Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов центр повышения квалификации -
«Центр специального образования Самарской области»
Волкова Любовь Андреевна
(Борминский филиал ГБОУ СОШ имени М.Н. Заводскго с. Елховка Елховского района Самарской области)
  
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Комплект рабочих материалов учителя для осуществления обучения учащихся 8 класса по математике с ОВЗ в интегрированной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реализации разных видов образовательных программ
 
по программе повышения квалификации «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)
2016.
Главная цель учебно-воспитательного процесса школы - Развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Наша школа расположена в небольшом селе, удалена от всех культурно-просветительских центров. Это обязывает школу быть центром не только образования, но и воспитания. Учащиеся школы обучаются по стандартным программам, утвержденным Министерством образования. Деятельность школьного коллектива направлена на изучение и использование методик, развивающих школьника с учетом их способностей и образовательных потребностей. Цель, поставленная перед коллективом “Создание комфортной образовательной среды в обучении на основе индивидуально-дифференцированной работы с учащимися.
Социально-педагогическая характеристика 8 класса.
В 8 классе 8 человек - 5 девочек и 3 мальчика в возрасте 14-15 лет Ребята все пришли в 1 класс в 2002 году, не имея дошкольной подготовки Подростковый период - переход от детства к взрослости. Для этого сложного периода характерны с одной стороны негативные проявления, дисгармоничность в физическом строении, противоречивый характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми. Важнейшей особенностью этого возраста является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, при котором вырабатывается критерии оценок себя и других. Важная ценность отметки в том, что она даст возможность занять в классе более высокое положение. Если такое положение можно занять за счет проявление других качеств, значимость оценки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителем, нарушают дисциплину, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Ведущая деятельность этого возраста – деятельность этого общения в процессе обучения организованной трудовой деятельности.
Познавательная деятельность направлена на познание системы отношений в разных ситуациях, развивается преимущественно личностная (потребностно-мотивационная) сфера психики. В этом возрасте идет стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. В общении со сверстниками ребенок формируется как личность.
Важная роль принадлежит и семейным отношениям. Условия жизни детей различны. 2 родителей имеют высшее образование, 5 – среднее, родители Сафарова Б. –выходцы с Таджикистана, отец не проживает с семьей, ребенка воспитывает одна неграмотная мама.. Все дети проживают в частных домах. Некоторые родители не имеют постоянной работы и занимаются сезонными работами, и эти семьи испытывают материальные затруднения. Отношения между родителями и детьми основаны на взаимопонимании. Большинство родителей проявляют интерес к учебе детей, но есть семьи, где дети лишены родительского внимания, поддержки и помощи. Здоровье детей не вызывает серьезных опасений. В основном, дети здоровы. У 2 человек здоровье ослаблено. Эти дети больше других пропускают уроки по болезни. С этими детьми проводится индивидуальная работа, дети с ослабленным зрением сидят впереди. Успеваемость учащихся различна, в зависимости от их способностей и интересов. Кругозор большинства детей довольно широк, они активно интересуются окружающим миром. Микроклимат в классе здоровый, ребята дружны, доброжелательны, конфликтные ситуации решаются миролюбиво, отношения построены на основе взаимоуважении.
По способностям класс условно можно разделить на 3 группы.
В первую группу можно выделить 3 человека , у которых высокий уровень развития, примерное поведение. Они учатся охотно с увлечением и интересом. Проявляет усердие и старание. Их знания прочны. У них хорошо развита память, запоминают все быстро. Хорошо развито логическое мышление. Они легко устанавливают причинно- следственные связи, умеют делать выводы. Эти ребята быстро включаются в работу, имеют способности запоминать материал быстро и надолго. Они с желанием работают с дополнительным материалом. Выполняют задания повышенной трудности, готовят выступления, презентации.
Ребята 2-ой группы – 3человека. У детей этой группы средние способности. Они внимательны на уроке, но не сразу улавливают учебный материал. Лучше усваивают материал, требующий механического заучивания. Чтобы добиться хороших результатов им приходится проявлять больше усидчивости и терпения. Такие ребята не всегда трезво оценивают силы, иногда им не хватает здорового самолюбия, настойчивости в достижении цели. Мотивы учений ребят этой группы – интерес к результату учения и отметки учителя, сознание ответственности. Их настрой к учению неустойчивый, зависящий от ситуации. Испытывают положительные эмоции от новизны и развлекательности учебного материала, от соответствия внутренней самооценке и оценке учителя.
Третья группа учащихся – 2 мальчика с замедленным развитием, которые испытывают трудности в обучении и проблемы с памятью. Один человек (Сафаров Бахтер) обучается по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (7.1 вида).
Эти дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом. Обучающиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Они могут освоить базовый минимум содержания программного материала.
Они не активны на уроке , внимание рассеянное, часто отвлекаются, слушают только то, что интересно им, на уроке бывают недисциплинированы. Работа с такими детьми требует индивидуального подхода, т.к. эти дети не удовлетворены собой и учителем, переживают эмоции устойчивой неуверенности из-за длительного неуспеха. Преобладают мотивы избегания неприятностей и наказания, отсутствие интереса к процессу и содержанию учения, объясняют свои неудачи внешними причинами. Таким ребятам даю задание на воспроизведение материала, описания по плану, рассказ по схеме, по карточкам с описанием пошаговой инструкции, учу рациональным приемам работы с учебным материалом, применяю различные виды деятельности для того чтобы они усвоили программу.
Основное внимание уделяю практической направленности курса, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. На уроках максимально использую наглядные средства обучения, больше провожу практических работ с учащимися, решаю реальные задачи.
Вычисления с помощью калькулятора производятся в течение всего учебного года.
Знание особенностей каждой группы позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении на уроках математики. В работе с этим классом основанными задачами являются:
Повышение уровня развития познавательных интересов учащихся.
Учет психофизических особенностей учащихся (степени из работоспособности, двигательной активности).
Календарно-тематическое планирование по алгебре 8 класс
№ урока тема урока Кол-во часов предметные результаты УУД Дата Коррекция с учетом ОВЗ
174625014784600Глава 3. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ. ФУНКЦИЯ 17 Знать:
-графики функций у=kx , у = кх2, описание с помощью графиков свойств этих функций;
-алгоритм построения графиков функций у=f(x+t), у=f(x)+m, у=f(x+t)+m, у= -f(x), y=ax +bx+c;
-уравнения оси симметрии параболы, служащей графиком квадратичной функции;
-описывать словами процесс графического решения уравнения и процесс построения графика кусочной функции;
-понимать смысл записи у= f(x).
Уметь:
22514931025100-вычислять конкретные значения функций у=kx, y= , y=ax2+bx+c и функций, заданных различными формулами на различных промежутках;
-строить графики функций с помощью параллельного переноса известных графиков;
-составлять уравнение оси параболы, находить координаты вершины параболы, отвечать на вопрос о направлении ветвей параболы в зависимости от знака старшего коэффициента;
-отвечать на вопрос о расположении гиперболы в зависимости от знака коэффициента k;
-графически решать уравнения вида f(x)=g(x), где f(x) и g(x) – известные из курса функции;
-находить наибольшее и наименьшее значение упомянутых выше функций на заданных промежутках;
-читать графики; познавательные:
выдвижение на основе житейских представлений или изученных закономерностей; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; составление плана решения поставленной задачи, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника;
Коммуникативные, регулятивные:
развитие рефлексии. Знать:
-графики функций у=kx , у = кх2, описание с помощью графиков свойств этих функций;
-алгоритм построения графиков функций у=f(x+t), у=f(x)+m, у=f(x+t)+m, у= -f(x), y=ax +bx+c;
Уметь:
-строить графики функций с помощью параллельного переноса известных графиков;
-отвечать на вопрос о расположении гиперболы в зависимости от знака коэффициента k;
41 Функция у = кх2, ее свойства и график 1 42 Функция у = кх2, ее свойства и график 1 43 942312439000Функция у = , ее свойства и график 1 44 933132698500Функция у = , ее свойства и график 1 45 918845889000Функция у = , ее свойства и график 1 46 Зачет по теме «Квадратичная функция» 1 47 Параллельный перенос графика функции (вправо, влево) 1 48 Параллельный перенос графика функции (вправо, влево) 1 49 Параллельный перенос графика функции (вверх, вниз) 1 50 Параллельный перенос графика функции (вверх, вниз) 1 51 Параллельный перенос графика функции 1 52 Параллельный перенос графика функции 1 53 Функция у = ах2 + bx + c, ее свойства и график 1 54 Функция у = ах2 + bx + c, ее свойства и график 1 55 Графическое решение квадратных уравнений 1 56 Графическое решение квадратных уравнений 1 57 Контрольная работа по
Теме - «Квадратичная функция» 1

Учебно-методический комплект
А.В. Форков Обучаемость учащихся математики. Проблемы диагностики 5-11 класс. Издательство: ВАКО 2015г.
Пособие посвящено одной из основных индивидуальных особенностей учащихся – их обучаемости. В нем кратко изложены основные точки зрения на данное понятие, представлены маршруты диагностики обучаемости. Приводится авторская концепция диагностики обучаемости учащихся математике. Рассмотрены варианты диагностики основных показателей обучаемости математике как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
Электронный учебник Математика для обучающихся с ОВЗ 5-11 класс. Издательство: Просвещение;
Функциональные особенности ЭФУ: удобный и понятный интерфейс и навигация по ЭФУ; работа в онлайн- и офлайн-режимах; мультимедийные объекты и тестовые задания к каждой теме, разделу учебника; инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок; инструкция по использованию электронной формы учебника.
Г.Н Сычева Устный счет 5-9 классы /Ростов-на-Дону: БАРО, 2010г.
Пособие содержит разнообразные задания для устного счета , которые можно использовать практически на каждом уроке в 5-9 классах.
П.У. Байрамукова Внеклассная работа по математике /Издат-Школа: РАЙЛ 1997
В этом сборнике автор подобрал многочисленные задания в игровой форме дифференцированно для учащихся любого уровня (А, В, С), которые могут использоваться не только во внеклассной работе по математике, но и на любом уроке.
Сборник заданий для подготовки к ГИА Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова и др. Москва: Просвещение 2009г.
Использую задания этого сборника для подготовки учащихся к ГИА по математике.
План коррекционно-развивающей работы
Адаптация программы по алгебре в 8 классе происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Из программы рекомендуется исключить следующие темы: «Действительные числа», «Нахождение приближенных значений квадратного корня»; из раздела «Степень с целым показателем и ее свойства» исключается «Стандартный вид числа — приближенные вычисления». Из раздела «Квадратные уравнения» — решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена, а также вывод формулы корней квадратного уравнения.
Некоторые темы (например такую, как «Теорема Виета») предлагается давать в ознакомительном плане; при знакомстве с графиком функции у=K/X можно ограничиться построением графика по точкам и простейшим анализом. Уменьшено количество часов на изучение следующих тем: «Квадратные корни», «Дробные рациональные уравнения». Высвободившееся время рекомендуется использовать для лучшей проработки наиболее важных тем курса: «Совместные действия с дробями», «Применение свойств арифметического квадратного корня», «Решение задач с помощью квадратных уравнений», а также на повторение пройденного за год.
Адаптация программы по геометрии в 8 классе:
Так как новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Некоторые темы рекомендуется давать в ознакомительном плане, сократив количество часов, отводимое на их изучение, исключив доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки. К ним относятся: «Теорема Фалеса», «Пересечение прямой с окружностью», Исключить также доказательство теоремы о зависимости угла от градусной меры угла. Следует исключить вопрос о взаимном расположении окружностей. В теме «Подобие фигур» рекомендуется рассмотреть доказательство одного признака подобия, а остальные — дать в ознакомительном плане, предложив для заучивания только формулировки теорем. Освободившиеся часы использовать на решение задач, построения и повторение. При изучении геометрии в 8 классе следует основное внимание уделить практической направленности курса, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. На уроках геометрии необходимо максимально использовать наглядные средства обучения, больше проводить практических работ с учащимися, решать задачи.