«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов центр повышения квалификации -
«Центр специального образования Самарской области»
Уразаева Валентина Григорьевна
(Ташлинский филиал ГБОУ СОШ с.Узюково, Ставропольский р-он, с.Ташла))
 
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
комплекта рабочих материалов учителя для осуществления обучения учащихся (7 класса, биология) с ОВЗ в интегрированной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реализации разных видов образовательных программ
по программе повышения квалификации
«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
(модуль вариативной части повышения квалификациипо именному образовательному чеку)
Характеристика
Ученика 7 класса
Мальчик обучается в Ташлинском филиале ГБОУ СОШ с. Узюково с 1.09.2010г. Дима родился 3 июня 2002году. Диагноз ДЦП приобретенный, тяжелой формы, детский сад не посещал. В 2010 году поступил в школу. Психолого- медико- педагогической комиссией было выдано заключение (ДЦП, нарушение опорно-двигательного аппарата , слабая умственная отсталость), поэтому ребенок подлежит обучению по адаптированной специальной коррекционной программе 8 вида(надомное обучение).
Семья благополучная. Папа работает водителем, мама занимается воспитанием детей, семья многодетная, Дима средний ребенок. Материальные условия жизни семьи средние. Семья имеет 4-х комнатный коттедж, где всегда тепло чисто, аккуратно. У Димы есть своя комната, где оборудован школьный уголок, школьные принадлежности всегда находятся в порядке, имеется все необходимое для занятий, стол, регулируемый стул, компьютер, глобус, книги, тетради. У Димы есть любящие бабушка и дедушка, и они тоже активно участвуют в воспитании и уходе за ним. Взаимоотношения между членами семьи доброжелательные, спокойные, основаны на взаимовыручке, к ребенку относятся с любовью, с пониманием, но чрезмерно опекают.
Движения скованны. Сидит с трудом. Передвигается только с помощью взрослых, не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Не может самостоятельно обслуживать себя. Моторика рук развита слабо, поэтому многие задания и упражнения при учебе нацелены на развитие моторики рук, очень тяжело было научить держать ручку в руках и писать, тем не менее, мальчик старается писать чисто и аккуратно. С программным материалом Дима справляется с трудом, умения и навыки вырабатываются медленно, закрепляются плохо, при обучении нуждается в пошаговой инструкции. Диме нравится заниматься различными видами письменных работ, это учитывается при проведении классных занятий и выполнении домашних заданий. Дима периодически болеет простудными заболеваниями, быстро утомляется.
Память механическая, слабая. Мышление замедленное, наглядно-образное. Затрудняется в обобщении предметов. Решение мыслительных задач вызывает у Димы значительные затруднения., Аналогию между предметами Дима может провести только под руководством учителя, он не может самостоятельно делать выводы, поэтому каждый этап задания инструктируется
Объем внимания не соответствует возрастным нормам. Дима не ориентируется на странице учебника, тетради, экране компьютера. Любая работа возможна только при организующей, сопровождающей и контролирующей помощи взрослого. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные поэтапные действия с педагогом. Самостоятельные действия недостаточные для его возраста. Темп работы очень медленный. За объяснением нового материала на уроке уследить не успевает, требуется индивидуальная работа. Чтение монотонное. Запомнить для пересказа может только небольшой по объему текст. Нарушает логическую последовательность при пересказе. Преобладающий тип памяти- смешанный, память кратковременна.
Он понимает в основном обиходную речь, словарь беден, уровень речевого развития не соответствует возрасту.. Внимание рассеянное, постоянно отвлекается. Речь эмоциональна, но темп немного замедлен. Запас слов ограничен.
Мальчик очень позитивный, подчиняем взрослым. Проявляет дружеские и родственные чувства.
Любит похвалу, с огорчением, но пониманием относится к порицанию, прилежен, ответственен.
В индивидуальной работе с Димой необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Четкость постановки целей деятельности.
2. Возможность демонстрации ученику его достижений.
3. Одобрение и поддержка взрослого
4.Пошаговой инструкцией деятельности
 Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс  ,8 вид    
        
Раздел, тема Требования к результату образования Коррекционная направленность урока.
Содержание Знать Коррекционн-воспит. Раздел. Введение. Многообразие растений.
Урок №1
Значение растений и их охрана. Природа: живая и неживая. Многообразие растений. Различать, называть растения Бережное, гуманное отношение ко всему живому. Представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе Коррекция внимания на основе восприятия, через работу с учебником
Расширить представления об окружающем мире, наглядным методом
Урок №2
Общее знакомство с цветковыми растениями Внешнее строение цветкового растения.Л. Р. 1. Органы цветкового растения. Органы растения. Различать органы растений, называть их Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий. Коррекция мышления на основе упражнений в различии, сравнении и воспроизводстве, через самостоятельное выполнение заданий
Развивать мелкую моторику рук
Урок №3
Строение цветка.Л. Р. 2. Строение цветка. Части цветка. Называть части цветка, уметь отвечать на вопросы, уметь находить при работе с учебником требуемое Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. Развивать зрительную память
Коррекция внимания на основе восприятия при работе с учебником
Развивать мелкую моторику рук
Урок №4
Соцветия. Виды соцветий.Их значение. Составлять описание соцветий, различать их. Первоначальные навыки коллективной работы. Урок №5
Опыление и оплодотворение цветков. Ветроопыляемые и опыляемые насекомыми растения. Оплодотворение.Представление об опылении. Составлять рассказ по рисункам, различать типы опыления. Умение соблюдать порядок на рабочем месте. Коррекция мышления на основе упражнений в различии ветроопыляемых и насекомоопыляемых цветков сравнении и воспроизводстве.
Урок №6
Разнообразие плодов и семян. Сухие и сочные плоды. Овощи и фрукты. Припоминать, сравнивать типы плодов. Называть растения с разными типами плодов. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. Коррекция памяти на основе упражнений в припоминании изученного материала.

Учебно-методический комплекс №1 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2000 г.2. Королева Н.В., Макаревич Е.В., Биология \растения, грибы, бактерии \ 7 класс.- М., Владос,2004 г. (Для развития познавательной деятельности)3. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г. (для развития интереса к предмету)4. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.(Для развития интереса к предмету )5. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001 г.(для развития логического мышления, внимания, памяти)

Учебно-методический комплекс:№2
 
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева.  Владос, 2011г
-Учебник: З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс.- М.: Просвещение, 2006 г.
Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс.- М.: Просвещение, 2006 г.( для развития познавательной деятельности)

Учебно-методический комплекс №31. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014, под редакцией В. В. Воронковой.
2. Учебник – Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / З.А. Клепинина – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Учебно-методический комплекс №4 уроков географии
6-9 классы География
по 2 ч. в неделю Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида  5-9 классы под редакцией Воронковой В.В.
Раздел «География» Лифанова Т.М..-
М.: Владос, 2001 Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России: 7 класс: Учебник для специальных (коррекционных) ОУ  VIII  вида.- М.: Просвещение, 2004( для развития познавательной деятельности) Таблицы по темам, карточки – задания,  географические карты, контурные карты.
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России 7 класс. - М.: Просвещение, 2005
(Для развития навыков и умений самостоятельной работы, мелкой моторики рук)  География материков и океанов. 7 кл. Рекомендации к планированию урокам. Метод. пособие. – М,: Дрофа, 2003.
Семкин Г.В.
Атлас.(Развитие познавательных, творческих и интеллектуальных способностей) Контрольные срезы, практические работы, тесты, устные опросы.
(Контроль знаний. Развитие эмоционально- волевой сферы, внимания и памяти)

Учебно-методический комплекс №5
География 7 класс
Учебная программа Учебники ЦОР Методический
материал Дидактический
материал Дополнительная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой
5-9 классы. М: ВЛАДОС, 2013 Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. 7 класс. Учебник для специали- зированных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. С приложением. 
М: «Просвещение», 2013
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год; утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 Презентации «Рельеф России», «Реки России», «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь», «Растительный  мир тундры», «Животный мир тундры» «Города тундры», «Города центральной России», «Города Северо-западной России», «Дальний Восток», «Заповедники и заказники Югры», «Растения степей»
«Животный мир степей»
«Охрана степей», «Растительный мир пустынь», «Животный мир пустынь», «Черноморское побережье Кавказа», «Города-курорты», «Урал»;
 DVD «Сургут»,  DVD «Энциклопедия живой природы Югры» Т.М. Лифанова, .Е.В.. Подвальная. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. М: «Просвещение», 2013
Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. М: «ВАКО», 2005
Т.М. Лифанова. Дидактические игры на уроках географии.: метод. рекомендации .  М: Гном и Д, 2001
Т.И. Пороцкая. Обучение географии во вспомогательной школе. М: «Просвещение», 1977
Т.И Пороцкая. Лекции по методике преподавании географии во вспомогательной школе. М: «Просвещение», 1970
В.Н. Синёв, Л.С.Стожок. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во  вспомогательной школе. «Радянська школа»
Киев-1977 Карточки с тестами. Атласы. Контурные карты. Иллюстрации по всем разделам курса. Глобусы. Карта полушарий. Физическая карта РФ. Административная карта РФ
Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс. М: «Просвещение», 2011( для развития навыков самостоятельной работы, В.В.Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе». М: «Просвещение», 1994
Мир вокруг нас. Географический атлас для детей. Комитет геодезии и картографии. М, 1991(Развитие познавательной деятельности и интереса к предмету)

Учебно-методический комплекс №6
Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории  М., 1983.( для развития интереса к предмету)
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Лифанова Т.М. Физическая география. 7 класс, М. – Просвещение, 1991 г.;
Лифанова Т.М., Рабочая тетрадь по физической географии России 7 класс, М. – Просвещение, 1999 г.(Для развития навыков самостоятельной работы, мелкой моторики рук)
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
Словарь по коррекционной педагогике  и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.( для развития памяти, внимания)
Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.


Учебно-методический комплекс №7
по истории Отечества (специальная коррекционная программа VIII вида) для 7 класса:
Для учащихся:
 1.Б.И. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России 7 класс». М., «Владос», 2008 г.                                                                                            2. А.И.Саплин, Е.В.Саплина. «Окружающий мир». Учебник для 3  класса  общеобразовательной школы. М., изд. дом «Дрофа», 2007 (пошаговая инструкция)                                        3. А.И.Саплин, Е.В.Саплина. «Окружающий мир». Учебник для 4  класса  общеобразовательной школы. М., изд. дом «Дрофа», 2007                                         4. Н.И. Ворожейкина, З.А. Клепинина «Окружающий мир» . Учебник для 4 класса общеобразовательной школы, ч. 1,2. М., «Аст - Пресс. школа», 2007
Для учителя:
Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «Уроки истории 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Учебно-методическое пособие». М., «Владос», 2004 г.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки». 6 класс. М., Просвещение, 2007 г.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки». 7 класс. М., Просвещение, 2007 г.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России конец XIX век. Поурочные разработки». 8 класс. М., Просвещение, 2007 г.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России конец XX- XIX век. Поурочные разработки». 9 класс. М., Просвещение, 2007 г.