Адаптация учеников 5 класса к новым условиям обучения
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»Денисюк Г.М.
Цели:
1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники:
родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог, врач
Подготовка.
1. Накануне собрания родителям предлагается передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учебы их ребенка в 5-м классе, чтобы в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы.
2. Среди учащихся проводится «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (подготовлена А А. Андреевым).
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале: 4 совершенно согласен 3 согласен 2 трудно сказать 1 не согласен О совершенно не согласен
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной
Цели:
1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог, врач или валеолог.
Подготовка.
1. Накануне собрания родителям предлагается передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учебы их ребенка в 5-м классе, чтобы в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы.
2. Среди учащихся проводится «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (подготовлена А А. Андреевым).
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале: 4 совершенно согласен 3 согласен 2 трудно сказать 1 не согласен О совершенно не согласен
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9 Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью
является частное от деления общей суммы баллов ответов
всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Учителям-предметникам можно предложить оценить класс, используя примерные вопросы:
1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?
2. С каким настроением вы идете на урок в наш класс?
3 Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?
4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по ваму предмету?
5 Какие пожелания вы хотели бы высказать родитеям пятиклассников?
6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?
4. Готовят выступления школьный психолог, врач или валеолог.
5. Оформляется выставка рисунков пятиклассников «Я в школе». Рисунки подписаны с обратной стороны.
Оформление, оборудование и инвентарь.
1. Столы в классе стоят по кругу.
2. На доске оформлена выставка рисунков учащихся класса «Я в школе».
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидим наших детей глазами психолога, школьного врача, учителей-предметников. Начнем наш консилиум.
II. С точки зрения психолога...
Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникать у них в период адаптации к новым условиям обучения.
Подростковый возраст (1015 лет) период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток это ребенок, становящийся взрослым.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать в широком смысле приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе» Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
. 2. Новообразования младшего школьного возраста произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин; недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми. (Далее психолог излагает результаты проведенных исследований.)
III. С точки зрения учителей-предметников...Классный руководитель:
Поскольку наше собрание проходит в виде консилиума, а слово это обозначает совещание всех врачей для уточнения диагноза и обсуждения перспектив лечения, нам необходимо узнать мнение и точку зрения каждой из сторон, участвующих в процессе воспитания и обучения наших ребят. Накануне собрания всем учителям-предметникам, работающим в классе» было предложено ответить на вопросы анкеты, связанной с выяснением их первых впечатлений от работы в нашем классе. В результате качественной обработки данных представляется следующая картина. (Классный руководитель зачитывает ответы учителей на вопросы анкеты.)
Вполне возможно, что кто-то из учителей-предметников захочет высказать свое мнение о классе лично.
IV. С точки зрения врачей
Школьный врач или валеолог выступает с анализом состояния здоровья пятиклассников, высказывает рекомендации по сохранению здоровья, оптимальной организации режима дня.
V. С точки зрения родителей...Классный руководитель:
Накануне собрания родителям учащихся было предложено задать в письменной форме вопросы, которые в настоящий момент волнуют их больше всего. (Далее классный руководитель систематизирует вопросы и просит на них ответить или психолога, или учителей-предметников, в зависимости от специфики вопроса. Поскольку вопросы поступили заранее, то специалисты имеют возможность подготовиться к ответам более основательно. Классный руководитель предлагает родителям высказаться или продолжить диалог в режиме «вопросответ».)
VI. С точки зрения детей...Классный руководитель:
Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью».)
А сейчас мы приглашаем всех посетить выставку рисунков «Я в школе», на которой представлены работы учеников нашего класса. Может быть, кто-то из родителей угадает, где рисунок его ребенка?
VII. Подведение итогов собрания консилиума. Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».
Классный руководитель:
Закончить наше большое совещание я хотела бы отрывком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени зрелости».
Литература
1. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
2. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.
3. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М., 1986.
4. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
5. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.