Статья Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы-интерната.


Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы-интерната.
Сегодня, как никогда прежде, остро стоит вопрос о социализации детей с ограниченными возможностями, об их праве на получение полноценного качественного образования. В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы предусмотрены конкретные мероприятия по внедрению инклюзивного образования. Они позволяют обеспечить равные права детям с ограниченными возможностями (ОВ) на качественное образование с созданием условий для обучения и интеграции в общество.
Цель инклюзивной школы – дать всем учащимся возможность полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества.
Видный русский историк Василий Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». А для работы с детьми с ОВ необходима не только любовь, но и огромное терпение, понимание и сострадание, постоянная психологическая поддержка, воспитание в них чувства уверенности в своих силах, способностях.
Преимущество инклюзивного образования состоит в том, что оно стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Поэтому инклюзивное образование старается разработать такой подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Исходя из опыта работы нашей коррекционной школы-интерната можно сказать следующее:
инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями;
инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ОВ;
инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
Инклюзивное образование – это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию с целью обеспечения равного доступа к качественному образованию.
На сегодняшний день выделяются следующие категории детей, относящиеся к получению инклюзивного образования:
дети, имеющие проблемы здоровья (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды);
дети, имеющие трудности социальной адаптации в обществе (дети с девиантным поведением, из семей с низким социально-экономическим и социально-психологическим статусом);
дети из семей мигрантов, беженцев.
Среди детей, которым следует уделять особое внимание при обеспечении равного доступа к качественному образованию, более уязвимой категорией являются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В Казахстане образование детей с ограниченными возможностями и их психолого-педагогическая коррекционная поддержка осуществляется:
в классах совместного обучения детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (инклюзивные классы) при общеобразовательных школах, реализующих инклюзивное образование;
в специальных классах при общеобразовательных школах.
Специальные классы, осуществляющие инклюзивное образование, дифференцированы по видам нарушений развития учащихся:
для детей с нарушением слуха (дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора);
для детей с нарушением зрения (слабовидящие дети со значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией);
для детей с тяжелыми нарушениями речи (дети со стойкими нарушениями устной или письменной речи, вследствие чего, имеющие нарушения коммуникативной функции речи);
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети частично или полностью ограниченные в произвольных движениях;
для детей с задержкой психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития (дети с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации);
для детей с нарушением интеллекта. Дети со стойким нарушением познавательной деятельности (легкая и умеренная умственная отсталость).
Общеобразовательные организации, реализующие инклюзивное образование, в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан, должны обеспечить:
доступ к качественному начальному, основному среднему, общему среднему образованию всех детей;
создание специальных условий для удовлетворения образовательных потребностей всех учащихся;
создание «безбарьерной», доступной образовательной среды;
психолого-педагогическое сопровождение (психолого-педагогическое сопровождение ребенка, обеспечивающее его развитие в условиях образовательного процесса), в том числе сопровождение маломобильных учащихся, детей с ограниченными возможностями;
оснащение учебных кабинетов современным оборудованием (средства связи и коммуникации, сетевое взаимодействие, широкополосный Интернет, аудио- и видеотехника, компьютерное, мультимедийное, интерактивное и интеллектуальное оборудование), в том числе вспомогательным техническим оборудованием и программно-техническим обеспечением для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся;
консолидацию образовательных ресурсов для организации учебного и коррекционно-развивающего процессов, а также адаптации и модификации учебного материала к образовательным потребностям учащихся;
реализацию мер социальной адаптации учащихся к жизни в обществе, формирование трудовых и других жизненных навыков.
В коррекционных школах-интернатах, реализующих инклюзивное образование, занятия должны проводиться с применением индивидуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
Для организации работы службы психолого-педагогического сопровождения, в штате должны быть специалисты: специальный психолог, логопед, специальные педагоги (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог), инструктор ЛФК, социальный педагог.
В специальных классах обеспечивается охранительный педагогический режим, направленный на сохранение психофизического здоровья обучающихся.
Охранительный педагогический режим – это деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, планирование всех мероприятий, направляющих деятельность учащихся, определяющих их поведение, способствующих сохранению здоровья.
Охранительный педагогический режим достигается следующими факторами:
•малой наполняемостью класса (в соответствии с нормативами);
созданием климата психологического комфорта, на основе использования специальных методов обучения, учитывающих особенности эмоционально-личностного развития школьников;
обеспечением успешности учебной деятельности во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися, на основе данных мониторинга учебных достижений;
предупреждением психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, за счет дозирования объема и сложности учебного материала;
специальными релаксационными, психотерапевтическими занятиями с психологом;
проведением на каждом уроке динамической паузы с включением лечебно–коррекционных мероприятий;
особым оформлением классных комнат, рабочего места ученика, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности школьников;
регулированием температурного режима, соблюдением требований к освещению во всех школьных помещениях.
Также, в контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования понятие среды приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что включение ребенка с особыми образовательными потребностями предъявляет новые требования к ее организации.
Инклюзивная образовательная среда предполагает решение проблемы образования детей с ОВ за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.Образовательная среда в инклюзивной коррекционной школе – это также совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов.
Изменение касается технологических, организационно-методических, нравственно-психологических и других параметров.
В основе организации инклюзивной образовательной среды, на наш взгляд, выступают следующие принципы:
Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию.
Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения.
Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитию социальных умений.
Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.
Активность родителей или лиц, заменяющих родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.
Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. Главным целевым компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка.
Развитие позитивных межличностных отношений не является спонтанным процессом, это также выступает предметом специальной работы педагогов.
Безопасность. Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает ее безопасность (физическая и психологическая). Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия (Баева И.А., Лактионова Е.Б.).
Изучив работы Е.А.Климова, В.А. Ясвина, Тарасова С.В., в которых предложены составляющие образовательной среды учреждения, мы выделили структуру инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями, включающую в себя пространственно-предметный, содержательно-методический и коммуникативно-организационный компоненты.
Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.
Содержательно-методический компонент: образовательные концепции, учебные программы, планы, учебники и т.д.; формы и методы организации образования.
Коммуникативно-организационный компонент – это особенности взаимодействия субъектов образовательной среды – распределение статусов, ролей, национальные, половозрастные особенности учащихся, педагогов, их ценности, установки, стереотипы; коммуникационная сфера – стиль общения и преподавания; организационные условия – наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей и т.д.).
Пространственно-предметный компонент - это материальные возможности учреждения - доступная архитектурно-пространственная организация, обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами, оказание всем учащимся данной категории необходимого уровня поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ.
В целях компенсации нарушенных или утраченных функций необходимым условием является обеспечение учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательных и коррекционных школах техническими и вспомогательными средствами, согласно «Перечню компенсаторных технических и вспомогательных средств». Соответственно, общеобразовательные школы или коррекционные школы-интернаты, осуществляющие обучение детей с ограниченными возможностями, должны обеспечить создание специальных условий, в зависимости от вида нарушения у учащегося, а именно:
для слабослышащих детей – необходимо обеспечение техническими средствами коррекции и компенсации слуховой функции. Обучение детей с нарушениями слуха проводится в условиях постоянного использования электроакустической звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, визуальной аппаратуры, тактильно-вибрационных устройств и технических средств обучения;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата без грубых нарушений умственного и речевого развития, не требующих постоянного медицинского сопровождения – обеспечение физического доступа в школу, а именно наличие пандусов, широких дверных проемов, подъемника инвалидного кресла, подъемника вдоль лестницы, автоматических открывателей, а также специальной мебели (одноместные парты, конторки для работы стоя и т.д.);
для детей с нарушениями зрения необходимы наличие тифлотехнических устройств (оптические средства, телевизионные устройства и дисплеи) и современные информационные технологии.
Реализация пространственно-предметного компонента зависит от финансовой поддержки, так как создание и развитие материально-технической базы осуществляется за счет бюджетных средств, доходов от услуг, оказываемых на платной основе, иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Содержательно-методический компонент включает в себя адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств; коррекционная педагогическая поддержка внутри организации образования должна осуществляться специальным педагогом (педагогом-дефектологом), психологом, социальным педагогом). Сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования должны осуществлять специалисты специальных коррекционных организаций образования, ПМПК, кабинета психолого-педагогической коррекции,
логопедических пунктов, а также специалисты медицинских учреждений на договорной основе.
Коммуникативно-организационный компонент - это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.
Организованная таким образом инклюзивная образовательная среда работает при условиях:
Комплексного и многоуровневого сопровождения участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и социализации детей (психолог, родители, волонтеры).Виды (направления) комплексного сопровождения:
профилактика;
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
консультирование (индивидуальное и групповое);
развивающая работа (индивидуальная и групповая);
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
психологическое просвещение и образование (повышение психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей).
В основе поддержки лежит метод комплексного сопровождения, реализующего четыре функции: диагностика возникающих у ребенка проблем; поиск информации о сути проблемы и способах ее разрешения; консультация на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы; помощь на этапе реализации решения проблемы.
Преемственности дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений.
Обобщая работу в данном направлении, мы отмечаем, что инклюзивный подход позволяет решить проблемы образования, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями. Ограниченные возможности здоровья не означают ограниченные способности. Напротив, часто ребенок, имеющий психические недостатки, находясь в среде, адаптированной к его возможностям и потребностям, достигает высокого уровня социализации и самореализации.
Инклюзивное образование предполагает индивидуализацию обучения и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Инклюзивная образовательная среда, созданная с учетом выше перечисленных принципов, структуры и условий её организации, способствует стимулированию развития самостоятельности, инициативности и активности ребенка с ОВЗ, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей с учетом особых образовательных потребностей и является эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса. Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Литература.
Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С.215
Особенности обучения в общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивное образование. Инструктивно-методическое письмо на 2014-2015 учебный год
Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. -№ 1. С.42-54.
Формирование безбарьерной образовательной среды для учащихся сограниченными возможностями здоровья (методическое пособие). – Астана:
Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, С.18-25
Шипицина Л. М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. С. 14-18.