Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных проблем современной, российской специальной (коррекционной) школы.
В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей и успешной интеграции в общество.
Проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день одна из самых острейших. Особенно остро эта проблема стоит в учреждениях компенсирующего вида.
Необходимо приспособить таких детей к жизни в обществе, что бы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслужить, выполнять трудовые операции, соблюдать общепринятые правила и нормы поведения.
Как показывают статистические данные, значительный процент выпускников таких учреждений оказывается неприспособленным к самостоятельной жизни.
У детей обучающихся в школе VIII вида, процесс формирования личности осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л. С. Выготский назвал «социальным вывихом», имея в виду, что таким детям трудно усвоить имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу для решения этой проблемы Л. С. Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, знать в нём своё место.
Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, взглядов, убеждений, определяющих направление развития личности и её отношение к действительности. Следует помнить, что детям с ОВЗ трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразии всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь детям с таким диагнозом приспособиться к жизни. Л. С. Выготский рекомендовал искать «обходные» пути решения этого вопроса.
В коррекционной школе невозможно требовать от ребенка с интеллектуальной недостаточностью адекватного «саморазвития» и им нужны «особые» условия обучения и воспитания. Применение разнообразных компьютерных технологий способствует эффективной коррекции нарушений и создает особую "терапевтическую" среду, стимулирующую развитие личности каждого ребенка, позволяет использовать новые «обходные пути» в воспитание и развития личности ребенка.
Компьютерные технологии выступают в роли эффективного средства коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования их в коррекционной работе.
Компьютер значительно расширяет возможности получения информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у учащихся.
Вся система коррекционно-развивающей и воспитательной работы в коррекционной школе ориентируется на ребёнка, на раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей.
Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию.
С помощью них можно совершить виртуальную экскурсию, познакомить с обычаями и историей нашей страны, расширить знания детей о современном мире и не только. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату воспитания и развития данной категории детей.
Для диагностики уровня социальной адаптации учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида, мной были проведены следующие методики:
1. Методика диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов. Автор - Н.Г.Лусканова
Цель: методика предназначена для изучения уровня школьной мотивации у учащихся начальных классов.
Испытуемому предлагается список, состоящий из 10 вопросов. При каждом ответе необходимо выбрать один из трех предложенных ответов.
Для младших школьников наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный), широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный), «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный), игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой), мотив получения высокой отметки.
Интерпретация. После получения ответов на все вопросы подсчитывается количество баллов, совпадающих с ключом и выявляется уровень мотивации:
Низкий уровень - несформированность учебной мотивации, возможно, преобладание игровой мотивации Низкий уровень мотивации свидетельствует о том, что ребенок к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным заданиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет, но может общаться со многими.
Средний уровень свидетельствует о том, что ребенок положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе.
Высокий уровень - преобладание типов ответов, характеризующих учебную мотивацию, собственно учебно-познавательной, основанной на желании знать, научиться, то есть на познавательной потребности. Высокий уровень учебной мотивации свидетельствует о том, что ребенок, осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам примерно равен, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе. Высокий уровень также говорит о социальном взрослении учащихся.
(Результат 4 человека имеет низкий уровень, 3– средний, 3 – высокий)
Тест «Кинетический рисунок семьи» - проективная методика, предложенная Р.Бернсом и С.Кауфманом
Цель: тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений, а также направлен на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.
Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует, например: "Рисуй так, как тебе хочется".
Критерии интерпретации:
1. Оценка общей структуры
2. Определение наиболее привлекательного персонажа
3. Рисунок самого себя
4. Дополнительные персонажи
5. Изображение родителей
6. Идентификация
7. Отказ от изображения того или иного члена семьи
Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у 50% младших школьников (5 человек), выражено положительное отношение к родителям. Данные характеристики выражаются на рисунке: все члены семьи (нет упущений кого-либо из членов семьи) изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела, члены семьи изображены держащимися за руки., у 30% младших школьников (3 человека) выражена тревожность по отношению к родителям 20% младших школьников (2 человека) выражены чувство одиночества, тревожность, отсутствие чувства общности с семьей. Данные характеристики выражаются на рисунке: изображение семьи как несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом, возможны упущения кого-либо из членов семьи; какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее, возможно помещение одного из членов семьи выше или ниже остальных, увеличение или уменьшение его размера; отсутствие себя на рисунке.
Таким образом, по результатам диагностики внутрисемейных отношений по методике «Кинетический рисунок семьи» у большей части младших школьников положительное отношение к родителям, эмоциональный комфорт. У девочек значительно лучше отношения с родителями и братьями, чем у мальчиков.
Социометрическая методика Р. Желя.
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов.
Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются
Проведя методику я получила следующие результаты:
30% – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
20 %– ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
20% – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо
30 % – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Проанализировав результаты данных методик, я сделала вывод, что социализация учащихся 3 класса имеет достаточно низкий уровень. Дети испытывают трудности в школе, в общении с семьей и сверстниками. Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности, ограничение способности адекватно вести себя в обществе, заниматься деятельностью, соответствующей возрасту и т.д.
Поэтому проблемой моего исследования стал вопрос: как эффективно использовать компьютерные технологии для успешной социализации детей с ограниченными возможностями к современному миру и обществу?
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Дать теоретический анализ научных источников по проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Формировать нравственные и моральные ценности воспитанников;
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение детей друг другу;
- Воспитывать чувство долга, совести, любви к прекрасному путем использование ИКТ;
- Расширить знания детей с ОВЗ о современном мире и его устройстве;
- Вести совместную работу с педагогом и родителями по данной проблеме.
Различные аспекты проблемы социальноЙ адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими учеными. Сущность процесса социальной адаптации исследовали А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, JI.H. Коган, Т.Г. Киселева и др. Особенности развития детей с различными проблемами здоровья рассмотрели Т.В. Лодкина, В.И. Лубовский, Л.М. Птицина и др., пути компенсации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья -С.А. Беличева, В.М. Минияров, С.Г. Шевченко и др., интеграции этих детей в общеобразовательную среду - Э.И. Леонгард, Г.Ф. Кумарина, Л.Н. Винокуров и др.
Анализ научной литературы по данной теме позволил определить противоречие между возросшей потребностью общества в понимании необходимости процесса социальной адаптации детей с ОВЗ и неразработанностью технологии организации это процесса, обеспечивающей его эффективность.
Вследствие этого мной были определены основные направления самообразования:
Профессиональное и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии).
Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей).
Правовое.
Эстетическое (гуманитарное).
Историческое
Политическое
Экологическое
Источники самообразования:
- СМИ, в том числе: телевидение, специализированная литература (методическая, научно-популярная, классическая, публицистическая, художественная), статьи педагогов – практиков; - Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации;
- видео, аудио информация на различных носителях
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение уровня социальной адаптации детей с ОВЗ;
- разработка комплекса познавательных и развивающих презентаций
- разработка и проведение открытых внеклассных занятий, кружковых занятий;
- создание электронного комплекта педагогических разработок;
- доклады, выступления по исследуемой теме самообразования;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- обобщение опыта по исследуемой теме самообразования.
Поэтому дальнейшая моя работа в рамках темы самообразования будет направлена на поиск путей решения поставленной проблемы и повышения уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.