Рабочая программа по технологии «по социально-бытовой ориентировке для детей со сложной структурой дефекта, школа VIII вида»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №35»
Социально – бытовая ориентировка
Рабочая программа для учащихся 8 класса
со сложной структурой дефекта
Составитель: Долгачёва Ю.Г.,
учитель высшей квалификационной категории
г.Череповец
Пояснительная записка.
Программа предназначена для учащихся 8 класса со сложной структурой дефекта. Содержание обучения по социально-бытовой ориентировке в 8 классе со сложной структурой дефекта определяется программой С.А. Казаковой, В.В.Воронковой «Социально – бытовая ориентировка» (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – Сб. 1 (допущены Министерством образования и науки РФ). Учебник Синицина Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома 8 класс. – М.: Изд.ВЕНТА – ГРАФ, 2011г. Дети со сложной структурой дефекта испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Большинство школьников отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся со сложной структурой дефекта, уровня их знаний и умений.
Цель социально-бытовой ориентировки – формирование и совершенствование у учащихся со сложной структурой дефекта знаний и умений, способствующих социально- бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры поведения и отношений в семье, окружающем социуме.
Задачи курса состоят в следующем:
-формирование жизненной компетентности: овладение знаниями, умениями и навыками достаточными для адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту;
-коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
-развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации;
-формирование социально-нормативного поведения в семье и окружающей среде;
-обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин.
Учебный план специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 35 г. Череповца предполагает изучение курса СБО в 8 классе по 1 часу в неделю (34 часа за год). В связи с этим программа (1) была переработана, перераспределено количество часов.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов по DVD, презентации.
Данный курс построен по линейно-концентрическому принципу и основывается на теоретической и практической базе, которую получили обучающиеся при изучении курса СБО в 5-7 классах. В 8 классе взяты наиболее значимые для формирования жизненного опыта обучающихся разделы.
Коррекционный курс социально-бытовой ориентировки в 8 классе со сложной структурой дефекта включает разделы:
-«Личная гигиена»
-«Одежда»
-«Питание»
-«Семья»
- «Культура поведения»
-«Жилище»
-«Транспорт»
-«Торговля»
-«Средства связи»
-«Медицинская помощь»
-«Учреждения, организации, предприятия»
-«Экономика домашнего хозяйства»
В раздел «Питание» включены темы по составлению меню завтрака, обеда и ужина для семьи на день, а также технология приготовления блюд из теста и квашение, соление овощей , варка варенья. В разделе «Личная гигиена» основное внимание учащихся со сложной структурой дефекта уделено соблюдению чистоты, тому, как важно быть чистым, а следовательно, здоровым. Учащиеся знакомятся с косметическими средствами по уходу за лицом. Раздел «Одежда» обогащает и корректирует знания учащихся о необходимости стирки изделий из шерстяных и синтетических тканей, а также утюжки блузок, рубашек, платьев. Здесь же школьники знакомятся с видами услуг прачечной. Раздел «Культура поведения» посвящён требованиям к внешнему виду юноши (девушки) и правилам поведения и общения между собой. «Жилище» включает изучение периодичности уборки кухни, санузла, ванной и необходимых моющих средств для уборки. Раздел «Семья» включает в себя правила ухода за грудным ребёнком (кормление, купание, одевание, пеленание и др.). В разделе «Транспорт» учащиеся знакомятся с основными автобусными и речными маршрутами из нашего города, повторяют правила безопасной поездки на автобусе, речном и морском транспорте. В разделе «Торговля» знакомятся с различными специализированными магазинами, их ассортиментом товаров и стоимостью. Правила пользования городским телефоном – автоматом, квартирным телефоном включены в раздел «Средства связи». Виды первой помощи при несчастных случаях (ожогах, отравлениях, солнечном ударе и т.д.) раскрыты в разделе «Медицинская помощь». Раздел «Учреждения, организации, предприятия» посвящен вопросам куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи, адресам местной префектуры. В раздел «Экономика домашнего хозяйства» включены темы «Основные статьи расходов семьи», «Планирование расходов на день», «Оплата жилой площади и коммунальных услуг».
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, чтения, математики, географии. Задача развития коммуникативной функции речи решается в тесной связи с уроками русского языка и чтения. Многократное употребление типовых фраз в письменной и устной речи способствует закреплению их в памяти. На уроках русского языка отрабатывается написание различных деловых бумаг, на уроках чтения школьники учатся понимать смысл прочитанного, выделению главного, отбору информации.
Процесс обучения по социально – бытовой ориентировке постоянно сопровождается контролем. Виды и формы контроля знаний разнообразны. Текущий контроль по СБО осуществляется как в письменной (тестирование), так и в устной форме (фронтальный, индивидуальный опрос). Проверка знаний выявляет наличие и качество усвоения знаний учащимися, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить. Тематический контроль по СБО проводится в основном в письменной форме. Тематическая проверка выявляет, можно ли двигаться дальше в изучении темы или необходимо задержаться, провести дополнительные разъяснения, используя новые пособия, организуя практическую деятельность учащихся.
Тематические проверочные работы составляются таким образом, чтобы каждый ребенок успешно выполнил все задания. Зная, какими знаниями располагает тот или иной ученик, педагог включает в содержание проверочных работ доступный ему материал, а также материал, заключающий в себе определенные трудности, которые ученик способен преодолеть. Учащимся со сложной структурой дефекта предлагаются во время выполнения письменной работы образцы выполнения заданий, вопросы-помощники, схемы, опорные таблицы. Такой подход к разработке проверочных работ позволяет детально проверить усвоение каждой темы, учитывая индивидуальные особенности детей, разнообразить процесс обучения.
Итоговый контроль по СБО проводится в форме проверочных работ комбинированного характера в конце каждой четверти, года. Целью итогового контроля является проверка усвоенных знаний и умений учащихся в соответствии с программой. Для детей со сложной структурой дефекта разрабатываются проверочные работы с учетом их способностей, потенциальных возможностей, темпа работы.
Оценка достижений учащихся носит дифференцированный характер. Знания учащихся оцениваются по традиционной 5-балльной шкале в соответствии с уровнем усвоения программного материала по СБО. Оценка отражает не только уровень достижений в пределах программы, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Оценка зависит от индивидуальных возможностей обучающихся со сложной структурой дефекта, выполняет стимулирующую функцию и учитывает степень продвижения ученика относительно самого себя.
Тематическое планирование уроков СБО представлено в виде таблицы, где указываются темы уроков; количество часов по каждой теме; знания, умения, навыки, которыми должны овладеть обучающиеся по темам; практические работы, экскурсии, игры. Перед каждой экскурсией и практической работой необходимо проведение инструктажа по технике безопасности.
Количество часов по каждой теме, виды практических работ, экскурсии планируется примерно и обусловлены психофизическими особенностями детей, возможностями организации учебного процесса и материально-технической базой школы.
Литература для учителяПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: в 2сб./под ред. В.В.Воронковой. – М.:ВЛАДОС, 2010г.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировке в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.- М., «Владос». 2005г.
Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III и IV вида. 3 класс – М.: ВЛАДОС, 2012г.
Субчева В.П. Социально – бытовая ориентировка: учебное пособие. 8 класс. Для специальной (коррекционной) школы VIII вида. – М.:ВЛАДОС, 2013г.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. / Сост. Горкин А.П. «Издательский дом Оникс» М., 2000г.
Уют и комфорт вашего дома. / Сост. Лонтковская Р.А. Харьков «Фолио». 2004г.
Как правильно оборудовать квартиру, дом для своего ребёнка. / Сост. Надеждина В. Минск «Хорвест». 2006г.
Ребёнок от рождения до года. М., АТС, Минск «Хорвест». 2001
Ляховская Л.П. Кулинарные секреты. Лениздат 1989г.
Современная энциклопедия юной леди. /Авт. – сост. Чупрякова М.Э. М.,- Екатеринбург «Славянский дом книги». 2006г.
Энциклопедия для девушек и юношей. М., «Олма-пресс». 2000г.
. Зырянова В.А., Хамилова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – Самара: Соврем. Образов.технологии, 2011
Синицина Н.В. Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома 8 класс. ВЕНТА – ГРАФ, 2011г.Литература для обучающихся.
Ребёнок от рождения до года. М., АТС, Минск «Хорвест». 2001
Энциклопедия для мальчиков. ТОО «Респекс» 1994
Современная энциклопедия юной леди. / Авт. – сост. Чупрякова М.Э. М.,- Екатеринбург «Славянский дом книги» 2006
Перекаденко В. Детская поваренная книга. Ярославль «Кондор-пресс» 1995
Галле А.Г., Кочеткова Л.А. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 8 класс.- М.: АРКТИ, 2009
Электронные образовательные ресурсыhttp://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
http://www.tgpi.tob.ru/info/kaf/pedagog/ped/ - — коррекционная педагогика, коррекционно-развивающее обучение,
http://www.mapryal.org - сеть творческих учителей
http://pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей, раздел для коррекционных школ
Тематический план
социально - бытовая ориентировка
8 «Б» класс
№
п/п Наименование разделов Количество часов
Теоретическое обучение
1. Личная гигиена 2
2. Одежда 3
3. Питание 3
4. Семья 3
5. Культура поведения 2
6. Жилище 3
7. Транспорт 3
8. Торговля 2
9 Средства связи 3
10. Медицинская помощь 3
11. Учреждения, организации, предприятия 1
12. Экономика домашнего хозяйства 3ч
13. Экскурсии 3ч
ИТОГО: 34 часа
Содержание программы
8 «Б» класс
Тема «Личная гигиена»
Уход за кожей лица. Косметические средства (лосьоны, крема).
Практические занятия: упражнения в протирании кожи лица лосьоном, нанесении крема.
Учащиеся должны знать:
типы кожи;
правила ухода за кожей лица;
виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими.
Учащиеся должны уметь:
выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;
правильно пользоваться косметическими средствами.
Тема «Одежда»
Стирка одежды из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Утюжка блузок, рубашек, платьев. Прачечная. Правила пользования (метки, заполнение бланков). Виды услуг прачечной.
Практические занятия: стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Заполнение бланков для сдачи белья.
Учащиеся должны знать:
правила стирки и сушки одежды, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей;
правила и последовательность утюжки изделий;
правила пользования прачечной, виды услуг;
правила подготовки вещей при сдаче в стирку;
Учащиеся должны уметь:
стирать, сушить одежду, изготовленную из шерстяных и синтетических тканей;
утюжить блузки, рубашки, платья.
Питание
Приготовление изделий из теста. Квашение, соление, варка варенья из фруктов и ягод. Составление меню завтрака, обеда и ужина на день, на неделю.
Практические занятия: приготовление блинов, печенья и других изделий из теста, квашение, соление овощей, варка варенья из фруктов и ягод, упражнения в составлении меню.
Учащиеся должны знать:
способы, последовательность приготовления изделий из теста;
способы, последовательность соления и квашения овощей;
способы варки варенья из фруктов и ягод;
Учащиеся должны уметь:
готовить изделия из разных видов теста, оформлять эти изделия;
составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания.
Семья
Уход за грудным ребёнком (кормление из соски, с ложки, купание, одевание, пеленание, уборка постели, правила содержания детской посуды, игрушки).Практические занятия: упражнения в купании, одевании, пеленании куклы. Мытьё детской посуды, игрушек.
Учащиеся должны знать:
правила и периодичность кормления ребёнка из соски, с ложки;
правила и периодичность купания ребёнка;
правила и последовательность одевания, пеленания грудного ребёнка;
санитарно – гигиенические требования к содержанию детской постели, игрушек, посуды;
правила ухода за грудным ребёнком.
Учащиеся должны уметь:
купать, одевать, пеленать куклу, кормить с ложечки и из соски;
содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.
Культура поведения.
Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. Сюжетная игра «Встреча молодых людей».
Учащиеся должны знать:
правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома;
требования к внешнему виду молодых людей;
Учащиеся должны уметь:
культурно и вежливо вести себя в общественных местах (кино, дома, гостях);
- выбирать косметические средства, украшения, причёску, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, характер предстоящего мероприятия.
Жилище.
Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами. Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла.
Практические занятия: Мытьё кафельных стен, чистка раковин.
Учащиеся должны знать:
правила и периодичность уборки кухни, санузла;
моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни, санузла.
Учащиеся должны уметь:
мыть кафельные стены, чистить раковины;
- пользоваться моющими средствами, используемыми при уборке кухни, санузла.
Транспорт.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Водный транспорт. Основные маршруты. Расписание. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
Практические занятия: экскурсия на автобусную станцию или в порт.
Учащиеся должны знать:
правила безопасной поездки на автобусе;
правила безопасной поездки на речном и морском транспорте;
Учащиеся должны уметь:
выполнять правила безопасной поездки на междугороднем автотранспорте, на речном и морском транспорте.
Торговля.
Специализированные магазины (книжный, спортивный и др.). стоимость основных промышленных товаров.
Практические занятия: Экскурсия в один специализированный магазин, упражнения в подсчёте стоимости покупок.
Учащиеся должны знать:
- ассортимент товаров в различных специализированных магазинах
Учащиеся должны уметь:
выбирать покупку с учётом различных условий;
культурно вести себя в магазине;
Средства связи.
Телефон. Пользование городским телефоном – автоматом, квартирным телефоном. Пользование телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа, поломке водопровода, неисправности электросети, получение справок по телефону. Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической телефонной связью. Тарифы на телефонные разговоры.
Практические занятия: упражнения в подсчёте стоимости разговора, сюжетная игра «У меня зазвонил телефон».
Учащиеся должны знать:
правила пользования городским телефоном – автоматом, квартирным телефоном;
правила пользования телефонным справочником;
номера срочных вызовов пожарной службы, скорой помощи, полиции, службы газа;
оплата за телефон;
правила культурного краткого разговора по телефону;
Учащиеся должны уметь:
объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
культурно разговаривать по телефону;
Медицинская помощь.
Первая помощь при несчастных случаях (ожогах, обморожениях, отравлениях, тепловом и солнечном ударе).. Первая помощь утопающему. Глистные заболевания и меры их предупреждения.
Практические занятия: упражнения в оказании первой помощи при ожогах, обморожении, утоплении. Экскурсия в поликлинику.
Учащиеся должны знать:
правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях (правила обработки поражённого при ожогах участка кожи, промывание желудка при отравлении, меры, принимаемые при обмораживании разных степеней, при солнечных и тепловых ударах)
виды глистных заболеваний и меры их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
- оказать первую помощь при ожоге, обморожении.
11. Учреждения, организации, предприятия.
Департамент, муниципалитет, префектура, полиция и их назначение.
Практические занятия: Экскурсия в одну из организаций по теме.
Учащиеся должны знать:
куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи;
адрес местной префектуры;
отделы соцобеспечения, народного образования, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по трудоустройству.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений.
12 Экономика домашнего хозяйства.
Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, одежда, обувь, культурные потребности, помощь родственникам). Планирование расходов на день, две недели с учётом бюджета и состава семьи. .Расходы на питание. Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. Крупные покупки (одежда, мебель, обувь и др.).
Практические занятия: упражнения в планировании расходов на день, две недели. Упражнения в снятии показания счётчика (электросчётчика, счётчика воды, газа), заполнение квитанции, расчёт стоимости, упражнения в планировании крупных покупок. Экскурсия в ЖЭК.
Учащиеся должны знать:
основные статьи расходов семьи;
правила учёта расходов;
стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.)
Учащиеся должны уметь:
подсчитать расходы семьи;
планировать расходы на день, две недели с учётом бюджета семьи;
снимать показатели счётчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, воды и т.п.
заполнять квитанции;
планировать и подсчитывать расходы на крупные покупки.