ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ИСТОРИИ, МУЗЫКЕ, ИЗО
План-конспект внеклассного мероприятия
по истории, музыке и ИЗО
в 7 классе МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»
на тему «ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ИСТОРИИ, МУЗЫКЕ, ИЗО»
Разработал: Коконова Ирина Николаевна,
учитель музыки
с.Новомарьясово, 2016
Тема занятия:
«ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ИСТОРИИ, МУЗЫКЕ, ИЗО»
(интегрированное занятие по истории, музыке, ИЗО)
Цели и задачи:
Образовательные:
повторить и закрепить отражённую на основе исторических событий, музыкальных произведений, живописи героическую тему защиты Родины и народного патриотизма.
Воспитательные:
раскрыть роль и силу героической музыки, изобразительного искусства;
воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, патриотизм, нравственные и эстетические чувства;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, соучастие.
Развивающие:
развивать интеллект, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение рассуждать, анализировать.
развивать вокально-хоровые навыки, навыки декламации, творческое и художественное мышление.
Элементы содержания: исторические факты, произведения русской музыки, живописи, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийное оборудование;
рисунки-схемы;
портреты;
живописные полотна.
Ход урока.
«Герой – это человек, который в решительный
момент делает то, что нужно делать в интересах
человеческого общества»
Учитель истории:
У цветка незабудки ты спроси про войну.
Ты прислушайся чутко и услышь тишину.
Пусть годами укрыта чья-то слава в гранит,
Но ничто не забыто и никто не забыт.
Учитель музыки:
Умирая, не умрет герой -Мужество останется в веках. Имя прославляй своё борьбой, Чтоб оно не молкло на устах!
Учитель ИЗО:
От героев былых времёнНе осталось порой имён.Те, кто приняли смертный бой,Стали просто землёй, травой...
Учитель истории:
Он много сделал, мало пожил,Во имя матушки-Руси,Свой гений храбростью умножил,За жизнь, свободу и мечты!
Учитель музыки:
Врагам на Руси не хаживать,
Полков на Руси не важивать,
Путей на Руси не видывать,
Полей на Руси не таптывать.
Учитель ИЗО:
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте люди вольные,
За нашу землю честную!
Учитель истории:
-Ребята, как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
( О героях, о доблести, о славе, о героизме, о защитниках, о патриотизме, о Родине…)
-Да, вы абсолютно правы. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Героическая тема в русской истории музыке, живописи»
-Давайте определимся с целью нашего урока?
(Изучение и раскрытие героических образов средствами музыки, литературы и живописи)
-На прошлом занятии каждый из вас получил задание найти в энциклопедическом словаре, интернете, в книгах афоризмов и высказываний понятие и раскрытие слов герой, патриот, патриотизм.
(Учащиеся зачитывают свои определения, высказывания и т.д.)
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:
Героизм во спасение других – высочайшая форма духовности.
Народ без героических людей – сирота.
Героизм стоит выше жизни – он знает ценности, которые ее дороже.
Герой – тот, кто в опасной ситуации ценою своей жизни спасает жизнь других или делает, для них что-то жизненно важное.
Героизм мужественному человеку дает почетную жизнь или красивую смерть.
Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.
Героизм не в том чтобы пролить больше крови, а в том, чтобы кровопролития избежать.
Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.
Невозможно проявить героизм – совершая что-то только ради себя.
Воля, характер, выдержка – лучшая почва для героизма.
Герой, совершая подвиг – о славе не думает.
О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
Учитель музыки:
-Ребята, а как вы считаете, слова героизм и патриотизм являются ли синонимами?
(Конечно, да…)
-Докажите.
-«Героическая» («богатырская») тема с давних пор звучала в русской истории и искусстве. Мы часто встречаемся с ней в жизни, народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ героя, богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.
-Назовите, пожалуйста, произведения разных видов искусства, непосредственно связанных с героической темой, отражающих патриотические чувства, вызывающие желание встать на защиту Родины.
(Учащиеся могут назвать изученные ранее оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балет «Ярославна» Б. И. Тищенко, Симфонию №2 «Богатырскую» А. П. Бородина, кантату «Александр Невский» С. С. Прокофьева, а так же могут назвать известные им репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославовича с полловцами, И. Глазунова «Два князя», П. Корина «Александр Невский» и литературные произведения, например, «Бородино» М. Ю. Лермонтова). -А сейчас используя свои знания по истории и в разных видах искусства мы с вами постараемся доказать состоятельность цели нашего урока.
-Как отразилась идея героической защиты Родины, народного патриотизма в русской истории, музыке, изобразительном искусстве? (Учащиеся раскрывают тему героизма через ранее изученные музыкальные произведения, ИЗО)
Учитель истории.
Весной 1242 года в городе Великом Новгороде люди встречали святого благоверного князя и его войско. Кто он такой? Какую победу он одержал? Что же такого он совершил для Руси? Чем дорога народу память об этом удивительном человеке?
Ответы: Великий князь Алесандр Невский.
Презентация. Звучат отрывки из фонограммы С.Кулумзиной «Святые земли русской Александр Невский»
Учитель ИЗО-Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Но во все времена преданность, героизм, любовь, уважение, дружба вели людей за собой.
Художник П.Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх картин-частей, образующих единое целое. Каждая часть картины имеет своё название. Левая часть – «Северная баллада», центр – «Александр Невский», правая часть – «Старинный сказ». Александр Невский изображён на фоне реки Волхов. На том берегу – Новгород со знаменитым Софийским собором. Ещё дальше – леса. Сбоку поодаль войско, готовое к походу. В «Северной балладе» - русский крестьянин с вытянутой рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа. В старинном сказе – сказительница, сказитель, готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, с ними рядом русский богатырь. А кругом всё та же суровая русская природа
Облик князя грозен. Взгляд суров и непреклонен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
Учитель музыки:
А если бы вам предложили озвучить эту картину, какую бы вы создали музыку?
(Мужественная, богатырская, героическая)
Звучит «Песня об Александре Невском»С.С.Прокофьева.
-А созвучно ли это произведение с картиной художника?
Фрагмент, который только что прозвучал «Песня об Александре Невском», был написан композитором С.С. Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».
Учитель истории
Давайте вспомним хронологию событий.
Презентация «Битва на Чудском озере»
Учитель ИЗО-Каким героям установлен памятник в Москве? (Минину и Пожарскому)
-Памятник Минину и Пожарскому выполнил скульптор И.П. Мартос. Он был установлен в 1818 году на Красной площади и находится рядом с собором Василия Блаженного. Две бронзовые фигуры. В них запечатлены образы освободителей России от польских захватчиков в 1612 году – Минину и Пожарскому. Кузьму Минина скульптор изобразил в полный рост, одной рукой нижегородец указывает на Москву, другой – вручает князю Дмитрию Пожарскому меч. Князь слаб, ибо не оправился от прежних ран. Однако он принял оружие и готов повести русские полки против врагов отечества.
Учитель истории
Вспомните основные исторические события, связанные с этими героями.
-Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. В сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты — будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» — эти слова стали девизом войска.В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву, а вскоре была одержана победа.
Учитель музыки
-О каком героическом поступке простого крестьянина в этой героической войне мы не упомянули?
(Иван Сусанин)
-Что вы знаете об этом подвиге? (Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.)
Русский композитор М.И. Глинка написал оперу «Иван Сусанин»
(Проецируются слайды фрагментов оперы «Иван Сусанин)
Все эти произведения звучат как сказы, в которых отражаются богатырские, сильные, могучие характеры русских людей, величие и слава Отечества.
Учитель истории:
-В нашем селе тоже есть свои герои – ветераны Великой Отечественной войны, которые на протяжении долгих лет войны стояли на защите нашей Родины с оружием в руках, защищая свой народ, нас с вами от врага. Спасибо им за их подвиги, силу и мужество.
( Стенд с фотографиями)
Сегодня на уроке с помощью исторических событий, музыки, и живописи мы пронаблюдали с вами за образами, взывающими к героическим страницам отечественной истории, к её лучшим началам в человеке – патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию. Я уверена, что эти героические образы нашли отклик в вашей душе своей жизненностью, глубокой художественной цельностью.
Учитель ИЗО:
-Предлагаю закончить наш урок синквейном. Если кто-то забыл, как он выстраивается, напоминаю (высвечивается на слайде порядок выполнения синквейна).
АЛГОРИТМ СИНКВЕЙНА (Фр.) – стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит изложение учебной информации в кратких выражениях.
1-строка – название синквейна;
2 – строка – два прилагательных;
3-строка – три глагола;
4-строка – фраза на тему синквейна;
5-строка – существительное
НАПРИМЕР:
1. Героическая тема
2. Нравственная, необходимая;
3. Воспитывает, учит, развивает;
4. Будем патриотами Отечества;
5. Сила.
1. Народный патриотизм
2. Поучительный, значимый
3.Изучаем, ценим, сохраняем
4. Слава героям Отечества
5. Память
1. Образ героя в искусстве
2. Непобедимый, сильный
3. Рисует, раскрывает, акцентирует
4. Искусство знает своих героев
5. Духовность.
На конец урока предложить каждому обучающемуся продолжить фразу
Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ…
(Я хотела бы, чтобы на русской земле не переводились герои…)
Исполнение песни «От героев былых времен»
Литература.
http://galusikn.ucoz.net/http://muzofon.com/http://to-name.ru/http://www.vivl.ru/nevsky/nevsky.phphttp://a-minin.ru/podvig-minina-i-pozharskogo-den-narod/Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010
Данилов А.А. История России. Конец 16-18 век. 7 класс: - М.; Просвещение, 2014.