Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр


ОГОУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
г. Черемхово»
Согласовано:
Зам. директора по РВР
__________Н.Ф. Клименко Утверждаю:
Директор детского дома
_________Н.В. Морозова
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр.

Составила учитель-дефектолог:
Васильева Наталья Юрьевна

г.ЧеремховоАктуальность выбранной темы.
Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других - лексико-грамматические. Такие дети отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Условно Р.Е.Левина выделяет три уровня речевого развития:
1-й уровень – отсутствие общеупотребительной речи;
2-й уровень – начатки общеупотребительной речи;
3-й уровень – развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
На каждом уровне речевого развития происходит несформированность фонематического восприятия.
1-й уровень – фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому анализу ребенку непонятны.
2-й уровень – выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
3-й уровень – по-прежнему недостаточно, развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями должна включать в себя специальные занятия и игры для развития фонематического слуха, на этих занятиях нужно использовать дидактические игры. Но нигде в литературе не описывается, что должен делать педогог, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для осуществления более эффективной коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Обозначенные проблемы обусловили выбор данной темы: «Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома».
Роль дидактических игр в развитии фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной формой воздействия на детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает детям ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно различать своих и чужих людей, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие. У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скорригирована.
Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию, как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе детям с ограниченными возможностями здоровья для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная или зрительно-двигательная, или просто двигательная опора. Там, где у детей уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувственная опора ему не нужна.
Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация работы по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья .Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, педагогу необходимо широко использовать игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс включает в себя следующие направления:
1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Я предлагаю подборку игр, которые можно использовать в различных видах деятельности поэтапно.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков.На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.
Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности.
Перспективный план работы, по развитию фонематического восприятия с использованием дидактических игр у детей с ограниченными возможностями здоровья по годам обучения.
Год обучения Название игры Цель игры
I год обучения « Отгадай на чём я играю»
«Слушай внимательно»
«Кто спрятался в домике?»
«Подбери картинку»
«Кто тебя позвал?»
Знакомство с музыкальными инструментами.
Вырабатывать у детей по подражанию различные двигательные реакции.
Учить соотносить игрушку, с соответствующим звукоподражанием.
Различать на слух слова с опорой на картинку.
Учить дифференцировать звукоподражания выбор из двух, трёх предметов или картинок (кошка, лягушка, собака).
II год обучения «Угадай, что звучит и подбери инструмент»
«Послушай и возьми игрушку»
«Кто пришёл первый?”
«Кто в домике живёт ?”
«Послушай и подними флажок»
«Послушай и подбери картинку» Учить дифференцировать звучание 3-4 музыкальных инструментов.
Учить дифференцировать звукоподражания «би-би», «ту-ту».
Учить решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором.
Учить определять последовательность звучания звукоподражания.
Выделять заданное слово из предложенной фразы.
Учить дифференцировать слова, близкие по слоговому составу (машина, лягушка)
III год обучения «Что ты слышишь?»
«Угадай по звуку»
« Узнай по голосу»
«Три медведя»
«Нарисуй на чём, я играю»
«Подбери картинку»
Познакомить с бытовыми шумами.
Определение предмета по характеру звука.
Учить различать высоту, силу и тембр голоса.
Учить различать высоту, силу и тембр голоса.
Формировать целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики.
Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (дом-кот, мишка-книжка)
IV год обучения «Хорошо послушай »
« Добавим и запомним»
«Найди пару»
«Цепочка»
«Запомни и повтори»
«Спой начало»
«Назови конец»
«Назови по порядку» Научить различать слова, близкие по звуковому составу.
Научиться различать слова, близкие по звуковому составу.Подбирать картинки схожие по звучанию.
Учить различать слоги.
Развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Приложение
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
Игра «Три медведя»Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра «Животные и их детёныши»Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.Игра «Найди пару»Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
Игра «Покажи картинку»Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – ТИгра «Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005г
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 1999г
Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи. / Логопед № 2, 2004г
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001г
Лалаева Р.И. нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. – СПб.,1998г
Орфинская К.В. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. – Л., 1946г
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г
Словарь «Термины и понятия логопедии» // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой)
Тихеева Е.И. развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981г