Статья: Эффективность применения дидактических игр на уроках по развитию мимики и пантомимики
ГБОУ Республики Марий Эл
«Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III-IV вида».
«Эффективность применения дидактических игр на уроках по развитию мимики и пантомимики»
Подготовила:
учитель – дефектолог Пирогова Т.А
Савино
Одним из основных приемов, используемых на уроках по развитию мимики и пантомимики являются дидактические игры и упражнения. Их применение в начальной школе обусловлено возрастными особенностями учащихся. Высокие результаты можно получить при организации всего урока на основе дидактических игр и упражнений, а также при отработке отдельных навыков и умений в качестве отдельных элементов урока. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр учитель не только передаёт определённые знания, формирует представления, развивает навыки, но и учит детей играть.
Дидактические игры и упражнения являются важным средством стимулирования мышечной активности.
Рассмотрим дидактическую игру «Дождь в лесу». Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Учитель читает текст, учащиеся выполняют движения.
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся (учащиеся поднимаются на носочки, высоко поднимают руки, перебирая пальчиками). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкое шевеления пальчиками). Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищаясь от сильных ударов дождя своими ветвями (учащиеся прижимают руки друг к другу, закрывают других, гладят по спине). Но вот дождь утих, вновь выглянуло солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили лишь необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Указанная игра стимулирует деятельность мышц всего тела. К тому же она имеет важное воспитательное значение, заключающееся в формирование благоприятного микроклимата в классе.
С помощью дидактических упражнений отрабатываем конкретные навыки и умения. Например, упражнение «Алые цветы» направлено на коррекцию мелкой моторики и формированию навыка разнонаправленного движения пальцев. И.п.: руки сложены в ладошки перед собой.
«Наши алые цветы, распускают лепестки (раскрываем ладошки)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит (шевелим пальчиками)
Наши алые цветы, закрывают лепестки (складываем ладошки вместе)
Тихо засыпают, головой качают» (раскачивание ладошек в разные стороны);
упражнение «Лебедушка» - разнонаправленное движение рук и коррекция функции координации.
«Вдоль по реченьке, лебедушка плывет (волнообразным движением показывают реку)
Выше бережка головушку несет (одна рука согнута в локте и запястье, пальцы сомкнуты в клювик; другая рука с раздвинутыми пальцами изображает крыло)
Белым крылышком помахивает
На цветы водичку встряхивает (движение делается двумя руками одновременно).
Упражнение повторяем, руки меняются местами;
упражнение «Пружинки» на отработку навыка перемещения с носка на пятки.
« Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
На пружинки нажимай
Нет пружинок – отпускай…»
Параллельно при формировании и отработке навыков двигательной сферы осуществляется коррекция речи при произношении рифмованных стихов и проговаривании выполняемых движений.
В процессе работы над восприятием схемы лица, мы также широко используем дидактические игры и упражнения. Это позволяет учащимся лучше дифференцировать эмоциональные состояния, осуществлять более полную фиксацию схемы лица и способствует их более полному закреплению. В качестве примера возьмем игру «Угадайка». Учащимся раздается набор пиктограмм основных эмоциональных состояний, зачитываются отрывки из художественных произведений. Задача учащихся выбрать нужную пиктограмму, соответствующую отрывку художественного произведения. Например: «Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно».
Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно
Как зубы стучат,
Только и видно,
Как уши дрожат» и т.д.
Или наоборот игра «Почтальон», учащиеся получают письмо, не простое, зашифрованное. В конверте листочки с различным набором пиктограмм. Задача учащихся расшифровать историю, произошедшую с мальчиком.
В упражнении «Отражение в зеркале», учащимся даются определенные задания, например:
- улыбнись, как солнышко;
- улыбнись, когда тебя угощают конфеткой;
- улыбнись, как при получении подарка;
- улыбнись маме, папе, братику и т.д.
При этом учащиеся должны найти отличия в нюансах улыбки и объяснить свой ответ. При работе с лицами, имеющими глубокую зрительную патологию, следует активизировать осязательный анализатор, с помощью которого исследуется лицо преподавателя. Дальнейшая деятельность носит подражательный характер. Аналогично воспроизводятся и другие эмоциональные состояния.
Упражнение «Передай улыбку» можно использовать, как элемент урока и как моторную паузу. При реализации данного приема, как элемент урока учащиеся распределяются по парам. Каждый участник игры должен улыбнуться своему партнеру и пожелать, например, хорошего настроения. При организации моторной паузы, учащиеся становятся в круг и передают улыбку по кругу. При осуществлении данного приема следует обращать внимание на создание доброжелательной атмосферы.
При обучении жестам эмоциональных состояний используем игры со стихами соответствующими этому эмоциональному состоянию. Учащимся необходимо на практике продемонстрировать умение использовать их на практике. Например: «Король Боровик не в духе»
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи. (В. Приходько)
Или игра «У бабушки Маланьи»
(учащиеся встают в круг, проговаривают слова с показом движений)
Как у Бабушки Маланьи
Было семь дочерей
Семь сыновей
С такими глазами
С такими ушами
С такими носами
С такой головой
С такой бородой
Ничего не ели
Целый день сидели
На нее смотрели
Когда она злилась
Делала вот так
(показывают движения, по очереди с разными эмоциональными жестами, движениями)
Весьма позитивный эффект дает игра «На стадионе». Выбираются два спортсмена, которые будут делать приседания без перерыва, кто больше. Остальные учащиеся болельщики. Болельщики поддерживают спортсменов в начале – тихо, затем все громче и громче: хлопая в ладоши, топая, свистя, скандируя имя спортсмена. Вопрос спортсменам: Когда было легче делать упражнения?
В ее рамках отрабатывается механизм использования жестов в социально приемлемых условиях складывающихся в процессе спортивных соревнований.
В игре «Бабка - Ежка, костяная ножка», используются жесты – дразнилки, для веселья.
Обращаем внимание учащихся, что в обычной жизни, воспитанный, культурный человек никогда не использует оскорбительные жесты, жесты – дразнилки, то есть те жесты, которые могут оскорбить или обидеть человека.
Например, игра «Таможня». Участники игры делятся на пассажиров и таможенников. Один из пассажиров – контрабандист (спрятать у него какой-то предмет), провозит контрабанду. Все пассажиры по очереди проходят таможню. Таможенник должен найти контрабандиста, для этого ему надо быть внимательным. Контрабандист выдает себя по некоторым невербальным сигналам: втягивает голову в плечи, или идет, опустив голову, прячется за кем-то и другим. То есть стимулирует на практике применение невербальных средств.
Дидактическая игра «Магазин настроений», способствует не только использованию на практике вербальных средств коммуникации, но и демонстрирует процесс смены эмоциональных состояний. Учащиеся идут в магазин покупать настроение, в обмен они должны оставить имеющееся настроение. Также учащиеся должны объяснить, почему они хотят поменять свое настроение. При этом свое настроение учащиеся должны демонстрировать с помощью подходящих выразительных средств.
Дидактическая игра «Почему ты плачешь бабушка» имеет еще и большое воспитательное значение. Роль бабушки лучше играть педагогу, на роль внука выбирается один из учащихся.
«Внук возвращается домой, бабушка озабоченно ходит по комнате, заглядывает под стол, ищет на столе, украдкой смахивает слезу, всхлипывая. Если внук долго не спрашивает, что бабушка ищет, она задает вопрос: Коленька, ты не видел мои очки? Варианты ответов: нет, не видел; нет, но давай вместе поищем; да вот, же они. Если внук помогает бабушке, она очень рада: «Ой, спасибо тебе внучек дорогой, вдвоем искать веселее». Если не помогает, бабушка горько вздыхает: «Полдня ищу! Ни вязать, не могу ни письмо написать!» После игры провести обсуждение поведения внука. Повторить ситуацию можно с другим сюжетом.
Например, в игре «Фигурное море», осуществляется фиксация какой-либо позы.
«Фигурное море – раз,
Фигурное море – два,
Фигурное море – три
Фигура на месте – замри»
Задания на то, как дети должны замереть, могут быть самые разнообразные, зависят от того, чего хочет добиться педагог. Замрите в позе человека моющего пол, или играющего в мяч, или испытывающего радость и много других заданий. Водящий должен выбрать ребенка, который наиболее точно в позе выразил задание, заданное педагогом.
В игре «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», отрабатывается динамика смены поз.
Приведенные выше игры направлены на формирование и закрепление общих поз. При этом существуют дидактические игры, цель которых заключается в отработке специфических поз, связанных с конкретной ситуацией: «Строители», «На рыбалке» и другие.
При работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения целесообразно проводить игру «Скульптор». Слабовидящие дети, изображая скульптора, помогают незрячему учащемуся принять заданную педагогом позу.
Используем дидактические игры и упражнения направленые на развитие голосовых возможностей учащихся, формирование интонационно модуляционного компонента речи.
В качестве примера приведем игру «Улиточка».
«Улиточка, улиточка,
Высунька рога.
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога
Угодай, кто я?»
Водящий сидит в кругу, закрыв лицо. Дети идут по кругу, проговаривая слова. Последнюю фразу говорит один ребенок, изменяя голос.
Данная игра направлена на распознание голоса конкретного участника игры по особенностям интонационно модуляционного компонента. При этом голосовые особенности сознательно изменяются.
Немаловажную роль на процесс коммуникации оказывает хорошо развитая речь – средство человеческого общения. Игра – турнир «Умеющий красиво говорить», направлена на развитие речевого дыхания, умения изменять свой голос, чисто и ясно произносить слова. Учащимся даются задания, они зарабатывают баллы, подводятся итоги. Задания могут быть самыми разнообразными. Например: вам нужно будет сосчитать Егорок:
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
(Сделать глубокий вдох и продолжить.)
Раз - Егорка, два – Егорка…
Кто больше сосчитает Егорок, тот и победитель;
Или произнести фразу:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речке мячик.
(тихо, дрожащим голосом, тоненьким, грубым, плаксивым, как робот, медленно, быстро);
Произнести скороговорку:
На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
На траве двора.
(четко и понятно).
Специфика всех дидактических игр – наличие выраженного коррекционного эффекта, направленного на дифференциацию голосового поля, фиксацию в различии темпа, тона, тембра и мелодии речи. При этом наблюдается развитие слухового анализатора, что имеет существенное значение в компенсации зрения.
Дидактические игры и упражнения направлены на формирование и закрепление определенной культуры поведения и общения. Например, дидактическая игра «Автобус» способствует закреплению правил поведения в общественном транспорте. Объясняются правила игры; расставляются стулья, как в автобусе; распределяются роли (все действия расписаны на карточках). Роли:
- шофер – объявляет маршрут, остановки, обилечивает пассажиров;
- контролер – входит позднее, проверяет билеты;
- пассажир – разбрасывает фантики, мусорит;
- пассажир – толкается, переходит с места, на место;
- пассажир – залезает с ногами на сиденье;
- пассажир – без билета;
- пассажир – пожилая женщина, ей не хватило места.
В ходе игры педагог направляет, наталкивает на определенные мысли, поощряет творческую выдумку учащихся, наблюдает за взаимоотношениями между детьми. В конце игры производится анализ с целью выбора оптимального варианта поведения. Можно вспомнить о случаях из жизни, красивых и не красивых, в общественном транспорте.
Задачи дидактических игр разнообразны, но независимо от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.
Список используемой литературы:
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2000.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под. Ред. Буянова М.И. М.: Просвещение, 1990.