«Использование техник рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми, пережившими насилие»
Занятие
«Использование техник рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми, пережившими насилие»
Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, получение эмоционально - положительного ресурса, поиска новых смыслов
Задачи:
формирование позитивной «Я — концепции» и адекватной самооценки детей;
формирование способов самовыражения личности через совместное творчество;
повышение адаптации в социум через усиление внутрисемейной сплоченности;
ознакомление с техниками рисования на прозрачном мольберте, обучение основным приемам работы.
Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные, невербальные, технические
Форма работы: групповая
Материалы: гуашь, кисти, палитра, стаканы-непроливайки, влажные салфетки, макет дерева, шаблоны птиц, к которым прикреплены ленточки, ручки по количеству участников мастер-классаОборудование: прозрачные мольберты
Содержание мастер-класса
1. Вводная часть
Упражнение «Эхо»
- Здравствуйте, я предлагаю начать наше занятие с того, что я поприветствую каждого из вас, а вы все вместе эхом повторите мое приветствие. Итак, начнем.
Здравствуй, Лера, ты похожа на солнышко (участники мастер-класса тихо повторяют слова ведущего).
2. Информативный блок
Информация для специалистов
- Живопись на стекле является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, даже ребенок, переживший насилие, получает возможность установить непосредственный контакт.
Очень эффективно использование прозрачного мольберта в период адаптации, когда с одной стороны ребенок испытывает потребность в общение, а с другой стороны испытывает чувство недоверия, в том числе и к окружающим близким ему людям. В процессе совместной работы с психологом или родителями прозрачный экран выполняет условно защитную функцию, когда легче установить контакт, вызвать на общение.
Особенности использования «Прозрачного мольберта»
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Детям нравится рисовать на стекле большого размера, например, там, где есть развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, безболезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»:
Занятия должны проводиться возрастному ограничению во времени, при этом обязательно нужно проводить глазодвигательную гимнастику для снятия глазного напряжения. Рисовать нужно как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Информация для участников мастер-класса
Изначально прозрачные мольберты использовали для ротоскопирования при создании мультфильмов. Ротоскоп — это проектор, позволяющий аниматору обводить кадры натурной съёмки.
Ротоскоп был широко внедрён в производство мультфильмов аниматорами Уолта Диснея в начале 1940-х годов. Это позволило намного упростить и ускорить процесс производства мультфильмов, однако с применением ротоскопа упало качество. Аниматору было достаточно поставить актёра в нужную позу и затем перерисовать её в контур для анимационного персонажа. При помощи ротоскопа были сняты такие мультфильмы как «Алиса в Стране чудес», «Золушка», «Белоснежка и 7 гномов».
В СССР ротоскопирование называлось эклером, потому что закупленное для этой операции оборудование производилось фирмой «Пате эклер».
С появлением компьютерной анимации метод ротоскопа был преобразован в motion capture. По этой методике уже сняты 3D-мультфильм «Полярный экспресс» и фильм «Беовульф», а также делаются спецэффекты в фильмах (например, Голлум в кинотрилогии «Властелин колец», моделью для которого послужил Энди Серкис). Но особенно эта технология была имела широкое примененние в последнем фильме Джеймса Кемерона «Аватар». Без этой технологии невозможно было бы создать фантастические образы гуманоидной расы на’ви.
Упражнение «Давай познакомимся»
Задачи: знакомство с прозрачным мольбертом, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.
- Сейчас мы попробуем вместе с вами окунуться в мир волшебного прозрачного стекла, радужных красок и бесконечной фантазии.
Взрослый и ребенок через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу, пытаются их догнать, повторить воображаемую фигуру, которую один из участников рисует на стекле.
Упражнение «Творим вместе»
Техника «Рисуем по очереди»
Участники рисуют рисунок по очереди, пририсовывая по одной детали каждый, не договариваясь друг с другом.
Техника «Рисунок плюс»
Участники совмещают рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а взрослый некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
Упражнение «Город счастья»
- Вам необходимо подойти к прозрачным мольбертам, взять кисти, гуашь и в течение 5-7 минут нарисовать на мольбертах дома, но пусть это будут не обычные дома, а дома, в которых живет тепло, уют и взаимопонимание. (участники становятся с противоположных сторон от мольберта и приступают к рисованию, в процессе работы можно дополнять рисунки друг друга или рисовать отдельно каждому).
У нас получились замечательные дома и с какой стороны мы не вошли бы в эти дома, нас всегда будут окружать забота и душевное тепло.
Итак, дома есть, в домах живут дети.
(мольберты устанавливаются рядом ровно в линию, перед мольбертами устанавливается макет дерева, участникам раздаются шаблоны птиц разного цвета)
вам необходимо написать на птичках пожелания счастья детям и разместить их на Дереве счастья.
Посмотрите, мы построили целый город и этот город называется Городом счастья и любви!
И очень здорово, что мы с вами являемся строителями таких городов.
3. Обсуждение
– На каком этапе вам было интересно работать?
– Испытывали ли вы затруднения в процессе работы?
– Какие пути решения вы выбирали для преодоления возникших трудностей?
Ответы родителей и детей.
4. Завершение
По кругу участники мастер-класса высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали, о чем еще хотели бы узнать.
Упражнение "Эстафета счастья"
Взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие.
Начинает взрослый: «Я сегодня побывала в Городе счастья, и я хочу передать вам свое счастье, и оно идет от меня к …. и т.д., и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что счастья стало больше, так как каждый из нас добавил частичку своего. Пусть оно вас не покидает и греет. До свидания!»