Доклад на тему: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА
Ширеева Тамара Ивановна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения «Доверие» Волжского муниципального района
Республики Марий Эл (МБУ ДО «ЦППМСС «Доверие»)
Аннотация:
В статье рассматривается материал о детях с задержкой психического развития, которым необходима коррекционная помощь специалистов. Коррекционная работа должна учитывать не только структуру дефекта, но и соотносить программы развития нормы и задержки развития. Необходимо выяснить, с чем связаны его проблемы, оценить сильные и слабые стороны ребенка и семьи, и на основании этого выработать программу, оценить эффективность оказываемой помощи.
Психолого-педагогическая коррекция это система психолого-педагогических мер, направленных на раскрытие возможностей ребёнка в поведении, ведущей деятельности возраста, межличностных отношениях в группе сверстников; достижении необходимого уровня креативного, речевого, психомоторного развития. Коррекционная работа должна учитывать не только структуру дефекта, но и соотносить программы развития нормы и задержки развития. По мнению У. В. Ульенковой, в плане коррекции большое значение имеет возраст ребёнка, состояние его здоровья, специфика микросоциума, своевременная диагностика и коррекция развития. М.С.Певзнер и Т.А.Власова обратили внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребенка дошкольного возраста. В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов.
Наиболее часто в дошкольных учреждениях встречаются дети с задержкой психического развития, дети с речевыми, сенсорными нарушениями. С каждым годом все большее количество детей оказываются в среде ограниченного развития, возрастает тревога за положение ребёнка в ДОУ, поэтому одним из направлений моей деятельности является сенсорное развитие детей, т.к. считаю, что с самого раннего детства надо учить познавать окружающий мир, начиная с восприятия предметов и явлений. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период необходимо представлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития. Поэтому мной выбраны темы «Развитие сенсомоторных, речевых навыков, познавательных процессов у детей раннего, дошкольного возраста» для самообразования, которое предусматривает последовательную работу: от теории к практике. Начав с изучения теории сенсорного воспитания с детьми, перешла на изучение игровых, речевых методов и, вследствие, к теоретическому представлению с практическим подкреплением итога работы.
С этой целью разработаны авторские коррекционно-развивающие программы сопровождения:
«Знаечка» (на развитие сенсомоторных, речевых навыков, познавательных процессов для детей раннего возраста);
«Ступеньки» (на развитие сенсомоторных, общих речевых навыков и познавательных процессов для детей дошкольного возраста);
«Развиваемся, играя» (на развитие сенсомоторных, речевых навыков и игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Для эффективной реализации данных программ используются следующие методы и формы работы: дидактические игры, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, работа по подгруппам, работа парами, индивидуальная работа.
Актуальность в том, что дети раннего возраста развиваются быстрыми темпами и обладают возможностями преодолевать отставание в развитии при условии своевременной коррекционной помощи и поддержки. Данная деятельность направлена на оказание своевременной помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
Цель программ своевременно выявить нарушения в развитии ребенка и оказать своевременную коррекционную помощь. Для этого необходимо выяснить, с чем связаны его проблемы, оценить сильные и слабые стороны ребенка и семьи, и на основании этого выработать программу, оценить эффективность оказываемой помощи. Все это невозможно сделать без проведения диагностики, скрининговой оценки семьи и ребенка (Е. В. Кожевникова, И. А. Чистович, Т. Ю. Морозова, А. А. Невская, Я. Н. Шапиро и др.)
Предлагаемая программа разработана для коррекции и развития отклонений психоэмоционального, психомоторного и интеллектуального состояния детей раннего дошкольного возраста и может быть использована специалистами различных учреждений, родителями и всеми заинтересованными лицами. Программа предполагает работу с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими отклонения психофизического развития. В процессе проведения программы проводится работа как с детьми, так и с их родителями. Программа рассчитана на 36 занятий, по ней можно работать в течение учебного года, в неделю 1 раз. Занятия строятся по индивидуальному плану, исходя из имеющихся навыков и возможностей ребенка.
Каждая программа построена по определенной структуре (состоит из следующих разделов):
психолого-педагогическая диагностика;
коррекционно-развивающая работа;
информационно-консультативная работа;
аналитическая работа.
Коррекционная направленность педагогического процесса особенно выражена и усилена в содержании и методах работы специалистов образовательного учреждения. Коррекционная функция дошкольного образовательного учреждения проявляется:
в коррекционно-развивающих мероприятиях, связанных с преодолением;
элементов недоразвития во всех сферах психики;
в повышении адаптационных возможностей детей;
в реализации потенциальных возможностей детей.
Изменение в психике, активности ребёнка происходит в результате психолого-педагогического воздействия. Конструктивные взаимодействия педагогов, родителей, психолога в образовательном процессе позволяют реализовать возможности детей, преодолевая элементы психофизического недоразвития. Д. Б. Эльконин подчёркивал, что процесс развития необратим, и если ребенок пропускает сензитивные сроки развития, то возникает необходимость в коррекционно-развивающей работе. Интегративный подход влияет на достижение оптимального уровня развития детей соответственно возрасту, позволяет успешно спрогнозировать индивидуальный путь развития, разрешает своевременно провести коррекционно-развивающую работу с детьми с проблемами в развитии. Коррекционно-развивающая работа в ОУ создает условия для развития индивидуальных особенностей детей.
Ожидаемые результаты реализации программы – это снижение численности детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении, создание возможностей активного включения родителей и всей семьи в процесс коррекционной помощи ребёнку, создание адекватной информационной среды для проведения профессиональной работы с семьями групп социального и медицинского риска.
Библиографический список:
Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. - М. Мозаика-Синтез, 2005.
Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. - СПб. Издательство «Речь», 2003.
Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе: Конспекты занятий М.: Книголюб, 2005.
Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие для детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М. Мозайка-Синтез, 2009.
15