Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по плаванию
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
на занятиях по плаванию.
Специфика моей работы заключается в том, что я провожу занятия по обучению плаванию детей-инвалидов и с детей с ограниченными возможностями здоровья.
В моей работе не существует такого понятия, как начало и конец четверти, но есть понятие начало и конец реабилитационного периода, который длится три месяца. За этот период проходит адаптация, основная работа по индивидуальной программе реабилитации, разработанной медико-социальной экспертизой, анализ результатов проведённой работы.
Конечно, нагрузка у детей с ограниченными возможностями здоровья не такая, как в школе, но и здесь они затрачивают определённые усилия для овладения тем или иным навыком. Большинство детей проходит реабилитацию до посещения школы или после школы. Поэтому при составлении графика занятий и их проведения мне необходимо, учитывать все школьные и внешкольные нагрузки для более эффективной реализации поставленных задач, особенно в адаптационный период.
Как известно, успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребёнка. Общая ослабленность ребёнка, задержка функционального созревания, расстройства нервно-психической сферы служат причиной более тяжёлого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость и снижение успешности. Дети, проходящие реабилитацию в нашем учреждении, имеют ограниченные возможности здоровья. Поэтому моя задача состоит в том, чтобы наиболее эффективно организовать процесс физической реабилитации средствами плавания, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, его общую дневную нагрузку, время проведения занятий в режиме дня, особенности жизни в семье.
За один реабилитационный период на моих занятиях проходят реабилитацию от 35 до 45 детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдения за воспитанниками показали, что адаптация у них проходит по-разному. Этому причиной служат: соответствующие диагнозы, время занятий в режиме дня, условия проживания в семье.
Так ребята, которые обучаются в школе во вторую смену, легче и быстрее адаптируются к дополнительным нагрузкам и осваивают навыки и умения в воде, чем те дети, которые посещают мои занятия во второй половине дня, то есть после школы. По всей видимости, это обусловливается тем, что в первую половину дня дети приходят на тренировку ещё не уставшие от нагрузок. Поэтому моя задача, так организовать работу, распределить нагрузку и назначить правильное время в режиме дня, чтобы занятия не способствовали чрезмерному возбуждению или заторможенности, не препятствовали обучению в школе во второй половине дня, а содействовали повышению тонуса всех систем организма и облегчали усваивание школьной программы.
В то же время у детей, которые посещают занятия во второй половине дня, то есть после школы, чаще наблюдается нежелание работать на занятиях, жалобы на недомогание, усталость. Адаптация в этом случае имеет затяжной характер. Поэтому здесь моя задача состоит в организации такой работы, где физическая нагрузка чередуется с релаксационными упражнениями для того, чтобы не допустить перенапряжения организма.
Случаи тяжёлой адаптации, в моей работе, обусловливаются как степенью напряжения организма ребёнка, так и его индивидуальными особенностями. В основном тяжело адаптация протекает у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, задержкой психического развития, детским церебральным параличом. Здесь присутствует полный отказ от занятий, агрессия, попытка сослаться на своё неполноценное физическое состояние. С такими ребятами проводится усиленная консультативная работа не только в период адаптации, но и на протяжении всего периода реабилитации.
Конечно, немалую роль в адаптации ребёнка имеет его семья. Неадекватность требований родителей может служить одной из причин нарушения адаптации.
Одни родители настаивают на том, чтобы ребёнок получал расширенный объём нагрузки на занятии, не обращая внимания на общее физиологическое состояние своего ребёнка, его жалобы на общее недомогание, на отказ посещения занятий, не вникая в причины его появления. Диктаторский подход родителей к реабилитации их ребёнка является причиной нарушения адаптации и способствует изменениям в поведении ребёнка, снижению работоспособности, повышению утомляемости, нарушению качества учебных действий, повышению тревожности.
Другие родители гиперопекают своих детей, не давая возможности им проявить свои способности. При определённых заболеваниях (нарушение опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем и др.) положительный результат можно получить только при условии систематического посещения занятий. Но, вопреки рекомендациям, родители находят всевозможные причины для того, чтобы их ребёнок не посещал тренировки, мотивируя это тем, что он может переохладиться, переутомиться, захлебнуться и другое. Этот фактор тоже является одной из причин срыва адаптации, и выражается в изменениях организации деятельности: снижении темпа, сокращении времени работы, появлении трудностей в переключении с одного вида деятельности на другой, двигательной расторможенности или, наоборот, вялости, неврозоподобным расстройствам.
Для наиболее успешной адаптации, с воспитанниками и родителями проводится консультативно-разъяснительная работа, включающая в себя беседы о пользе и необходимости занятий физической культурой и плаванием в частности, об особенностях физиологического развития ребёнка, о формировании здорового образа жизни, о необходимости соблюдать правила личной гигиены и правила безопасности на воде. Даются рекомендации по безопасному поведению на отрытых водоёмах, по организации игр в воде, по обучению некоторым упражнениям по подготовке плаванию в домашней ванной.
Хочу заметить, что трудности в адаптации могут отмечаться как в начале реабилитационного периода, так и в период, когда идёт основная работа. Чаще всего – это середина реабилитационного периода, когда после ознакомительных упражнений в воде начинается работа по привитию тех или иных навыков плавания. Ребятам больше нравится купаться в воде, нежели выполнять предложенные задания, где нужно прилагать определённые усилия. Поэтому в своей работе мне приходится учитывать функциональные особенности состояния организма ребёнка, его изменения на протяжении каждого занятия в течение всего периода реабилитации, для того, чтобы можно было варьировать величину и интенсивность нагрузки, формировать сложные умения в период оптимума, а умения, требующие меньших усилий – тогда, когда меньше сил.
Готовность детей к систематическому обучению различна. Различно состояние их здоровья, а значит процесс адаптации, в каждом отдельном случае, тоже различен. Поэтому одним из главных условий, без которых нельзя сохранить здоровье детей в течение периода реабилитации, является соответствие режима и условий организации занятий, распределения нагрузки, методов преподавания, содержания и насыщенности занятий возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
Анализ адаптации за реабилитационный период
Общее количество детей - 35
Виды и характеристика адаптации Этапы работы
1 неделя
осваивание элементарных умений и навыков 6 неделя
Формирование и совершенствованиеосновных умений 11 неделя
Диагностические занятия, нагрузка
Лёгкая и средняя адаптация
- положительный настрой;
- стремление к систематическим посещениям тренировок;
-выполнение заданий без видимого напряжения 25
(71,4%)
26
(74,3%) 33
(94,3%)
Тяжёлая адаптация
(нарушение адаптации)
- снижение работоспособности;
- низкая выносливость;
- снижение сопротивляемости организма (частые простудные заболевания);
- нарушение качества учебных действий
10
(28,6%) 9
(25,7%) 2
(5,7%)
Ориентируясь на данные таблицы видно, что на начальном этапе, когда работа направлена на знакомство с основами поведения в бассейне (санитарно-гигиеническими, ориентировочными, пространственно-временные навыками и др.), легко проходит адаптация у 71,4% детей, а у 28,6% наблюдается нарушение адаптации.
На втором этапе, где формируются и совершенствуются основные навыки и умения воде, положительный настрой от выполнения заданий наблюдается у 74,3% воспитанников, а снижение работоспособности, нарушение качества учебных действий у 25,7% детей. Причём некоторые ребята, которые на первом этапе адаптировались легко, на втором этапе проявили низкую выносливость и снижение сопротивляемости организма. И, наоборот, те воспитанники, у которых на первом этапе наблюдалось нарушение адаптации, при формировании и совершенствовании основных навыков и умений проявили готовность систематически посещать занятия.
На третьем, итоговом, этапе мы видим, что 94,3% воспитанников успешно адаптировались. И только 5,7% испытывают сложности в адаптации, что, в данном случае, связано с физическим состоянием и установленным диагнозом.