Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях сельской общеобразовательной школы.
Об авторе: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нужключинская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Нужключинская средняя общеобразовательная школа») Моркинского района РМЭ, учитель математики и информатики, заместитель директора по УВР, электронный адрес: sergeeva231177@mail.ru
Аннотация
Сельская школа всегда была и является особым компонентом российского образования. И, пожалуй, всегда реализовывала без декларативного объявления этого факта инклюзивное образование. Такой вывод следует из известного факта более низких показателей единого государственного экзамена, средних показателей обученности по предметам в сельской школе, качества обучения. Не секрет, что социально-экономическое положение села сегодня не улучшается, село продолжает медленно «умирать». Современной педагогической общественностью признается, что социально-педагогический ресурс села, ядром которого выступает сельская школа, также ослабевает.
Ухудшается генотип, что приводит к росту детей с ограниченными возможностями здоровья. Разброс психофизиологических и личностно-индивидуальных особенностей классных составов в немногочисленной (по наполняемости классов) сельской школе велик. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей1. Данное обстоятельство усиливает необходимость дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в сельской школе и повышения психологической культуры педагогов, работающих в такой образовательной организации.
1[Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малафеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с,, с. 8]
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации 2012 года заложил правовую основу организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания и детей-инвалидов.
В нашей школе имеет место инклюзивное образование – то есть совместное обучение «обычных» детей и школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Для получения достоверных, объективных данных о позитивных и негативных эффектах инклюзии в школе провели анкетирование всех участников образовательных отношений: детей, учителей и родителей.
Подавляющее большинство родителей оценили инклюзию с разных позиций, а родителей, увидевших в ней только недостатки, не было. Родители отмечают, что главное качество педагогов – любовь и терпимость, наряду с этим указывают на недостаточность внимания и времени педагогов для усвоения материала ребенком с ОВЗ, на наличие специальных знаний особенностей развития детей с ОВЗ.
Отношение педагогов к идее инклюзивного образования – положительное, но реализация этой идеи в условиях нашей школы затруднена в виду отсутствия специалистов, опыта работы.
В целом, социальное окружение готово принять обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для организации обучения детей разработаны локально-нормативные акты, составлено отдельное расписание, максимально совмещенное с расписанием класса. Учителя прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Созданы адаптированные образовательные программы. Для реализации данных программ используются следующие формы обучения:
групповые занятия – посещение уроков с классом;
индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально (курс «Социально-бытовая ориентировка» ;
домашнее обучение;
участие детей в школьных внеклассных и районных мероприятиях.
Детей с ограниченными возможностями здоровья привлекаем во все виды деятельности и образовательную и во внеклассную. При этом мы формируем у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в то же время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья проживает в родной или приемной семье, что плодотворно влияет на адаптацию и социализацию такого ребенка. В рамках же специализированного учреждения нужно создавать модели для проигрывания жизненных ситуаций с целью формирования адекватного поведения в обществе.
Выделяем следующие этапы работы с детьми с ОВЗ:
1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ЦПМПК, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми;
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка: - индивидуального расписания
- индивидуальной траектории образования в календарно-тематическом, поурочном планировании;
Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты развития, где отслеживается их динамика развития, которые ведутся классными руководителями.
3) отслеживание динамики развития ребенка:
- регулярное изучение обучающихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления работы с детьми,
- фиксация динамики развития обучающихся в диагностических документах (карты наблюдения, характеристика), плане занятий с учётом усвоения учащимися образовательных программ.
4) взаимодействие педагогов с родителями:
- изучение классным руководителем условий семейного воспитания детей и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
- предоставление родителям учащихся в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с рекомендациями;
- работа с родителями, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям;
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;
Эффективность обучения в инклюзивных классах зависит от следующих параметров:
– отношения к реализации инклюзивного образования со стороны учителей, администрации, родителей и самих детей;
– процесса обучения (оценка достижений детей с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников – в инклюзивных классах, в т.ч. динамика академической успеваемости по данным анкетирования административных работников, родителей и членов педагогических коллективов);
– процесса социализации обучающихся (социальное благополучие, психологическая комфортность и безопасность в классе и в образовательной среде школы в целом по данным анкетирования детей, педагогических работников и администрации ).
Но в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, в школе существует ряд проблем, которые педагогический коллектив должен решить:
- отсутствие специалистов для работы с детьми с ОВЗ. При их наличии надо суметь организовать их системную работу на благо ребенка;
- недостаточное количество учебников для обучения таких детей.
- материально-техническая база.
Педагогический коллектив школы ставит следующие задачи:
Дальнейшая адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
Развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
Создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Дальнейшее привлечение детей – инвалидов и детей с ОВЗ во внеурочную внеклассную деятельность, участие в системе дополнительного образования.
Прохождение курсов переподготовки (дефектолога, логопеда)
Таким образом, вся психолого-педагогическая деятельность коллектива школы по сопровождению инклюзивно обучающихся детей строится на принципах успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создания благоприятного психологического климата в классах и в целом, в школе.
Библиографический список:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М., 2015г. – 528с. Электронный ресурс. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы . Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2016 г.- 249с. Электронный ресурс. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коршунова О. В. Принципы коррекционной педагогики как ориентиры построения инклюзивного образования в сельской школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 16–20. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малафеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с, с. 8