Выступление на школьном МО Адаптация пятиклассников с ОВЗ к новым условиям учёбы


209550-4762500
Адаптация пятиклассников с ОВЗ
к новым условиям учёбы
(выступление на школьном МО)
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или не успешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для ребёнка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязан помочь классный руководитель и особенно родители. Ребёнок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Ребёнок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учёбой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же самоуважение не будет сохранено, он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.
Свидетельством дезадаптации к условиям обучения в пятом классе является снижение интереса к учению и успеваемости, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушение во взаимоотношениях со сверстниками. Именно в пятом классе осуществляется переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями-предметниками. Расставание с первым, любимым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, становится неустойчивой самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребёнка также большой неожиданностью. Поэтому действия учителей должны быть согласованны, чтобы детям было несложно привыкнуть к разнообразию требований по разным предметам. Педагоги относятся к пятикласснику как к сформированному школьнику, поэтому должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребёнок осознает это. В период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в пятом классе, необходимо:
учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок перешёл в пятый класс;
анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
 Основная цель адаптационного периода – обеспечение плавного, постепенного нетравматического перехода учащихся из начальной школы в основную, что невозможно без комплексного сопровождения.
Особо остро этот вопрос стоит в школах для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, так как умственная отсталость нарушает адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, которое характеризуется дефицитарностью познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и тогда, когда анализаторы сохранены, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей изучали В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф, К.И. Вересотская, И.М. Соловьев и др. Результаты их исследований показали, что главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым детям требуется больше времени на восприятие любого предмета. Их восприятием необходимо руководить, им требуется постоянное побуждение.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Исследование В.Г. Петрова, Б.И. Пинского, И.Н. Соловьева, Ж.И. Шиф и др. показали, что все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с памятью и ее особенностями развития у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у этих учащихся имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.
При изучении адаптации к школьным условиям и требованиям большое внимание уделяется анализу эмоциональных проявлений.  
Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции детей недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, полюсны (дети испытывают удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти нет). Эмоции часто неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике. Свои эмоциональные проявления, учащиеся не контролируют. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в понимании эмоций людей, сложные эмоции социально-нравственного характера остаются им недоступны.
В процессе учебной деятельности у школьников с нарушением интеллекта формируются познавательные интересы. Для них в первый год обучения в школе свойственно почти полное отсутствие интересов или же их интересы неглубоки, односторонни, неустойчивы. К средним классам у учащихся формируются познавательные интересы. Одним из основных компонентов личности, который обеспечивает социальную адаптацию человека в обществе, является самооценка. У школьников с нарушением интеллекта наблюдается неадекватная самооценка, которая проявляется в неправильной оценке своих возможностей, в неспособности критически оценить свои поступки. У детей с нарушением интеллекта имеет место как завышенная, так и заниженная самооценка.
У школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены волевые процессы. Многие школьники безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее определенной цели. Для детей характерны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость.
Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребёнка. Тревожность – форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и делать всё для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация ребенка к социальной среде.
Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребенка, существенно затрудняют развитие и установление нравственно приемлемых отношений.
Ввиду всех вышеперечисленных особенностей целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс как детей с нормой, так и детей с ОВЗ уже в четвёртом классе и продолжать в пятом. Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе
Таким образом, переход со ступени начального образования на основную должен стать предметом психолого-педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива в целом, педагога-психолога и медицинского персонала в частности.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворённость ребёнка процессом обучения;
- ребёнок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?
1. Рассогласованность, противоречивость требований разных педагогов.
2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
3. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с определённой деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества. Другие, наоборот: «шалеют» от внезапной свободы: бегают, задирают старшеклассников.
4.Отсюда повышенная зависимость детей от взрослых, прилипчивость к классному руководителю, капризы, посещение первого класса, где работает первая учительница.
5. Снижается успеваемость, так как этот возраст связан с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «я» в социальном плане, дети осваивают действительность за порогом класса и школы.
Школьная дезадаптация: ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. В этот период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов. Особенно помощь родителей, поэтому очень важно уже в начале сентября провести родительские собрания, на которых дать информацию о том, что такое адаптация, дезадаптация, как помочь ребёнку в этот период.
Чем родители могут помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создать условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помочь ребёнку выучить имена новых учителей.
Если родителей, что-то беспокоит в поведении ребёнка, необходимо, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, медиками или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Необходимо создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
Поддерживать можно посредством: отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово). высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идёт хорошо» и т.д.). прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.), совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.). выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Таким образом, резюмируя, отмечу, что успешность прохождения образовательной траектории ребёнка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле.
Советы родителям:
• Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
• Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
• Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
• Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Перед собранием проводится анкетирование учащихся:
Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
4- совершенно согласен, 3- согласен, 2- трудно сказать, 1- не согласен, 0- совершенно не согласен
Я иду в школу с радостью2. В школе у меня обычно хорошее настроение3. У нас учителя хорошие4. У меня есть любимые школьные предметы5. Я привык к новым учителям6. В начальной школе было лучше7. На летних каникулах я скучал по школе8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)
Анкета для учителей
1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?
Рекомендации классным руководителям 5-х классов
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
1.  На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
2.  Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
3.  Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.
4.  Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
6.  Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
7.  Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей. 
Рекомендации учителям -предметникам
1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2.  Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.