ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА: ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ДЕТСКОГО ДОМА

Министерство образования и науки РФ
Борисоглебский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования
«Воронежский государственный университет»

Центр дополнительных образовательных услуг

Курсы профессиональной переподготовки




ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ДЕТСКОГО ДОМА



Слушатель: Косинова Виолетта Александровна

Место работы, должность:
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Воспитатель


Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и СОТ
Алехина Светлана Вадимовна












Борисоглебск 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Коллектив как основа воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.1.Особенности формирования детского коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.2. Пути и средства организации и воспитания ученического коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Глава 2. Формирование детского ученического коллектива в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
2.1. Изучение опыта работы воспитателя по использованию форм и методов формирования коллектива школьников
2.2. Воспитание личности школьника в процессе формирования детского коллектива
2.3. Анализ проделанной работы по формирования коллектива школьников
Заключение
Список литературы
Приложение

3

5

5

8

13

13

15

18
21
22
23


ВВЕДЕНИЕ
Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность. В течение многих десятилетий, вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующее духу времени решение, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.
Образовательное учреждение является основным звеном, которое должно обеспечивать комплексный подход к делу воспитания подрастающего поколения и осуществлять единство обучения и воспитания.
Своеобразие задач и методов воспитания детей с недостатками в интеллектуальном развитии обусловлено особенностями психики этих детей, отклонениями в умственном, эмоционально-волевом и физическом развитии. Дети с недостатками интеллектуального развития характеризуются не только своеобразием формирования познавательных процессов, но и особенностями эмоционально-волевой сферы.
В силу компенсаторных возможностей, и пластичности нервной системы, способностей развивающегося организма, в процессе воспитания происходит развитие самых сложных сторон личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в частности формируется умение работать и жить в коллективе.
Коллектив оказывает влияние на поведение человека в целом. Это положение было выдвинуто Л.С. Выготским, который подчеркивал, что именно коллектив выступает на первое место, как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка. Поэтому важной задачей воспитания является организация детского коллектива.
Формирование коллектива многие исследователи рассматривают как стадии А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, З.М. Шилина; в системе коррекционного воспитания - И.Г. Еременко или как этапы Л.Я. Коломинский, В.А .Караковский, Е.Н.Степанова; в олигофренопедагогике - А.С. Белкин, Г. М. Дульнев, Т. И. Пороцкая.
В коррекционно-образовательных учреждениях организацию коллектива нужно начинать с изучения каждого ребенка и индивидуальной работы с ним. При этом важно, чтобы педагог не проявлял излишней опеки, поверил бы в детей.
Возникает противоречие между необходимостью формирования детского коллектива и недостаточностью методов для организации коллектива в условии коррекционного образовательного учреждения.
Целью данного исследования является выявить и экспериментально проверить условия формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждении.
Объект исследования: процесс формирования детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Предмет исследования: условия формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования детского коллектива.
Разработать критерии и показатели оценки уровня сформированности детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.
Выявить и экспериментально апробировать условия формирования детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.
Разработать рекомендации для воспитателей по формированию детского коллектива в специальном коррекционном образовательном учреждение.
В ходе исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анализ документации, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Коллектив как основа воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.1.Особенности формирования детского коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Коллектив (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорий педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е годы ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская). Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т. Шацкого, Н.М. Шульмана, особенно А.С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллективом. Идеи А.С. Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, В.А. Сухомлинский и др. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально-педагогическая система (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова). В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как о дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых [10].
Проблема детского коллектива – это проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Коллектив школьников является частью общества. Детские коллективы живут интересами общества, свою учебную и трудовую деятельность учащиеся неразрывно связывают с задачами общества.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, не однозначный, не редко противоречивый. Он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Потому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают не одинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив. А как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности и от коллектива, но и от воспитателя, который должен уметь управлять коллективом и направлять развитие личности.
Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта. Однако эту общую с массовой школой роль детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида осуществляет в своеобразной форме. Многие понятия и нормы нравственности, ранее недоступные пониманию ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида, начинают им усваиваться и осознаваться благодаря участию в коллективе. Дети под руководством учителя и воспитателя упражняются в практическом выполнении этих норм, накапливают соответствующий опыт нравственных отношений и поведения.
На основе этого опыта учитель и воспитатель проводит разъяснение указанных правил и норм, добиваясь тем самым осознанного к ним отношения детей. Характеризуя роль коллектива в усвоении учеником специальной коррекционной школы VIII вида норм поведения, Г. М. Дульнев пишет: «Для того чтобы ребенок сознательно усвоил нормы поведения, необходимо пройти через этап аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, ибо неоднократное одобрение коллектива закрепляет нужные, правильные поступки; наоборот, резко отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к другим поступкам ученика затормаживает их, делает невозможным закрепление их в привычку. В процессе появления аффективно-эмоциональных обобщений ребенку становятся доступнее, понятнее и те правила и нормы поведения, общения в коллективе, которые ему сообщает учитель, воспитатель [3].
Причем, если нормальный ребенок рано или поздно может прийти к словесно-логическим обобщениям норм своего поведения почти самостоятельно, то умственно отсталому ребенку в этом надо помочь, т.е. вовремя сообщить эти обобщения, правила.
В дальнейшем эти правила могут стать для ребенка с нарушением интеллекта регулирующими факторами его поведения. Однако главным остается то, насколько ученик практически научен, выполнять эти правила в период организации его общения с коллективом детей и с коллективом взрослых» [19].
Роль детского коллектива в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья весьма значительна. Именно через коллективную деятельность учащиеся с ограниченными возможностями здоровья на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.
Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Как указывал Л.С. Выготский, является принципом построения высших психических функций и их становления [2].
Одна из особенностей детского коллектива в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что его создание и функционирование зависят от специфики состава учащихся.
С этой особенностью связаны и ряд других – трудности образования межиндивидуальных и внутриколлективных связей между детьми, их ограниченный по сравнению с нормально развивающимися детьми характер.
Процесс образования этих связей осложняется недоразвитием у детей с ограниченными возможностями здоровья таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития.
Затрудненность образования навыков совместной организованной деятельности тоже тормозит создание коллектива учеников специальной (коррекционной) школы.
Особенности психики и недоразвитие высших психических функций и свойств личности с ограниченными возможностями здоровья сужают круг их отношений и связей, сфера и масштаб их действий более ограничены, более элементарны и просты, отличаются прямым, непосредственным характером.
Образующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный, малообобщенный характер, часто они находятся на уровне переживаний. Эти отношения недостаточно гибки, слабоустойчивы, носят, как правило, ситуационный характер.
Необходимо учитывать и такую особенность, что ученическому коллективу в специальной школе недоступны сложные по содержанию и форме виды деятельности, особенно такие, которые требуют выполнения сложных интеллектуальных операций и творческого подхода.
Ученический коллектив специальной школы склонен к короткой и близкой мотивации, поэтому овладение им далеко отодвинутыми во времени и высокими по идейному уровню перспективами может быть достигнуто только в результате специальной и длительной педагогической работы.
Необходимо отметить, что в коллективе детей с ограниченными возможностями здоровья самостоятельность, активность, инициативность развиваются на более низком уровне, чем в массовой школе, особенно в тех случаях, когда требуется проявление познавательной активности.
Эта особенность связана с присущим общим недоразвитием инициативности, способности к самостоятельной деятельности и активности. Даже если в доступных для учащихся пределах удается добиться, чтобы коллектив проявлял требовательность к отдельным учащимся, то гораздо труднее сформировать у детей необходимую требовательность к себе, что обусловлено особенностями мышления и личности учеников специальной школы в целом.
Наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности – главного фактора существования и развития коллектива.
Формирование необходимого отношения ученика к коллективу осложняется низким уровнем самосознания, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности, сложностью формирования характера.
Преодоление указанных трудностей является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной школе.

1.2. Пути и средства организации и воспитания ученического коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Специальная коррекционная школа VIII вида в своей работе руководствуется теми же целями и принципами, что и массовая, поэтому в организации и воспитании ученического коллектива она использует те же пути и средства, но по-иному. В специальной коррекционной школе VIII вида мы имеем дело с детьми, отличающимися чрезвычайно пестрой картиной дефекта и индивидуальных различий. Начальным этапом организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида является индивидуальная работа с каждым ее учеником. Поэтому индивидуальный подход и основанная на нем индивидуальная работа играют исключительную роль в формировании детского коллектива. Индивидуальная работа является важнейшей предпосылкой создания коллектива, важнейшим условием его развития и жизнедеятельности в дальнейшем. В условиях специальной коррекционной школы VIII вида, где, особенно в младших и даже средних классах, встречаются ученики, у которых еще слабо развита потребность в общении, необходимо провести большую работу, чтобы подготовить детей к участию в коллективе, сформировать у них понимание значения коллектива, сознание своей принадлежности к нему. Работу по организации коллектива надо начинать с изучения каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, направленности, его опыта в жизни коллектива. На основе данных индивидуального изучения необходимо развивать у детей потребность в общении, организовывать это общение в различных формах и видах деятельности (речевой, учебной, трудовой, игровой и т.д.) Важно использовать деятельность и общение детей для формирования самых разнообразных связей и отношений между ними и взрослыми.
Применяя разнообразные методы воспитания - приучение, упражнение, разъяснение, пример, необходимо учить детей правильному отношению друг к другу, к родителям, к учителю, к учению, к труду. Надо показать детям с нарушением интеллекта, как вести себя на уроке, на перемене, во время работы, вне школы. Для этого можно использовать правила для учащихся. Приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти правила стали потребностью. Для этого важно ставить школьников в такие жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность. Учитывая индивидуальные особенности, возможности каждого, надо постепенно привлекать детей к выполнению общественно-трудовых поручений. Прививать им навыки общественной активности, приучать к коллективной деятельности по организации жизни класса, по проведению дежурств, самообслуживания и т. д. Благодаря всей этой работе у каждого ученика будут формироваться опыт и привычки совместных, солидарных действий, опыт коллективных отношений и переживаний, навыки поведения в коллективе. В неразрывной связи с индивидуальной работой находится и такой путь формирования ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида, как работа с отдельными группами и со всей массой учащихся. Эта работа состоит, в организации коллективного образа жизни детей. Здесь существенную роль играет создание соответствующего уклада жизни и бытовых отношений, установление определенного режима и предъявление продуманных, посильных требований этого режима и специальных правил поведения учащимся (организация дежурств и самообслуживания, пользование общими вещами и совместная деятельность, отдых, игры, прогулки и т. п.). Одновременно из наиболее развитых учащихся необходимо создавать ядро коллектива. Учитывая индивидуальные возможности и склонности детей, каждому следует поручить определенный участок работы. Необходимо постоянно учить ребят способам выполнения данной работы, знакомить их с предъявленными к ним требованиями, регулярно проверять, ставить отчеты на собраниях, поощрять и стимулировать всю работу ядра. Важной задачей является объединение учащихся в небольшие группы. Объединение может быть на самых различных началах:
соседство по дому или парте;
совместное выполнение поручений;
совместное участие в играх, в кружковой работе;
общие или сходные интересы, тяготение друг к другу и т. п.
Роль таких микрогрупп очень велика, так как это наиболее доступная форма приобщения учащихся к работе и жизни в коллективе, эффективное средство воспитания у детей потребности в общении, воспитания чувства дружбы, симпатии друг к другу, взаимопомощи, развития навыков солидарных отношений и совместной деятельности. Вся работа по созданию коллектива сводится к организации общественной жизни и деятельности детей. Это является важнейшей стороной идейного, общественно-политического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому создание органов детского самоуправления, обеспечение действенности этих органов, регулярности их работы должно быть предметом постоянной заботы педагогов. Важнейшим средством формирования ученического коллектива является организация деятельности детей в различных ее видах. Основным является учебная деятельность. В учебной деятельности содержатся огромные возможности для формирования у школьников представлений и понятий о коллективе. Для воспитания направленности чувств, мотивов, способов поведения, многообразных отношений и связей ученика с действительностью, со сверстниками, со взрослыми и т. д. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе. Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный в мастерских и на пришкольных участках, самообслуживание, а также производительный труд, общественно полезная работа учащихся, проводимая в системе различных общественных организаций. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности.
Важную роль в создании коллектива играет внеклассная массовая и кружковая работа, организация досуга учащихся, их быта. Эти стороны жизни и деятельности учащихся тоже являются важными средствами формирования коллектива. В тесной связи с организацией всей деятельности учащихся и на базе накапливаемого ими опыта в качестве необходимого средства формирования коллектива используются различные виды политического и нравственного просвещения: индивидуальные и групповые беседы, чтение художественной и доступной детям политической литературы, кино, театр, собрания, сборы, вечера, выставки и другая наглядная пропаганда. Особо важную роль могут сыграть проводимые по определенному плану этические беседы, в которых дети узнают о значении коллектива, знакомятся с его жизнью и деятельностью, с нормами отношений в коллективе. В развитии детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида решающая роль принадлежит педагогическому руководству. Если в массовой школе по преимуществу используется педагогика параллельного действия, то олигофренопедагогика является в основном «педагогикой прямого действия». Это, не исключает применения «параллельного действия» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оно возможно лишь тогда, когда достигнута определенная зрелость и самостоятельность коллектива. Но и тогда «параллельное действие» применяется в ограниченных по сравнению с массовой школой пределах в связи с более низким уровнем развития коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида. Для того чтобы ребенок стремился стать активным членом коллектива, необходимо развивать его общественную активность и самостоятельность. Эта задача приобретает особое значение в связи с тем, что все указанные качества у школьников c нарушением интеллекта развиты слабо. Для ее решения существенное значение имеет использование различных игровых форм и других средств эмоционального воздействия, особенно в работе с младшим и средним возрастом. От приучения к коллективной жизни и деятельности к упражнению в самостоятельном выполнении требований коллектива, а затем к самостоятельному по собственному почину предъявлению требований к себе и к другим - таковы основы методики воспитания активности ученика специальной коррекционной школы VIII вида как члена коллектива.












Глава 2. Формирование детского ученического коллектива в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
VIII вида
2.1. Изучение опыта работы воспитателя по использованию форм и методов формирования коллектива школьников
Для решения поставленных задач, провели экспериментальное исследование на базе КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в 9 классе.
В классе обучается 8 человек, дети разновозрастные, со своими особенностями психического развития.
На тот момент класс еще не был сформирован в дружный коллектив. Дети разделились на микрогруппы со своим неофициальным лидером. Между детьми часто возникали споры, размолвки в играх, отказ от совместного труда, трудовые задания в классе выполняли без желания, взаимопомощь отсутствовала.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности детского коллектива.
Для достижения поставленной цели нами использовался социометрический метод исследования детского коллектива. Суть, которого заключается в том, что каждый школьник получал лист бумаги, в правом верхнем углу, которого писал свою фамилию. Учащимся зачитывался вопрос: «Представьте, что вам предстоит интересное путешествие. С кем из одноклассников ты хотел бы его совершить?» и предлагалось ответить на него, записав фамилии трех свои одноклассников, кого они хотели бы выбрать для совместной деятельности.
Для снижения эмоционального напряжения использовались следующие средства:
доступная формулировка целей тестирования;
доверительный тон в общения с детьми;
стиль подачи информации доброжелательный, спокойный.
В процессе обработки результатов первоначально был определен статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, были занесены в матрицу, которая представлена в таблице 1.



Таблица 1.
Матрица взаимных выборов в начале эксперимента

п/п
Кто выбирает
Кого выбирает



1
2
3
4
5
6
7
8


1
1 Испытуемый

+


+
+




2
2 Испытуемый


+

+





3
3 Испытуемый

+



+




4
4 Испытуемый


+

+
+




5
5Испытуемый

+



+




6
6 Испытуемый

+
+

+





7
7Испытуемый


+

+





8
8 Испытуемый




+
+




Кол-во взаимных выборов
0
2
1
0
4
4
1
0
12

Всего выборов
0
4
4
0
6
6
4
0
24


Проанализировав полученные результаты, была дана характеристика социометрического статуса школьников на основании полученных ими выборов:
«Социометрические звезды» – первый круг учеников, получивших в результате эксперимента наибольшее количество выборов. К этой группе относятся два ученика получивших наибольшее количество выборов;
«Предпочитаемые» – второй круг, который включает учеников, получивших больше среднего количества выборов, но не больше максимума. К этой группе относится трое учеников;
«Принятые» – третий круг, который составляют те, кто набрал меньше среднего количества выборов. В данной группе учеников не было;
«Изолированные» – четвертый круг. К данной группе относятся трое учеников, не получивших ни одного выбора.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные: уровень благополучия составил 62.5 %, а коэффициент изолированности 12 %.
Данные социометрии показали, что взаимоотношения детей в классе ограничены, неустойчивы, часто приводят к разногласию. Между детьми еще не установилась атмосфера дружбы, взаимопомощи, преобладает тенденция замкнутости, одиночества, отказ или уклонения от коллективной трудовой, игровой деятельности.
Таким образом, для формирования детского коллектива и повышения уровня благополучия необходима дальнейшая работа.

2.2. Воспитание личности школьника в процессе формирования детского коллектива
Цель формирующего этапа нашего исследования – посредством системы воспитательных мероприятий способствовать формированию коллектива в 9 классе.
Для достижения поставленной цели нами была разработана программа формирующего эксперимента по формированию детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Воспитанию детей в коллективе отводится особая роль, ставка делается на индивидуальную работу, индивидуальный подход к каждому ученику. Работу с детьми надо начинать с изучения личного дела, медицинской карты, знакомства с родителями. Необходимо четко представлять картину положения в семье, в которой проживает, растет и развивается ребенок. Каждый ребенок – личность. При знакомстве с детьми обязательно надо отмечать что-то хорошее у каждого. Получив комплимент, ребенок всегда чувствует себя радостно и спокойно. Далее необходимо перейти к знакомству с оформлением класса, школы, и обязанностью сохранять и беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и оставаться такими красивыми, добрыми и любящими друг друга, т.к. школа – ваш второй дом, вы – одна дружная семья. Для создания положительного микроклимата поощрение за хорошие дела и поступки играет немаловажную роль. Необходимо хвалить, хвалить и еще раз хвалить за малейший успех в любом деле, побуждая тем самым детей к активной деятельности. В коллективе не должно быть хороших и плохих детей. Как не должно, чтобы дети делились на хороших и плохих, так не должно быть, чтобы в коллективе были «умные» и «тупые». Для этого всех без исключения надо включать в общее дело – например, разведение цветов, уход за братьями нашими меньшими и др. Общее дело объединяет и сближает детей и в результате практически исключаются конфликтные ситуации, наблюдается хорошая взаимовыручка. В формировании личности ученика немалую роль играет микроклимат не только в классе, но и в школе в целом. Интересная внеурочная деятельность, традиции школы оказывают благотворное влияние на формирование личности детей и действительно школа становится родным домом. Обязательным условием воспитания личности ребенка в коллективе считается закрепление за каждым постоянного места, за которым они должны следить, содержать в порядке, бережно относиться. Готовя детей к самостоятельной жизни, необходимо научить каждого, выполнять любую работу качественно, основываясь на взаимовыручке. Формирование классного коллектива – одна из главных задач, стоящих перед классным руководителем [6; с.64-69].
Для успешного обучения и воспитания детей необходимы следующие условия:
благоприятный микроклимат в детском коллективе;
комфортные условия классной комнаты;
доверие к педагогу, чувство защищенности от любого вида агрессии.
Атмосфера в классном коллективе влияет на формирование личностных качеств учащихся. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.
За период формирующего этапа были проведены следующие воспитательные мероприятия:
практикум по распределению обязанностей в классе;
организация, дежурства в классе и, системы самоконтроля, за выполнением общественных поручений и общественно-полезного труда школьников;
участие в общешкольных мероприятиях;
игровая деятельность;
«Час общения»;
«Товарищества твердые законы» и т.д.
Таким образом, в ходе реализации программы формирующего эксперимента была проведена разнообразная работа по разным направлениям с детьми 9 класса для создания детского коллектива. В ходе проведения эксперимента были созданы необходимые условия для формирования детского коллектива в специальном образовательном учреждении.
Наблюдения за детьми в столовой.
Цель:
выявить степень заботливости детей по отношению друг к другу в процессе приёма пищи;
выявить, приходилось ли учителю вносить коррективы в отношения детей в столовой.
В столовой мальчики и девочки сидят раздельно, поэтому нам пришлось наблюдать за двумя группами сразу. Мы отметили, что дети себя ведут спокойно, помогают друг другу за столом. У детей во время приёма пищи происходят благоприятные взаимоотношения, проявились умения оказывать помощь, заботиться друг о друге.
Благодаря тому, что воспитатель ежедневно напоминает ребятам о том, что мальчики должны помогать девочкам, девочки должны дружить с мальчиками, ребята должны быть вежливыми, ученики ведут себя положительно, не заставляя воспитателя повышать голос.
Наблюдения за взаимоотношениями детей на перемене.
Цель: выявить степень заинтересованности детей в друг друге и навыки культуры общения.
Мы наблюдали за детьми на 1-2 перемене, в конце дня.
Результаты наблюдения за детьми показали, что, если в начале дня некоторые дети взаимодействуют друг с другом, а остальные занимаются более спокойным делом, такими, как чтение книг, то чуть позже ученики взаимодействуют друг с другом уже активнее. На перемене мальчики и девочки не взаимодействуют. В основном это группы по интересам. Мы заметили, что девочки не особо доверчиво пускают мальчиков в свои группы. Среди мальчиков нельзя выделить конкретных ребят, так как они, в отличие от девочек, стараются дружить со всеми мальчиками из класса.
В ходе наблюдения была выявлена степень заинтересованности в классе между различными учениками. К сожалению, случались конфликты, где была показана и степень недоброжелательности учеников. Также, следует отметить, что некоторые ученики владеют навыком общения.
Анализ плана воспитательной работы учителя 1 «Б» класса.
Цель:
выявить, какие формы воспитательной работы использует учитель для формированию коллектива своего класса;
выявить формы работы учителя с родителями, направленные на формирование коллектива учащихся.
Анализ плана воспитательной работы дал следующие результаты: одним из направлений воспитательной работы учителя в 9 классе является раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками.
В начале учебного года проводилось анкетирование для определения школьной мотивации обучающегося. Также был составлен социальный паспорт на каждого ученика и на класс в целом. Был определен уровень воспитанности коллектива класса.. С помощью таких форм работы по сплочению коллектива в классе как: беседа, игры, проведение совместной трудовой деятельности, помогает установить в классе благоприятную атмосферу, по формированию коллектива. Воспитателем проводятся различные формы работы с родителями, которые направлены на формирование коллектива учащихся. Так это такие формы, как: беседы, консультации с родителями, привлечение родителей в жизнь класса.
Анкетирование учеников:
Цель:
выявить оценку детьми своих взаимоотношений с одноклассниками.
В анкетировании участвовало 8 человек. Анкетирование показало следующие результаты:
6 человек, считают, что им легко общаться с одноклассниками;
4 человека утверждают, что любят проводить вместе с одноклассниками время, помогают им;
3 человека ответили, что иногда.
Мы выявили, что работа по формированию у учеников коллективных качеств, чувства коллектива проходит в атмосфере, где дети охотно идут на контакт.
коллектив формирование начальная школа
2.3. Анализ проделанной работы по формирования коллектива школьников
Для проверки результативности проведенной работы был проведен повторное социометрическое исследование, цель которого проверить эффективность проведенной работы, направленной на сплочение детского коллектива, все данные полученные в ходе опроса, были занесены в матрицу, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Матрица взаимных выборов в конце эксперимента

п/п
Кто выбирает
Кого выбирает



1
2
3
4
5
6
7
8


1
1 Испытуемый


+

+
+




2
2 Испытуемый


+


+
+



3
3 Испытуемый




+
+

+


4
4 Испытуемый

+




+
+


5
5Испытуемый


+


+

+


6
6 Испытуемый

+

+


+



7
7Испытуемый

+



+

+


8
8 Испытуемый




+
+
+



Кол-во взаимных выборов
0
2
2
0
2
6
3
4
19

Всего выборов
0
3
3
1
3
6
4
4
24


Результат исследования показал, что коэффициент взаимности вырос до 79%, а уровень благополучия составил 75%, а коэффициент изолированности 5 %.
«Социометрические звезды» – один ученик, получивший наибольшее количество выборов.
«Предпочитаемые» – пять учеников.
«Принятые» – один ученик.
«Изолированные» – один ученик, не получивший ни одного выбора.
Данные показатели свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Таким образом, результат, контрольного эксперимента, говорит о том, что класс сформировался в дружный коллектив, где царит доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное притяжения друг к другу, стремление к совместному переживанию жизненных явлений.
Результаты проведенного исследования показали, что уровень сформированности детского коллектива, после проведения ряда воспитательных мероприятий, можно считать высоким, поскольку формирование детского коллектива проходило поэтапно и методически организованно.
Таким образом, при правильно организованной работе, учете индивидуально-личностных особенностей и опоре на сохранные функции ребенка с особыми образовательными потребностями, можно добиться положительных результатов по формированию детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
На основании вышеизложенного составили рекомендации для воспитателей по развитию детского коллектива.

Рекомендации для воспитателей.
Успешное развитие детского коллектива возможно при выполнении следующих условий:
Работа должна начинаться с индивидуального изучения каждого ребенка.
Все члены коллектива должны быть вовлечены в постоянную активную деятельность и постепенно привлекаться к планированию этой деятельности.
Необходимо систематически разъяснять цели и задачи коллективной деятельности, постепенно усложнять эти цели. При этом усилия воспитателя должны быть направлены на усвоение учащимися моральных норм жизни в коллективе.
Необходимо создать систему перспективных линий, т.е. дети должны знать, что и как они будут делать; у них должно быть радостное ожидание завтрашнего дня.
Деятельность детского коллектива должна быть общественно значимой. Такая деятельность создает радостную перспективу, стимулирует жизнь детского коллектива.
Дети должны видеть и осознавать результаты своего труда.
Включение в активную жизнь школы всех воспитанников с учетом их интересов и психофизических возможностей является одним из важнейших условий успешного развития коллектива.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация жизни учеников специальной (коррекционной) школы на коллективных началах, вовлечение их в коллектив являются важным средством коррекции высших психических функций. В массовой школе умственно отсталые дети, общаясь со сверстниками или детьми более младшего возраста, попадают, в подчиненное положение, они не проявляют самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им предлагают товарищи. Поэтому, попадая в специальную (коррекционную) школу, ученик оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и занять определенное место. При организации совместной деятельности детей у них пробуждается потребность в общении, что оказывает влияние на развитие поведения детей, воспитывает его коллективную направленность. У ребенка формируются связи с окружающими, он вступает в определенные с ними отношения. Необходимо также подчеркнуть, что коллектив не самоцель, а средство воспитания личности. Следствием развития коллектива является развитие и совершенствование личности, рост ее самосознания, направленности, самостоятельности и других общественно ценных моральных и психологических качеств.
Роль детского коллектива в школе VIII вида, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность учащиеся с нарушенным интеллектом на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе [1].










ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка.//Собр. Соч. т.5, 1983г.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996г.ребенка.//Собр. Соч. т.5, 1983г.
Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника //Коррекционная работа во вспомогательной школе. – М., 2001.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. //Учебное пособие. Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа – Пресс, 1994г.
Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978.
Ксенофонтова Г.Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива. //Дефектология, №5, 2001г.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории /Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. – С. 45-49, 87-91.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М., 2000г.
Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: книга для воспитателя. Из опыта работы / Т.И. Пороцкая. – М.: Просвещеник, 1984. – 176 с.
Рубинштейн С.А. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1986г.
Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2002г.
Сластенин В.А. Методика воспитательной работы /В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. - C.78-81
Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение 1982. – 104с.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива /В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.










13PAGE \* MERGEFORMAT142215