Конспект Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обячения английскому языку через метод проектов


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по теме «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку через метод проектов».
на курсах повышения квалификации по ИОЧ, инвариантный блок «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (23.09-27.09.2013 г.; 30.09-04.10.2013 г.)
Выполнил:
учитель английского языка
ГБОУ СОШ с. Курумоч
им. А. И. Кузнецова
Долинина Алевтина Ивановна
Самара-2014
Содержание
Введение3
1. Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку7
2. Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка9
Заключение15
Библиографический список16
Введение«Этот вечный вопрос образования. Что важнее – чистое универсальное знание или набор технологических приемов, работающих на практике? Ответ очевиден: и то, и другое. Вопрос в пропорции. Советская система образования, по мнению большинства аналитиков, была фундаментальной. Сегодня очевиден прагматический крен. Но ситуация изменилась настолько сильно, что уже нельзя так жестко разделять подходы».
(«Эксперт», 24 июля 2006 года-Д. Медведев, Первый заместитель председателя Правительства РФ).Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, обращает внимание на то, что Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.
При этом результатом образования становятся не только сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Другими словами, новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.
В условиях введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только дать знания, но и показать путь приобретения этих знаний, т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает еще одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету).
Новое содержание образования предполагает: организацию образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, формирование социокультурной образовательной среды школы, обеспечение формирования универсальных учебных действий, введение интегрированных предметов (метапредметов), непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний.
Обучение иностранному языку сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической).
Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией, музыкой, ИЗО и т.д.). Основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Проблема
При изучении и освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встает целый перечень вопросов:
Какие технологии и методики способствуют формированию УУД учащихся?
Какие технологии способны обеспечить формирование иноязычной коммуникативной компетенции?
Как обеспечить формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знаний?
Проблемный вопрос
Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий универсальных учебных действий, социального опыта?
Актуальность
Согласно новым образовательным федеральным и региональным документам на первый план в языковом образовании выходят следующие задачи:
усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, формирование ключевых компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка;
расширение опыта инновационной деятельности в практике образовательных учреждений;
развитие профессиональной компетентности учителей иностранного языка.
Новизна
Руководствуясь новыми государственными документами, в качестве важнейшей задачи развиваемой концепции иноязычного образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), т. е. умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.
В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в России компетентностный подход к образованию приобретает все большую актуальность, как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира (И. Д. Фрумин).
Качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, коммуникативная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряда других.
Модернизация образования отныне направлена на подготовку не только высокопрофессионального специалиста, востребованного на рынке труда, но и человека, готового в различных ситуациях стремительно изменяющегося окружающего мира принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике.
Изменяя содержание образования, компетентностный подход накладывает тем самым отпечаток и на выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным методам обучения и воспитания. Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на современные образовательные технологии, такие как обучение в сотрудничестве, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» и метод проектов, РКМЧП, что обусловило выбор темы для данного проекта «Формировавние иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку через метод проектов».
Цель проекта: формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знаний.
Гипотеза исследования: применение современных образовательных технологий способствует реализации компетентностного подхода на уроках английского языка. Исходя из цели исследования и сформулированной выше гипотезы, были определены следующие задачи:
Проанализировать практический опыт по использованию современных образовательных технологий в педагогической деятельности;
Применять современные образовательные технологии на уроках английского языка;
Способствовать овладению иноязычной речью в процессе работы.
Актуальность заключается во введении компетентностного подхода в практику преподавания английского языка.
1. Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языкуИзвестно, что задачей национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» является модернизация системы образования на всех этапах. Основная цель современной системы образования состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. В основу инновационной стратегии обучения и воспитания, разработанной в школе, лежит формирование компетентностной среды, как фактора развития основных компетенций учащихся. Для этого разработаны инновационные направления, наиболее актуальные на сегодняшний день.
Компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой установки делаются утверждения:
компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин);
компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов);
компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);
компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев).
Такой подход акцентирует внимание больше на ученике, чем на учителе. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Для разделения общего и индивидуального необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, под компетенцией имеется в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся качество (характеристику).
Большую роль в реализации компетентностного подхода играет использование современных образовательных технологий.
2. Использование современных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языкаВ настоящее время современные образовательные технологии все шире входят в повседневную жизнь людей. К одной из наиболее часто используемых современных образовательных технологий относится метод проектов.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений. Обучение иностранным языкам, как и обучение в целом, прежде всего, призвано развивать социальную зрелость человека, готовить его к жизни в обществе, понимать динамику его развития.
Формируемые у учащихся компетентности составляют информационный, исследовательский и языковой аспекты проектной деятельности и способствуют развитию ключевых компетентностей, которые определяют качество современного образования.
Компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.
Учащиеся, воспринимая язык как средство формирования и формулирования мысли, как средство межкультурного взаимодействия, знакомятся со страноведческой тематикой, на практике познавая особенности функционирования языка в новой для них культуре и формируя страноведческую компетенцию.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставляют без внимания ни одну сторону школьного дела. С помощью новых методов обучения и воспитания осуществляется новые принципы личностно-ориентированного образования, которые формируют не просто умения, а компетентности, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, который формирует различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Внутренний результат проектной деятельности – накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Дети учатся прогнозировать результат, планировать свою работу, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты публично.
Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и требует определенного времени, но усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
занятия ориентированы на практические действия учащихся, и затрагивают их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
осуществляется самостоятельная творческая работа в рамках заданной темы;
в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;
осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта;
повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта;
работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников).Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия и т.д.) учащиеся выбирают сами.Проблема формирования компетентностей учащихся решается при поддержке учителей-предметников школы, а также родителей. Защита проектов осуществляется и в урочное, и во внеурочное время, и на конкурсах. Используются различные варианты проектов и путей их реализации.
Какие же типы проектов получили наибольшее распространение в практике преподавания иностранного языка:
Монопроект – это разрешение проблемного вопроса одного ученика: Так, например, наиболее значимыми для учащихся являются следующие темы: “В какой школе я бы хотел учиться”, “Полезные правила”, “История моей семьи”, “Знаменитые люди”, “ Школьная форма”.
Коллективный проект – предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Огромный интерес у учащихся вызывают такие темы: “Домашняя медицина”, “Молодёжная субкультура”, “Королевская семья”, “Хотели бы вы посетить Великобританию?”, “Охрана окружающей среды”, “Праздники Великобритании”.
Типы индивидуальных и коллективных проектов.
Устно-речевой - это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение утренников: “ Счастливое Рождество”, организация концерта: “ Мы любим своих мам”.
Письменный – предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений (их переводов с английского языка), создание справочников.
Разумеется, существуют и смешанные типы проектов, в которых есть признаки разных видов проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной вид координации. Самым существенным в проекте является подготовительная часть-осмысление в проекте учащимся самой идеи, цели их будущей работы. А также приобретение интереса к изучению языка и практических навыков: работы с источниками информации, умение анализировать и обрабатывать материал. Все это способствует коммуникативной компетенции.
Работа с применением метода проекта начинается уже со 2 класса по УМК М.З. Биболетовой, когда учащимся после изучения темы предлагается выполнить то или иное творческое задание.
Проект во втором классе прост и конкретен, а главное - должен быть увлекательным и полезным. По теме «Дом. Квартира» ставится коммуникативная цель - вести беседу или описание, используя вопросы: What is this? Where is it? Is it nice? Do you like it? и др.
Второклассники любят рисовать, вырезать картинки, привлекая родителей. Лексику и грамматико-речевые структуры к теме пишут на карточке для второклассников дети постарше. Выполняются записи аккуратно и разборчиво от руки и вместе с рисунками прикрепляются в тетрадь-словарь. Это - есть дидактический материал на ближайшее время и в последствии. Такие заготовки позволяют вести беседу как о своей комнате, так и жилье персонажей в учебнике. А также рассказать, кому живется лучше: сельской мыши или городской. Если этот диалог показать в костюмах, то поймут даже первоклассники.
Учащиеся среднего звена и старших классов готовят проекты, используя Интернет ресурсы. Старшеклассники охотно берутся за социально-значимые темы «Экология», «О дружбе»; философски окрашенные темы «Фантастика и реальность рядом», «Семья: Проблемы. Радости», «Профессия моей мечты».
В работе над проектом соблюдаются несколько условий:
Стимулы, предлагаемые ученикам, формулируются так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;
в процесс работы над проектом привлекаются все учащиеся класса, каждому предлагаются компетентностно-ориентированные задания с учетом уровня языковой подготовки.
Более целесообразными и плодотворными являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов.
Во время работы над проектом все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения. В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное, проводят математические расчёты.
В настоящее время разрабатывается проект, который предполагает переписку учащихся с тинэйджерами Великобритании. Продуктом деятельности микрогрупп может быть и оформление презентации, сообщений, выпуск альбома с достопримечательностями этой страны, организация выставки “Достопримечательности Великобритании” и т.д.
Защита проекта приходится на Неделю иностранного языка, которая традиционно проходит в марте в нашей школе. И в ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений, (учащиеся вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения).
Происходит формирование коммуникативной компетентности – развитие навыков монологической и диалогической речи. У учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Метод проектов позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Применение проектной деятельности повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.
Поэтому, задача состоит в том, чтобы ученик получил в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научился анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью. Роль учителя заключается в том, чтобы следить за тем, как усвоена лексика, правильно ли учащиеся употребляют грамматические конструкции, оценить их ответы.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника. На основе выделенных Е.С.Полат параметров внешней оценки проектов , были разработаны критерии, с помощью которых может быть дан анализ  групповой работе, творчеству учащихся, эстетике оформления, работе с информацией, самостоятельности, умению отвечать на вопросы.
В целях проверки степени сформированности лингвистической компетенции будет подготовлен и проведен исходный срез (на основании теста и специально разработанных заданий). Будет составлена диаграмма сформированности ключевых компетенций учащихся в говорении, чтении и аудировании. Затем показатели на начало и конец года будут представлены в сравнении.
К основополагающим принципам метода проектов, применительно к методике обучения иностранного языка, относятся:
связь идеи проекта с реальной жизнью;
интерес к выполнению проекта со стороны всех участников;
ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
самоорганизация и ответственность участников проекта;
нацеленность на создание конкретного продукта;
монопредметный и межпредметный характер проектов;
временная и структурная завершенность проекта.
К использованию метода проектов можно предъявить следующие требования:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Исходя из этого, этапами разработки структуры проекта являются следующие:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижение гипотез решения проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
обсуждение методов проверки гипотез в группах, возможных источников информации;
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
оформление проекта;
защита проекта (гипотез решения проблем);
выявление новых проблем.

Заключение
Таким образом, результаты обучения могут рассматриваться как подтверждение ранее выдвинутой гипотезы  проекта по теме «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка через метод проектов» и доказательство эффективности применения данной технологии на всех этапах обучения английскому языку.
Использование современных образовательных технологий на всех этапах обучения иностранному языку имеет ряд преимуществ, основные из которых:
повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся;
улучшение мотивации и развитию познавательных интересов учащихся, способностей само - и  взаимооценки;
развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления;
возможность учета возрастных и психофизиологических особенностей подростков.
При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения современные образовательные технологии очень эффективны. Они способствуют развитию самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Они учатся планировать, осуществлять мониторинг и давать оценку своей деятельности.
Проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах неоднородного состава, чувства личной ответственности, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения.
Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.
Библиографический список
Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1996.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1999.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1998.-19 September/- P.319-334.
Бим И.Л. – Модернизация структуры и содержания школьного образования.- Иностранные языки в школе.-2005г.-№2.
Зимняя И.А.-Психология обучения иностранному языку в школе.-М,:Просвещение, 1991г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М,:Народное образование, 1998г.