Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
В 2010 году вступил в силу новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт. Этот документ регулирует взаимоотношения участников учебного процесса и все стороны деятельности системы общего образования. Всё больше и больше общеобразовательные школы наполняют дети с Ограниченными Возможностями Здоровья (дети с ОВЗ), которые испытывают трудности в обучении. Всё чаще мы говорим о понятии инклюзивное образование. Оно вызывает у нас некоторые вопросы. В ближайшее время вступит в силу Специальный Федеральный Государственный Образовательный стандарт (СФГОС), направленный на регулирование работы с детьми с ОВЗ. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слух, зрение, речь, задержка психического развития, умственная отсталость, другие нарушения развития. Смысл разработки СФГОС заключается в том, что он помогает гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, не зависимо от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования(соответствующего норме). Потребность в дифференцированном СФГОС появилась из-за неоднородности состава учащихся. Требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ. Разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям. Функции СФГОС заключаются в том, чтобы: дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка; максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям. СФГОС предусматривает обязательную разработку Индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для каждого ребёнка с ОВЗ. Это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком с ОВЗ. ИОМ - это выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьями, в которых эти дети воспитываются. Проектируется ИОМ специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения на основании результатов психолого-медико-педагогического консилиума учреждения, где обучается ребенок, или заключения психолого-медико-педагогической комиссии. С ИОМ знакомят родителей ребенка с ОВЗ, заключается договор на осуществление коррекционно-развивающей работы. Критерии эффективности прописываются на каждого ребенка индивидуально, в зависимости от результатов первичного тестирования. Благодаря результатам промежуточного обследования можно своевременно вносить изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ОВЗ. По итогам года собирается ПМПК (консилиум внутри школы), который делает заключение о проделанной работе и дальнейшей её перспективе. Обязательно на заседании консилиума приглашаются родители, которые знакомятся с результатами проведенной работы и принимают участие в ее последующем планировании.
Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
15