Конспект по окружающему миру на тему Что такое почва? (3 класс)
Ход урока.
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент.
Повторение пройденного материала.
Изучение нового материала
Практическая работа
Закрепление нового материала
Итог урока
Рефлексия
Домашнее задание Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Леонидовна. Сегодня урок окр.мира проведу
у вас я.
-Давайте, вспомним о чем шла речь на прошлом уроке? Кто помнит, как звучит тема прошлого урока?
-Отчего загрязняется вода?
-Назовите меры по охране воды. (Строительство,очистных сооружений,Экономия воды,Контроль за уровнем
загрязнения воды,Посадка и охрана растений по берегам водоемов.)
-А теперь откройте проверочную тетрадь на странице 17-18 и выполните самостоятельно
Тест №10 (5минут)
-А сейчас чтобы узнать тему нашего урока мы должны отгадать загадку: 1слайд
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
-А в этих предложениях вам надо вставить пропущенные слова. 2слайд
1)Приятно утром пройтись босыми ногами по земле и ощутить прохладу росы
2) У планеты Земля есть спутник – это Луна
-Почему в первом предложении мы написали земля с маленькой буквы,
а во втором с большой? Ответ 3 слайд
-А вообще кто-нибудь знает,
что такое почва? Ответ 4 слайд
-А сейчас мы с вами посмотрим учебный фильм. Наша задача смотреть внимательно, так как потом буду задавать вопросы.
Проведу эти опыты я, а вы будете смотреть (наблюдать) и вывод записывать в р-т в таблицу.
Смотрим от 10сек- до 6:55.
Вопросы:
1)Кто запомнил что такое плодородие?
2)Какова цвета почва?
3) Что можно рассмотреть в почве с помощью лупы?
4) Как еще говорят земля кто?
-А сейчас обратите внимание на Правила работы. слайд 5
- Сейчас мы с вами будем иными исследователями и выясним состав почвы. Для этого давайте откроем учебники на стр.64 и р-т с.36 запишем что такое почва, а затем
выполним опыты.
Свои пошаговые действия записываем в таблицу р-т стр.37 №3(6слайд) таблица
1 Опыт: 7слайд
Комочек почвы опустим в стакан с водой и посмотрим, что произойдет? Мы видим, что со дна поднимаются пузырьки, что это?
2 Опыт:9 слайд
Возьмем другой комочек, положим между салфетками и надавим, теперь посмотрите на салфетку, что мы видим?
3 Опыт:11 слайд
Если мы положим кусочек почвы на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке, то мы почувствует запах. Кто знает, что это за запах?
4Опыт:14 слайд
Если мы посмотрим в стакан с водой куда опускали почву, то увидим слои почвы, как вы думаете что это за слои?
5 Опыт:17 слайд
Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты. –это
-Теперь проверьте так ли у вас в таблице?
-а теперь выполните упр.№4 в р-т стр.38
И так, давайте с вами перечислим, из чего же состоит почва?20 слайд
А везде ли есть почва?21 слайд
Давайте с вами посмотрим о чем говорят расчеты ученых: 22 слайд
1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет!
20 см почвы – за 5-6 тысяч лет!
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет,
на лугу – за 3225 лет,
а там, где нет растений, – всего за 15 лет!
Это интересно!23 слайд
На 1 м² живет приблизительно 80
дождевых червей .24 слайд
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
-А как вы думаете отчего разрушается почва?25слайд
Неразумная деятельность человека:
строительство;
уничтожение парков и скверов;
непродуманный выпас скота;
вырубка леса;
Почву размывает вода;
Выдувает сильный ветер;
-Способы защиты почвы 26 слайд
Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;
Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;
Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
Кроссворд :1. Слой земли, на котором растут растения.
2. Одна из составных почвы.
3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
4. Основное свойство почвы. 27 слайд
-Какое главное свойство почвы?
-Проводя опыты какие свойства мы исследовали?
Если вам понравился урок и был интересен поднимите большой палец вверх, если что то не понравилось, то в бок, ну а если совсем не понравился, то вниз.
Уч.с-64-68; р-т с.36 №2,с.38№5 Самоконтроль готовности.
Отвечают на вопросы:
«Берегите воду»
(Отходы заводов, бытовой мусор, нефть)
Самостоятельная работа учащихся.
-Земля
-земля-почва
-Земля-планета
-это верхний слой земли
-смотрят
-это главное св-во почвы
-темного
-корешки растений, червиков, насекомых
-кормилица
-открывают уч. и р-тЗаписывают что такое почва.
-воздух 8слайд
-вода 10 слайд
-перегной 12слайд
13 слайд таблица.
песок,глина 15 слайд
16 слайд таблица
-минеральные соли
18 слайд
19 слайд таблица
-вода, песок,глина, остатки растений и животных,соли-
-слушают уч-ля или читают сами
(по 1-му)
-почва
-песок
-перегной
-плодородие
-Плодородие
-Воздух, вода,перегной, минеральные соли, глина,песок