Конспект по окружающему миру на тему Что такое почва
Тема. Что такое почва
Цель: в процессе самостоятельной работы учащихся сформировать знания о том, что такое почва, выявить основные свойства и состав почвы
Задачи:
Продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.
Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать в группе, находить общее решение.
Учить бережному отношению к земле.
Воспитывать уважение к людям земледелия.
Тип урока: исследование, работа в группах.
Орг. момент.
Опрос Д\з
-Ребята, начну я сегодня урок со сказки. Давайте, послушаем её внимательно и попробуем сделать выводы.
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка? Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Бьют меня ногами,Режут ножами.Каждый хочет растоптать.А я с подарками опять.
– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если ее бьют, колотят, ворочают и режут?– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название?– Почва.Формулировка темы и целей урока
Ход самостоятельной работы Учащиеся работают в парах.
Откройте учебник на странице 64. Сегодня вы будете работать самостоятельно в парах. Каждой паре будет дан рабочий лист, задания которого вы будете выполнять по ходу урока.
1.Прочитайте на стр. 64 определение что такое почва.
Вставьте пропущенные слова в определение что такое «почва»
Почва – это верхний ___________________ слой ___________________.
Рассмотри рисунок на странице 64. Какова роль животных обитающих в почве?
Установи соответствие
1.Крот А. Перемешивают почву
2.Дождевой червь Б. Делают в ней ходы куда проникает вода и воздух
3.Бактерии В. Превращают перегной в соли
4. Медведка Г. Измельчают остатки растений
5. Дождевой червь
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно,Вместе раз – это брасс,Одной, другой – это кроль. Вышли на берег,Обтерлись полотенцемТак, чтоб каждый был сухойИ отправились домой.
Практическая работа: Состав почвы. В процессе работы учащиеся заполняют схему кластер. (задание 3)
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.
-Какого она цвета?
-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.
-Проведём опыты:
Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.
Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.
Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.
Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.
Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это - составная часть почвы - перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.
Вывод: В почве содержатся песок и глина.
Физкультминутка.
Спал цветок, (дети присели))
И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)
Больше спать не захотел! (покачали головой)
Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)
Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)
-Таким образом мы сегодня узнали, что входит в состав почвы.
В начале урока мы с вами сказали, что Земля (почва) наша кормилица т.к овощи, фрукты и другие продукты на нашем столе благодаря ей. Так что же нужно растениям из почвы для их роста?
Это мы с вами узнаем прочитав текст на стр 66, при этом, давайте, выполним задание рабочего листа 4.
Итог урока.
Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.
Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.
Рефлексия.
Ответить на вопросы:
Что узнал? Что смог? Что понравилось?
Д\з стр. 64-68.
Рабочий лист по теме: «Что такое почва.»
1.Вставьте пропущенные слова в определение что такое «почва»
Почва – это верхний ___________________ слой ___________________.
2.Рассмотри рисунок на странице 64. Какова роль животных обитающих в почве?
Установи соответствие
1.Крот А. Перемешивают почву
2.Дождевой червь Б. Делают в ней ходы куда проникает вода и воздух
3.Бактерии В. Превращают перегной в соли
4. Медведка Г. Измельчают остатки растений
5. Дождевой червь
__________________________________________
4.Что растение получает из почвы?
right1414145________________________________________________________________________
00________________________________________________________________________
left1671320__________________
00__________________
1101090149225_______________
00_______________
287274073025______________
00______________
3.Составьте кластер «Состав почвы»
413956514668500-180975175260001701165108585Почва
00Почва
-213360892175______________________________
00______________________________
14630401130300_____________
00_____________
22053553206750093916628257500-946785463550_____________
00_____________
25869901577975_______________________________________
00_______________________________________
33394652438400040633651196975_____________
00_____________
4015740244475004758690377190_____________
00_____________