Разработка урока по развитию мимики и пантомимики в 6 классе
6 «Б» класс
Открытый урок "Улыбка и смех».
Обучающие цели: Дать детям понятие о смехе и улыбке, показать их значение в жизни человека. Учить различать оттенки смеха и улыбок, обучать приёмам саморегуляции.
Развивающие цели: Развивать эмпатию, положительные эмоции, память, воображение, пантомимические навыки, гибкость и выразительность движений, словарный запас.
Воспитательные цели: Воспитывать желание выражать доброжелательное отношение к окружающими людям.
Коррекционные цели: Формировать невербальные средства общения, умение управлять своими эмоциями. Сохранение остаточного зрения.
Оборудование урока: карточки с вопросами и заданиями, красочный зонтик, карточка со словом “Улыбка”, листок настроения, солнышко и улитка, аудиозапись с песней В.Шаинского “Улыбка”.
Ход урока
1. Приветствие учителя.
Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. У каждого из нас сейчас своё настроение: кто-то возбуждён, кто-то удивлён, спокоен. Давайте отвлечёмся и вспомним что-нибудь хорошее. Нам поможет в этом волшебный “зонтик настроения”. (Учитель проносит над детьми и гостями красочный зонтик).
2.Повторение опорных знаний: Развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения:
выполнить упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица: (Звучит спокойная мелодия)
1.Полностью расслабьтесь и подумайте о чем-нибудь приятном.
Напрягитесь, при этом подумайте о чем-нибудь неприятном.
2.Расслабьте мышцы лица и широко зевните, при этом подумав «Как хочется спать».
3.Расслабьте мышцы лица и широко улыбнитесь, при этом подумав о чем-нибудь радостном.
4.Расслабьте мышцы лица и сведите губы в напряженное «О»
5.Расслабьте мышцы лица, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением. Спокойно закройте глаза.
6.Расслабьте мышцы лица и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне все это надоело!».
7.Расслабьте мышцы лица, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.
Улыбка и смех продлевает жизнь человека, поэтому чаще улыбайтесь и дарите людям радость.
3. Введение в тему.
Теперь у нас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё занятие. В этом нам поможет наше солнышко и улитка, которые принесли карточки с вопросами для вас. Почему солнышко к нам пришло в гости? (Солнце – это символ радости, тепла и хорошего настроения).
Желающие подходят к доске, снимают первые три карточки и отвечают на вопросы.
Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? (Здравствуйте).
С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Пожалуйста).
Как называют человека, делающего много хорошего для других людей? (Добрый).
Открываются три слова - приятны для всех.
Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида, интерес, вина).
Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания.)
Что такое чувство? (Длительные душевные переживания.)
С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации).
Попробуй изобразить предложенные ситуации, используя мимику и жесты.
Человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз.
Пациента у кабинета зубного врача.
Болельщика на футбольном матче.
Ученика-выскочку, торопящегося дать ответ.
Ученика, который забыл дома дневник и не может дать по просьбе учителя.
Ребёнка, который разбил любимую мамину вазу.
Владеть эмоциями и чувствами довольно сложно. Необходимо уметь положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы. В этом нам помогают всегда …
Желающие подходят к доске, снимают три карточки и отвечают на вопросы.
Продолжите, пожалуйста, предложение: за добрые дела люди обычно говорят… (Спасибо)
Назовите, пожалуйста, слово, которое можно использовать для завершения следующей фразы: и чувство радости рождает … (Улыбка, смех).
Учащиеся исполняют песню В.Шаинского “Улыбка”.
4. Работа с карточками “Ситуации”.
Посмотрите на карточки и догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают эмоции на рисунках.
“Прочитай” по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображённой на карточке ситуации. Придумай и расскажи историю об этом.
- Почему у ребят такие выражения лиц?
- Что могло случиться?
- Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?
5. Гимнастика для глаз.
6. Игра “Угадай эмоцию по интонации”.
Выражать своё настроение помогают не только жесты, мимика, но и интонация. Попробуйте произнести фразу “Завтра каникулы” с эмоциональной окраской (удивлённо, радостно, грустно, гневно, спокойно, страшно, обидно). Остальные должны угадать эмоцию.
7. Работа со схематическими рисунками улыбок.
-Как вы думаете, улыбка бывает разной? (Да)
Улыбка может быть смущённой, язвительной, радостной.
-Посмотрите на схемки. Найдите здесь радостную улыбку. Смущённую улыбку. Язвительную.
8. Разновидности смеха.
1. «Открытый» смех – собственно смех с широко раскрытым ртом. Так смеются по-настоящему весёлые по натуре люди, смеются всем телом, причём женщины делают это особенно ритмично.
2. Смех на – А – (ха-ха-ха) – идущий от сердца, полный гармонии с окружающим миром, незамутнённой радости. Характерен для беззаботных людей с наивно-весёлым нравом.
3. Смех на – Э – (хе-хе-хе) – не слишком симпатичный, имеющий что-то блеющее. Часто встречается у закоренелых льстецов, показывающий нечто вызывающее, дерзкое, завистливое. Чем больше слышится гласная – Э -, тем больше злорадства, хамства, презрения. Люди, которые так смеются , склонны оставаться на известной дистанции по отношению к собеседнику.
4. Смех на – И – (хи-хи-хи) – хихиканье. Смесь иронии и злорадства. Это скрытый хитрый смех. Здесь скорее нет выхода чувства наружу, а есть внутренний подтекст, какой-то собственный умысел. Подобный смех можно часто наблюдать у молодых девушек.
5. Смех на – О – (хо-хо-хо) – издевательский или протестующий. Звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым сомнением, критическим удивлением, протестом.
6. Смех на – У – (ху-ху-ху) – собственно говоря это уже не настоящий смех, а скрываемый страх, боязливость, например, у людей с предрассудками, боящихся привидений.
9. Пословицы о смехе, веселье, улыбке.
-Посмотрите на доску. Здесь пословицы о смехе, веселье, улыбке. Как вы их понимаете?
Веселье лучше богатства.
Кто в радости живёт, того и кручина неймёт.
Кто людей веселит, за того весь свет стоит.
Нет лучше шутки, как над собою.
За шутку не сердись, в обиду не вдавайся.
Тебе смешно, а мне до сердца дошло.
10. Итог урока:
-Итак, ребята, что же мы узнали о смехе, улыбке?
-Как повысить себе настроение?
-Какая может быть улыбка?
-Как надо смеяться?
- В заключение урока хочется всем пожелать почаще быть в хорошем настроении, побольше улыбаться и смеяться, как этот зайчик, который так заразительно смеётся.
(смех зайчика)
-Спасибо за урок!