннего леса, дома композитора, зимнего города, опорные слова для пересказа;
записи музыки Э.Грига, выставка рисунков детей, план рассказа на доске, плакат с эпиграфом урока;
декорация к инсценировке.
Ход урока
Этап урока
Время
Содержание урока
Коррекция
Универсальные учебные действия
I.Организационный момент
(2 мин)
1. -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Опустите веки. Расслабьте мышцы лица, шеи, рук, ног.
( прослушивание произведения Э. Грига из сюиты « Пер Гюнт» « Утро»)
Откройте глаза.
2.Беседа по прослушанному;
Как прозвучала музыка?
-спокойно
-грозно
-чисто
-светло
-хмуро
-ласково
Что вы почувствовали? (музыка успокоила)
Музыка может вызвать более глубокие чувства. За это мы бываем благодарны композиторам и исполнителям.
- Эмоциональный настрой на работу
-снятие напряжения перед работой на уроке
Личностные универсальные учебные действия:
-учебно-познавательный интерес к предмету, заданиям урока
II. Сообщение темы и задач урока
(3 мин)
(1 мин)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Чтобы определить совместно тему урока и то, над чем мы будем сегодня работать, предлагаю выполнить задание в группах.
а) выполнение работы в группах;
Какие основные 3 вопроса можно задать по прочитанному?
п
?
л
е
з
а
о
и»
о
с
в
н
ч
м
в
а
а
е
е
а
ы
н
н
и
м
к
м
и
о
н
у
ш
и
з
« К
е
п
и
ш
р
о
д
р
о
и
з
в
е
ч
а
ч
т
с
с
о
т
а
д
л
к
е
и
е
л
в
в
а
ы
о
е
М?
л
т
ч
е
ч
м
у
т
у
к
о
з
е
д
ы
в
а
к
о
ё
а
л
т
ч
е
б) отчёт ответственных в группе;
-Почему произведение названо «Корзина с еловыми шишками»?
-Что делает человека счастливым?
-Что даёт человеку музыка?
Этот урок будет необычен тем, разговор пойдёт о двух великих деятелях культуры и искусства:
К.Паустовском – писателе; и Э.Григе – композиторе.
В рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» вы узнали об одном случае из жизни великого норвежского композитора Э.Грига, который послужил поводом для возникновения знаменитого музыкального произведения.
Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», но вместе стем, войдём в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание
Нацеливание на перспективу
Метапредметные универсальные учебные действия: осуществление синтеза, анализа, классификации
-Овладение основами коммуникативной деятельности;
-освоение правил групповой работы;
-осознание на практическом уровне значимость работы в группе
Совместная постановка задач урока
III. Работа по теме урока (29 мин)
Физминутка
(3 мин)
(4 мин)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(3 мин)
(2 мин)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(3 мин)
(2 мин)
(5 мин)
(3 мин)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(4 мин)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(3 мин)
1.Развитие навыков чтения (речевая разминка):
а) жужжащее чтение произведений К. Г. Паустовского.
б) чтение на время (проверка учениками- консультантами техники чтения у 2 учащихся)
в) самозамер скорости чтения (результат записывается с помощью диаграммы.
-заполнение консультантами карты « Техника чтения »
г)проверка учениками- консультантами читательских дневников.
д) отчёт консультантов;
-Беседа эмоционально- оценочного характера :
-Вы прочитали несколько рассказов К. Паустовского. Так чем же должен жить человек?
Что делает человека счастливым?
(приносить радость, быть заботливым, щедрым)
Да, добрые дела, талант, красивые поступки сделали Паустовского бессмертным.
2. Дополнительная информация о К. Г. Паустовском и Э. Григе
Работая в парах, мы не только узнаем некоторые сведения из жизни великих людей, но и продолжим отвечать на вопрос:
Работа над проблемным вопросом:
Что делает человека счастливым?
(работа в парах)
1 уч. в паре – читает текст
2 уч. – подбирает и задает вопрос всем детям
I пара
С детства Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда мальчик рассказывал об этом маме, она пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни и умрешь под забором». Костя на маму не обижался. Он, от рождения близорукий и хрупкий, был твердо уверен, что станет капитаном, искупается в водах всех теплых морей, доберется до самых дальних островов.
Вопрос:
- О чем мечтал в детстве К.Г. Паустовский?
Инструкция к заданию
1.
Прочитать отрывок
2.
Подумай, что обозначает подчеркнутые выражения, слова
3.
Обратись к толковому словарю за помощью или консультанту
4.
Какие слова из текста передают мечту автора. Зачитай.
II пара
Константин Георгиевич переменил много профессий: был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, заводским рабочим, санитаром в армии, учителем литературы, журналистом.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
-Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
Вопрос:
- О чем писал К.Г. Паустовский?
Инструкция к заданию
1.
Внимательно прочитать отрывок, проговаривая трудные слова по слогам.
2.
Подумай, что обозначает подчеркнутые выражения, слова
3.
Обратись к толковому словарю за помощью или консультанту
4.
Выбери из текста ответ на вопрос. Отметь в тексте.
III пара
Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига услышал однажды знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Вопрос:
- Во сколько лет Эдвард Григ начал учиться игре на фортепиано и кто его этому научил?
Инструкция к заданию
1.
Прочитать отрывок.
2.
Подумай, что обозначает подчеркнутые выражения, слова
3.
Обратись к толковому словарю за помощью или консультанту
4.
Подчеркни в тексте точный ответ на вопрос.
IV пара
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов и суровая красота фьордов. В ней звучит прибой северного моря.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
Вопрос:
- Куда каждый раз стремился поскорее вернуться Григ?
Инструкция к заданию
1.
Прочитать отрывок.
2.
Подумай, что обозначает подчеркнутые выражения, слова
3.
Обратись к толковому словарю за помощью или консультанту
4.
Внимательно перечитайте первую часть текста. Подчеркните ответ на вопрос
Обобщение: Что нового узнали о К.Г. Паустовском и Э. Григе?
Мозговой штурм.Работа над проблемным вопросом:
-Так чем же должен жить человек?
-Что делает человека счастливым?
(самооценка: учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы)
3. Стадия осмысления. Определение главной мысли (работа в группах).
- Дома вы работали над картинным планом. С помощью картинного составьте словесный план рассказа.
Самооценка (учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы)
- Спасибо. Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что все составили словесный план.
Какое бы вы дали название рассказу?
( « Подарок», «Встреча», )
- Да, некоторые заголовки действительно соответствуют этому произведению. Но оставим выбор за автором, ведь это романтическое название настораживает, в нём чувствуется какая-то тайна.
4.Развитие навыков чтения.
- Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего леса (чтение «цепочкой»)
Запишите опорные слова описания леса
(мох, туман, грибной воздух, золото листьев, весёлое эхо)
Самооценка (учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы)
Физ. Минутка.Для глаз. Посмотрели на рисунок, нарисованный семьёй Фатеевых. Поморгали. Закрыли глаза. Представили осенний лес.Открыли и поводили из стороны в сторону, не поворачивая головы.
- Работа с выставкой рисунков.
Консультанты выберут рисунок, наиболее соответствующий описанию леса.
Вывод консультантов: посмотрев на выставку рисунков, мы увидели, что многие из ребят проиллюстрировали отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего леса.
5.Работа над проблемным вопросом:
- Почему произведение названо «Корзина с еловыми шишками»?
(Григ любил еловые леса, любил красоту Родины, главным богатством были еловые леса)
- Да, счастливый случай послужил основой для описанных событий. Именно тяжёлая корзина с еловыми шишками привлекла внимание великого композитора к её хозяйке.
6.Работа над 1 частью рассказа
- Давайте еще раз вернемся к встрече Дагни и Грига.
- Где встретился Григ с девочкой? (в норвежском лесу)
- Опишите эту местность словами из текста (стр.47)
Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.
Инсценирование отрывка
-Что в разговоре самое главное?
(обещание подарить подарок)
Продолжите мысль: Дагни понравилась Григу. Она была мала, но . (трудолюбива, доверчива, мила, имела доброе сердце).
- Что надеялась получить в подарок девочка? (игрушку)
- Почему композитор задержал на 10 лет свой подарок? В чем необычность подарка? (Он задумал сложный подарок, духовный – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку).
7.Работа над 2 частью произведения.
- Что больше всего поразило вас в убранстве комнаты композитора? (Она была почти пуста. Главным его украшением был рояль.)
- Почему же комната была пуста? (Так лучше звучала музыка. Чтобы композитора ничто не отвлекало от работы.)
- Да, рояль был главным украшением комнаты. Его называют королем инструментов, так как с него начинается любое симфоническое произведение. А о чем он пел? С чем сравнивается рояль? («Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.»)
-Какой приём использует автор? ( олицетворение)
- Почему о рояле автор пишет как о живом? (Григ вкладывал в музыку свою душу и любовь).
- Найдите в этом отрывке ключевые слова. (Клавишитосковали, смеялись, гремели.смолкали)
- Что напоминают нам эти слова? (Как звучит музыка: она то тоскует, то смеется, то грустит, а то вдруг замирает)
- Найдите в этой части самые важные на ваш взгляд слова
8.Работа над заключительной частью произведения
Слушание музыки.( Послушайте музыкальный фрагмент и подумайте, какие ассоциации вызывает у вас музыка? Какими эпитетами вы могли бы эту музыку определить?)
Что композитор изображает на ваш взгляд в произведении?
Солнышко всходит
И небо светит.
Природа проснулась
И утро пришло.
- Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (нет)
- А какая? (тревожная, нежная, лиричная)
- Да, действительно, эта музыка не только лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего-то нового.
- А что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига? («Да! Это был ее лес! Ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!»)
- Почему автор выделяет эти слова? (Он хочет показать, что Дагни вспомнила все: встречу в лесу, корзину с еловыми шишками, поняла, что это ее музыка, это подарок для нее.)
- Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Она плакала.)
- Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)
- О чем Дагни думала в эти минуты? (Она хотела поблагодарить композитора за щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)
9.Сейчас проверим, как вы поняли произведение. Для этого выполним тест.
1.Какой приём использует автор в предложении:
“ Рояль мог петь обо всём .Клавиши тосковали, смеялись, гремели...”
а) олицетворение;
б) эпитеты;
в) сравнение;
2.Определи два выражения, которые помогают понять главную мысль текста:
а) как аукнется, так и откликнется;
б) по заслугам и награда;
в) жизнь удивительна и прекрасна;
г) отдать всё без возврата;
3.Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей подарок только через 10 лет?
а) он делает подарки для взрослых;
б) он будет делать его 10 лет;
в) он поедет за ним далеко.
4.Как долго писал композитор музыку для Дагни Педерсон?
а) больше года;
б) больше месяца;
в) 10 лет
5.В какой сборник ты поместишь это произведение?
а) в сборник сказок;
б) в сборник рассказов;
в) в сборник басен;
6.Где проводил осень композитор Эдвард Григ?
а) на самом берегу Женевского озера;
б) в лесах около Бергена;
в) на окраине Стокгольма;
7.Кем была Дагни Педерсен?
а) дочь охотника;
б) дочь лесника;
в) дочь рыбака;
8.Почему Дагни не испугалась Грига?
а) она знала, кто он;
б) глаза у него смеялись;
в) она вообще никого не боялась;
9.Какой подарок Григ решил сделать девочке?
а) написать оперу;
б) написать песню;
в) написать музыкальную пьесу;
10.Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?
а) симфоническую;
б) народную;
в) весёлую;
11.Какое действие произвела на девушку эта музыка?
а) показалась скучной;
б) Дагни почудилось, что у неё выросли крылья;
в) музыка вызвала у Дагни множество картин, похожих на сны;
12.Какие слова услышала девушка со сцены?
а) что музыку написал Эдвард Григ;
б) что Эдвард Григ посвятил музыку ей;
в) что Эдвард Григ умер;
13.Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?
а) она огорчилась;
б) она испугалась;
в) она испытала радостное потрясение и благодарность;
14.Где девушка услышала подаренную ей музыку?
А) в историческом музее;
б) в опере;
в) на концерте;
Самопроверка ( учитель показывает готовые варианты ответов, учащиеся сравнивают)
Самооценка (учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы)
Развитие скорости чтения
Опираясь на знания о творчестве писателя К. Паустовского, на иллюстрацию, учить детей полноценно воспринимать рассказ, учиться предугадывать содержание текста.
Коррекция долговременной памяти на основе упражнений в узнавании
Коррекция логического мышления на основе упражнений обобщения и выделения лишнего
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание
Коррекция памяти на основе упражнения в узнавании произведения по отрывку
Коррекция осмысленности восприятия на основе упражнения в установлении логических связей, работы с текстами
Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении и установлении логических связей
Развивать умение читать по цепочке, находить выразительные средства языка.
Формирование навыков выразительного чтения через инсценирование отрывка произведения.
Совершенствование техники чтения про себя, умение ориентироваться в тексте.
Коррекция и развитие внимания на основе выборочного чтения
Развитие слухового восприятия и воображения
Самостоятельное применение знаний на практике
Развитие самоконтроля и самооценки
Регулятивные:
-принятие и сохранение учебной задачи;
-управление своими действиями в соответствии с поставленными задачами
-Овладение основами коммуникативной деятельности;
-освоение правил работы в парах;
-осознание на практическом уровне значимость работы в группе, паре;
Регулятивные:
-принятие и сохранение учебной задачи;
-управление своими действиями в соответствии с поставленными задачами
Овладение умениями озаглавливать текст, работать с текстом (выборочное чтение), умение ориентироваться в тексте, выписывать опорные слова; умение соотносить иллюстрацию с текстом.
Метапредметные универсальные учебные действия: осуществление синтеза, анализа, сравнения.
Умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и прочитанные произведения.
-Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев;
-умение соотносить поступки героев с нравственными нормами
Умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и прочитанные произведения
-адекватно передавать информацию;
-отображать предметное содержание в речи
Формирование у учащихся умения учиться самостоятельно находить нужную информацию в учебных пособиях
Метапредметные универсальные учебные действия:
-регулятивные:
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- контроль над временем выполнения задания
*познавательные:
- осуществление синтеза, как составление целого из частей, анализа, сравнения, классификации;
- развитие познавательного интереса,
-строить речевое высказывание в устной форме
*коммуникативные:
- навыки сотрудничества (работа в паре, группе).
-контролировать действия партнёра
IV. Итог урока
(2 мин)
1.Прочитайте слова Эдварда Грига:
«Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я может быть даже счастливее тебя, Дагни.»
- Как вы их понимаете? (Григ был счастлив. Он все отдал без возврата людям.)
- Какая еще очень важная мысль заключена в прочитанном? (Жизнь прекрасна и удивительна.)
2.Оценка учителем деятельности обучающихся на уроке (используя листы самооценки )
- Так чем же должен жить человек? (Делать добро и дарить его людям без возврата.)
- Именно это делает людей бессмертными. Их добрые дела, красивые поступки, талант, щедрость. За все это благодарила Дагни Грига, говорила ему «спасибо».
Рефлексия
- А кому бы вы сегодня сказали «спасибо»?
Что вам особенно показалось трудным при изучении этого произведения?
- А я хочу сказать «спасибо» вам. Сегодня вы учились жить. У вас еще все впереди. И пусть такие великие мастера, как К.Г. Паустовский и Эдвард Григ: один словом, другой музыкой пробуждают в вас чистые и добрые чувства. Пусть они будут для вас примером.
Продолжите предложения:
- Я научился
- У меня получается
- У меня не получилось
- Мне понравилось
- Мне не понравилось
Развивать умение высказывать своё мнение и отношение к поступкам и словам героев произведений
V. Домашнее задание
(1 мин)
- Напишите свое сочинение о будущем Дагни. Кем бы могла стать она в будущем. На «5»
На отметку «4» - найти олицетворение в описании осеннего леса
На отметку «3» - подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
слайд 1.ppt
·
·
·
·слайд 5.ppt¦
·
·
·15