Социальная адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья
« Социальная адаптация первоклассников с ОВЗ»
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Одной из основных задач школы - и общеобразовательной массовой, и специальной - является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией, трудовой деятельностью, совместно с другими членами общества. Нарушение одного или нескольких анализаторов у ребёнка создаёт специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации.
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в окружающую среду в качестве полноправных членов общества.
Вообще, для любого ребенка первый год обучения в школе чрезвычайно сложный, переломный период в жизни. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка с ОВЗ очень трудна эта нагрузка. Двигательная активность, так или иначе, становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.
Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно для детей с ОВЗ, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время, именно в 1-м классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети с ОВЗ наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, педагогам и специалистам необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния каждого ребенка, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач. Для у/о детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. Все это объясняется нарушением познавательных процессов. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила общения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими.
Поэтому необходимо порой гораздо большее время, чем в массовой школе, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, тем более, для детей с ОВЗ.
Адаптация к школе многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Ученые -дефектологи указывают на зависимость социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья от типа дефекта, школьной успеваемости и уровня коррекционно - воспитательной работы в школе, от влияния семейного микроклимата.
Специальными психолого-педагогическими исследованиями доказана необходимость дифференцированного и индивидуального подхода с учетом структуры дефекта при определении содержания, методов и приемов учебно- воспитательной работы с особыми детьми:
Хороший уровень школьной адаптации обнаруживают лица с неосложнённым типом олигофренического дефекта;
Удовлетворительный отмечается у обучающихся с осложнённой формой олигофрении, где на ряду с недоразвитием познавательной деятельности выявились беспокойство, раздражительность, нарушение внимания, повышенная утомляемость, пассивность, значительное снижение работоспособности;
Неудовлетворительный уровень адаптации характерен в основном с осложненным типом олигофренического дефекта (в частности, с эмоционально – волевым нарушением).
Чтобы избежать перегрузок и утомления первоклассников и с целью оптимальной организации деятельности ученика на уроке необходимо проводить две физкультминутки протяженностью по 1-2 минуты приблизительно на 10 и 20 минутах урока. Планировать эти периоды релаксации следует исходя из физиологических потребностей детского организма. Если во время урока основная нагрузка приходится на зрение, то и система упражнений должна быть подобрана для релаксации и тренировки органов зрения, тоже и для мышц рук и мелкой моторики пальцев рук, мышц спины и шеи и т.д. Необязательно сопровождение физкультминуток стихами, главное, при их организации, доступ свежего воздуха, грамотно подобранные упражнения, точное выполнение комплекса всеми первоклассниками.
В нашей школе проводится утренняя гимнастика для первоклассников и других младших школьников. Цель такой утренней зарядки заключается в придании тонуса всем системам детского организма. Важным является настрой учащихся на организационные моменты учебного дня, создание благоприятного настроения. Следует обратить внимание на обязательный доступ свежего воздуха при выполнении упражнений утренней гимнастики.
Домашние задания в адаптационный период и в течение всего 1-ого класса не задаются. Учитель первого класса в период адаптации может рекомендовать родителям для индивидуальной работы с их детьми чтение, в т.ч. и чтение родителями вслух, так как большинство первоклассников – это слабочитающие дети. В сентябре и октябре первоклассники могут выполнять творческие работы по собственному желанию: нарисовать рисунок, сделать поделку, выполнить простую компьютерную презентацию, составить рассказ.
Для формирования положительного отношения к учению важно создавать доброжелательную атмосферу на уроке, давать право детям на ошибку. Большую помощь в работе с детьми оказывают поощрения, они помогают изменить самооценку ребенка, укрепить в нем веру в собственные силы. Еще одним из важных моментов является подведение их к обобщению. Обучающимся с ОВЗ не удается сразу понять и уж тем более запомнить смысл заданий, поэтому все инструкции по выполнению проговариваются четко или на доске вывешивается последовательность выполнения заданий.
Для развития познавательных интересов необходимо активно включать в учебный процесс дидактические игры, занимательность (кроссворды, ребусы, загадки, физминутки), проводить нестандартные уроки.
Трудности в обучении детей с ОВЗ связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков. Ограниченный словарный запас мешает точно выражать свои мысли; дети не умеют слушать других, постоянно их перебивают. Здесь необходимо формировать у детей навыки общения, эта работа ведется в ходе всего учебного процесса посредством объединения на уроках первоклассников в группы по 3-4 человека, ребята учатся оказывать друг другу помощь, проверяют правильность выполнения задания и других ребят.
Важно помнить, что адаптационный период – это не время для подготовки к обучению в дальнейшем, а увлекательная школьная жизнь здесь и сейчас.
В течение всего адаптационного периода и первого класса исключена система бального (отметочного) оценивания. Недопустимо использовать любые символы и знаки, заменяющие отметки. Допустима только словесная объяснительная оценка. Причем она не должна нести негативный отрицательный характер. Учитель может сказать первокласснику: «Молодец», «Подумай», «Ты так считаешь?», «Давай спросим у других» и т.д. Нельзя оценивать личные качества ученика, темп его работы.
В течение адаптационного периода и всего первого класса контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года в мае по решению администрации образовательного учреждения по следующим предметным курсам: математика, русский язык и литературное чтение.
По окончанию периода адаптации, в конце октября, учителем могут быть отмечены показатели благоприятной адаптации первоклассника:
- сохранение физического (не болеет), психологического (испытывает желание ходить в школу) и эмоционального (находится в благоприятном расположении духа) здоровья;
- установление первоначального положительного контакта с одноклассниками и учителями;
- формирование адекватного поведения школьника;
- начало формирования предпосылок к учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе может быть
чрезмерное возбуждение, агрессивность по отношению к разным участникам образовательного процесса. Наоборот, заторможенность, депрессивность, чувство страха, нежелание идти в школу. В особо кризисных случаях может упасть масса тела, начаться период острого заболевания. Необходимо привлекать к совместной педагогической деятельности школьного педагога-психолога. Этот специалист владеет различными методиками комфортной адаптации первоклассника и включения его в школьную жизнь. Так же для коррекционной работы с учениками должен работать учитель-дефектолог, учитель-логопед.
В организации благоприятной адаптационной среды, направленной на создание здоровьесберегающих и комфортных условий для начала обучения и воспитания первоклассника участвует не только учитель первого класса, но и весь педагогический коллектив образовательного учреждения.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья связана с включением их в общественную жизнь и их устройством в быту в дальнейшем. Это требует наличия у обучающихся определённых социальных качеств:
- коллективизма;
- умение общаться со своими сверстниками, с взрослыми;
Эта работа проводится с детьми с самого первого дня пребывания их в нашей школе. Большинство из детей до прихода в нашу школу, не находились в коллективе. Некоторые замыкаются в себе, другие никак не могут расстаться со своим «я». Поэтому с первых шагов мы учим их жить в коллективе, считаться с мнением и интересами других.
Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г.Саратова»
410028, г. Саратов, ул. Вольская, 30. Тел. (845-2) 27-71-13, Факс (845-2) 26-18-11
Email: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Социальная адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья»
Разработала
учитель-дефектолог
ГБОУ « Школа АОП №1 г. Саратова»
Еремина Богдана Витальевна
Саратов 2016