Статья Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Автор статьи: преподаватель английского языка КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж».
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обучения в школе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с сохранным интеллектом предусматривает развитие личности учащихся с учётом индивидуальных способностей их умственного и физического развития.
В ряде субъектов Российской Федерации ведётся работа по реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Данный проект имеет выраженную социальную значимость. Перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей независимо от уровня и особенностей их развития, социального статуса, места жительства и других обстоятельств. В том числе и тех из них, кто по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение и нуждается в обучении на дому. Актуальность этого направления неоднократно подчеркивалась Президентом России.
Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу особенностей развития российской системы образования. Ведь эти дети вынуждены уже в начале своего жизненного пути сталкиваться с множеством трудностей. Причём огромное количество этих трудностей – чисто бытового характера. Социализация у данных детей затруднена. Может ли современная система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать этим детям полноценное конкурентноспособное образование наравне со здоровыми детьми?
Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для детей-инвалидов проблему получения образования.
Современный компьютер объединяет в себе телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, кинопроектор, демонстрационный материал и много другое, что облегчает учебную деятельность современного школьника, делает её более насыщенной, содержательной и интересной.
Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута.
В нашем центре дистанционные занятия английским языком проводятся посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий школьники получают возможность изучать иностранный язык на базовом и профильном уровне, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» дистанционно общаться с учителями и психологом, которые помогают осваивать учебный материал в качественно новой образовательной среде.
Основная задача программы дистанционного образования – создать оптимальные условия для успешного прохождения детьми государственной (итоговой) аттестации по английскому языку в формате ЕГЭ, поступления в вузы и развития навыков социальной и деловой коммуникации.
Я на протяжении четырех лет работаю по программе дистанционного обучения с учениками разных классов, как начальной, так и старшей школы.
Для каждой параллели разработаны отдельные рабочие программы на основании федеральных образовательных стандартов, включающие тематическое планирование на весь учебный год.
В процессе обучении английскому языку детей-инвалидов я стараюсь использовать разнообразные формы работы, опираясь на медицинские показания диагнозов каждого ребенка и индивидуальные особенности учеников. В зависимости от этого за несколько лет моей работы мною было разработано множество уроков на разнообразные темы, которые сопровождаются творческими заданиями, игровыми формами работы... с целью заинтересовать ребенка так, чтобы урок не был для него скучным и монотонным, а, напротив, стал живым, активным, позитивным. Именно поэтому уроки английского языка в центре сопровождаются решением кроссвордов и головоломок, разучиванием песен и стихов, конечно, с чередованием объяснения основных тем и грамматики.
Все дети, повторюсь, индивидуальны, а тем более дети с ограниченными возможностями. Некоторым деткам центра дистанционного обучения нравится, имеющим проблемы со зрением, трудно читать, и тем более писать. Для таких учеников мною практикуется работа по карточкам. Например, если во втором классе была пройдена тема «Алфавит», то для закрепления темы я показываю ученику карточку с буквой, а он должен назвать ту букву, которую он видит на экране. Или, по прохождению темы «Правила чтения, я готовлю ученикам карточки со словами, а они, используя полученные знания по теме, должны правильно прочитать это слово. Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Основными задачами системы дистанционного обучения иностранным языкам, в частности английскому языку, можно считать:
* получение знаний, умений, навыков в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования;
* формирование конкурентоспособной личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья и повышение уровня мотивации к изучению иностранных языков и информационных технологий;
* социализация данной категории школьников, поскольку навыки компьютерной грамотности позволяют подростку с ограниченными возможностями более уверенно чувствовать себя на рынке труда, а программа личного роста – повысить уровень самооценки человека.
Основными критериями и показателями успешности инновационного опыта работы учителя, использующего такие современные информационные технологии как дистанционные методики обучения можно считать:
* положительное отношение детей и родителей к процессу обучения вообще и английскому языку в частности;
* повышение мотивации учащихся к изучению предмета;
|* повышение качества знаний учащихся (в перспективе);
* социализация учащихся посредством участия в творческих проектах и конкурсах различного уровня, форумах и конференциях;
* рост профессионального мастерства учителя;
* заинтересованное отношение коллег.
Применение дистанционных технологий, метода проектов в обучении детей с ограниченными возможностями, не посещающими школу, являются, обоснованными, законными и действенными способами обновления организации педагогического процесса, которые позволяют осуществить личностно-ориентированный подход и повысить функциональную грамотность учащихся по предмету, а также в дальнейшем будут способствовать развитию конкурентоспособности данной категории учащихся.


































Информационные ресурсы:
1. http://минобрнауки.рф/документы/2974;
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
4.  Беленкова Л. Ю. Современная система образования лицом к ребенку с ограниченными возможностями здоровья // Гуманит. науки и образование - 2010. - № 4. - С. 32-42.
5.  Пронченко А. В. Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья. - Самара : Соврем. образовательные технологии, 2010.
6.  Садрутдинова С. В. Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала СПб.: Реноме, 2012. С. 410-415.













15