ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ботвина М.Н. (МБОУ СОШ № 42, г. Краснодар)
Внеклассная работа по иностранному языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся.
К сожалению, на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся. Внеклассная работа в этом отношении имеет свои преимущества: учитель получает возможность установить более тесный и дружеский контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех, который дает ребенку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимым условием для дальнейшей мотивации учащихся в учебной и внеклассной работе по иностранному языку.
Однако любой вид деятельности должен быть занимательным и интересным. Изучение даже самого интересного материала может быть в тягость (например, из-за перегруженности лексическим или грамматическим материалом).
Использование материала по темам программы, активизация умений и навыков, приобретенных на уроках, усиливает потребность в общении на иностранном языке, дает ребятам возможность применять на практике то, чему они научились, углубляет имеющиеся знания, рождает желание постоянно узнавать что-то новое.
Внеклассная работа также помогает учителю устранить и те пробелы в знаниях учащихся, с которыми иногда просто невозможно справляться на уроке из-за недостатка времени и большого количества учащихся в группах.
Внеклассная деятельность позволяет более эффективно формировать связь изученного языкового материала с реалиями жизни.
При организации внеклассной работы в большей степени, чем при организации урочной, по иностранному языку необходимо учитывать психофизиологические особенности учащихся, особенно младших школьников. В частности, детей этой возрастной группы интересует сам процесс получения знаний. И чем он разнообразнее и ярче, чем меньше напряжен и обязателен, тем эффективнее будет восприятие.
Среди форм внеклассной работы выделяют постоянные и периодические. К постоянным формам внеклассной деятельности относятся кружки, КВНы, клубы по интересам. А утренники, концерты, конкурсы, викторины, а также недели иностранного языка являются периодическими формами работы.
Внеклассные мероприятия дают ребятам возможность демонстрировать свои умения и таланты. Детям всегда интересно не только посмотреть на других, но и себя показать. Тем самым учитель помогает самоутверждению своих воспитанников, формирует их самооценку. Ребенок всегда должен быть уверен в том, что если он не смог что-то сказать так же хорошо, как кто-то из его друзей, то он всегда сможет сделать на хорошем уровне что-то другое, что поднимет его в глазах взрослых и друзей: споет, станцует, сыграет и т.д.
Цель внеклассных мероприятий – демонстрация достижений в изучении предмета, привлечение внимания к изучению учащимися иностранного языка, повышение уровня владения иностранной речью, развитие творческих способностей учащихся и, в целом, формирование многосторонней личности.
Отдельно хотелось бы сказать о проектной деятельности. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка является программным требованием, реализация которого осуществляется через приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка.
Для решения данной задачи мы регулярно привлекаем своих воспитанников к участию в проектах на английском языке, что позволяет ребятам использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- социальной адаптации, - установления межличностных и межкультурных контактов, - создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира,- осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире, - приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в конкурсах.
В зависимости от условий конкурса проектов формируется группа учащихся, как правило, 8 – 10 человек. Во время подготовки проекта школьники на первом этапе учатся работать с различными источниками информации по заявленной теме, на основе полученных материалов создавать мультимедийные презентации. На следующем этапе начинается работа по подготовке к публичной защите проекта, в ходе которой у учащихся происходит формирование и развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной компетенций. У ребят развивается и воспитывается понимание важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Заключительный этап – публичная защита подготовленного проекта, которая воспитывает гражданские качества, стремление к взаимопониманию между разными людьми, толерантное отношение к проявлениям иной культуры. На всех этапах работы у школьников формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.