Урок русского языка в 7 классе «Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» (для детей с ограниченными возможностями здоровья специального коррекционного класса )
Конкурсный урок в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015»
Тема «Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» (для детей с ограниченными возможностями здоровья специального коррекционного класса )
Обучающиеся изучают тему «Деепричастие» впервые, поэтому важная задача – сформировать умение видеть деепричастие или деепричастный оборот в тексте, выделять его запятыми, знать, как образуются деепричастия, учить избегать речевых и грамматических ошибок при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи.
Урок систематизации и обобщения знаний стоит в конце изучения темы и ориентирован на достижение определенного результата на последующих уроках: «Тематический зачет по теме «Деепричастие», «Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
При планировании урока учитывались особенности познавательной активности учащихся класса СКК посредством мотивации учащихся к учебной деятельности, а также использования поисковых форм работы.
Предложенный урок построен по схеме: актуализация опорных знаний как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить обучающихся в работу, тренировочные упражнения имеют разную степень трудности, имеют практическую направленность использования деепричастий в речи
. На протяжении всего занятия используется презентация, сделанная учителем, с эффектами анимации, что обеспечивает личностно ориентированную направленность урока, повышает активность школьников, обеспечивает между учителем и учеником партнерские отношения.
С целью формирования синтаксических и пунктуационных навыков на протяжении всего урока рассматриваются разные случаи выделения деепричастных оборотов запятыми, отмечается их отличие от фразеологических оборотов.
Умение школьников использовать деепричастные обороты в письменной и устной речи совершенствуется в творческом задании.
Цели урока:
систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Деепричастие»;
совершенствовать умение постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастном обороте;
формировать умение правильного употребления деепричастий и деепричастных оборотов в речи;
формировать умение различать деепричастные и причастные обороты.
Оборудование урока: учебник по русскому языку для 7 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др., презентация по теме, сравнительная таблица.
Ход урока:
1 Организационный момент. Вступительное слово.
Проверка готовности учащихся к уроку.
-Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать своих коллег на сегодняшнем уроке. Ребята, сегодня на урок я шла, радуясь нашей встрече, надеясь, что наша совместная работа будет успешной, конечно же, волнуясь, как пройдет урок.
Я сказала сейчас несколько слов, которые относятся к теме сегодняшнего урока: радуясь, волнуясь, надеясь.
-Кто из вас может определить, какой частью речи они являются?
Это деепричастия
-Эти слова я использовала не случайно:
Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Деепричастие», обобщим всё, что вы узнали на уроках по этой теме. СЛАЙД 1
Актуализация знаний
Рассмотрим справочный материал, повторим основные сведения о деепричастии РАЗДАТКА (опорные схемы)
Грамматические признаки каких частей речи содержатся в деепричастии?
Глагола и наречия
Назовите грамматические признаки глагола
Назовите грамматические признаки наречия
От какой части речи образуются деепричастия?
С помощью чего?
Приведите примеры образования деепричастия несовершенного вида. Как оно образовалось?
Приведите примеры образования деепричастия совершенного вида. С помощью чего оно образовалось?
Молодцы!
Итак, мы повторили основные сведения о деепричастии, Эти знания очень пригодятся нам в ходе урока.
2. Речевая разминка.
Я хочу познакомить вас сегодня со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» СЛАЙД 2
- Я прочитаю стихотворение, а выследите глазками и попробуйте определить, сколько деепричастий использовал автор?
Кипя, Шипя,
Журча, Ворча,
Струясь, Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Какое основное действие происходит в стихотворении? Оно выражено глаголом. Падают воды
Кто посчитал, сколько деепричастий использует автор? (48)
Какое действие обозначают деепричастия? добавочное
- Какую роль они выполняют деепричастия в стихотворении?
Поэту удалось изобразить могущество и великолепие водопада при помощи деепричастий.
Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.
Деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя) ;
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь) ;
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь) ;
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя.
Вывод: деепричастие, «... дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия.
3. Практическое применение определения деепричастия. (РАЗДАТКА, СЛАЙД 3)
-А сейчас мы попробуем составить паспорт деепричастия. Что такое паспорт? Да, основной документ гражданина, в котором содержатся самые важные сведения.
Выпишите из текста любое деепричастие, составьте его «паспорт» по схеме. При необходимости воспользуйтесь справочным материалом у вас на партах.
Всем понятно задание?
На эту работу я вам даю 3 минуты.
Кому нужна моя помощь?
1. ___________ - это деепричастие, т.к. отвечает на вопрос __________,
2. зависит от __________________,
3. образовалось от глагола _____________ ___________вида с помощью суффикса _____________________,
4. с наречием сходно тем, что ________________________________,
5. в предложении является _________________________.
Проверим, что у вас получилось.-
Послушаем Сашу, а вы попробуйте по схеме оценить, верно ли он выполнил задание.
Какое деепричастие ты выписал? Что ты можешь про него сказать?
Справился Саша с заданием?
- Деепричастия какого вида используются в стихотворении?
(несовершенного)
- Какие суффиксы образуют деепричастия несовершенного вида?
(-а, -я)
Я прошу вас сдать мне ваши работы, чтобы я могла оценить их, а Алена Алексеевна учтет поставленные мной отметки и посмотрит, кому из вас что нужно объяснить дополнительно.
4. Продолжаем нашу работу.
Изучая тему «Деепричастие», вы познакомились с орфограммой. Что это за орфограмма? (Не с деепричастиями) (СЛАЙД 4)
-Как пишется с деепричастиями частица НЕ?
(раздельно, так же как и с глаголами) (СЛАЙД 5)
В каких случаях НЕ пишется слитно?
(если деепричастия образованы от глаголов, которые без НЕ не употребляются) (СЛАЙД 6)
А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете это правило.
5. Физкультминутка – дидактическая игра
- Встаньте из-за парт, руки на пояс. Задание: если я называю деепричастие, которое пишется с НЕ раздельно – встаньте на носки, руки вверх
Если деепричастие пишется с НЕ слитно – поворот
Если слово не является деепричастием – хлопок
Не глядя
Недоумевая
Не унывая
Невзлюбив
Не придумав
Негодуя
Не забудем
Молодцы! Вы справились с заданием, отдохнули, и мы можем продолжить нашу работу.
6 Работа по развитию речи. (СЛАЙД 7)
- Сейчас я предлагаю вам очень интересное задание.
Выпишите из представленных фразеологизмов те, в состав которых входят деепричастия. Подготовьтесь объяснить их лексическое значение.
Положить на обе лопатки, плакать в три ручья, сидеть сложа руки, ходить задрав нос, мчаться во весь дух, бежать высунув язык, работать не покладая рук, работать засучив рукава.
На это задание я даю вам 2-3 минуты.
Давайте проверим, что у вас получилось. (СЛАЙД 8)
(Работать не покладая рук, работать засучив рукава – хорошо, умело.
Бежать высунув язык – быстро, стремительно.
Сидеть сложа руки – ничего не делать.
Ходить задрав нос – зазнаваться, не видеть никого вокруг.)
-Кто верно выписал все фразеологизмы с деепричастиями? Поднимите руку.
Молодцы!
Среди выписанных назовите деепричастия совершенного вида,
с помощью каких суффиксов они образованы? (-в, -а)
- В каких ситуациях можно использовать эти фразеологизмы?
В разговорной речи.
Обратите внимание, что фразеологические обороты отличаются от деепричастных оборотов - на письме не выделяются запятыми.
7. Динамическая пауза
-Объясните с помощью жестов и мимики лексическое значение выписанных фразеологизмов
- Проверим, правильно ли мы объяснили (СЛАЙД 9)
Я надеюсь, что фразеологические обороты, с которыми вы сегодня встретились, помогут вам сделать вашу речь более образной.
А теперь я предлагаю вам решить задачу. Необычную. Орфографическую.
8. Орфографическая задача. (СЛАЙД 10)
- Как можно продолжить предложение
Употребляя слова-паразиты,
Что это за слова-паразиты (так сказать, типа того, это как его, ну там..)
часто затемняется смысл высказывания.
ваша речь делается не более, а менее выразительной.
это засоряет речь.
вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление.
Мы должны составить предложение лексически грамотно.
Получилось?
-Запишите получившееся предложение в тетрадь.
(Употребляя слова-паразиты, вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление.) (СЛАЙД 11)
-Почему в предложении мы поставили запятую?
(деепричастие с зависимыми от него словами образует деепричастный оборот, который выделяется запятыми)
-Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастный оборот?
(обстоятельством)
-Подчеркните в записанном предложении деепричастный оборот как член предложения.
Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились.
А теперь самое сложное задание, но я не сомневаюсь, что вы с ним справитесь.
8. – Прочитаем предложение. Что я выделила? (СЛАЙД 12
Ученик, встречающийся со взрослыми, здоровается первым.
(причастный оборот )
- Всегда ли он выделяется?
(если стоит после определяемого слова)
-Можно ли в этом предложении причастный оборот заменить деепричастным?
Запишите получившееся предложение.
Проверим себя. (СЛАЙД 13)
Ученик, встречаясь со взрослыми, здоровается первым.
Объясним знаки препинания.
(Деепричастный оборот всегда на письме выделяется запятыми независимо от места)
9.. Подведение итогов урока.
Давайте обобщим, что мы сегодня повторили на уроке?
Грамматические признаки деепричастия
Правописание не с деепричастиями
Знаки препинания при деепричастных оборотах
Причастный оборот
За сегодняшний урок вы все получите отметки за сотавление паспорта деепричастия. Особо я хочу поблагодарить за работу на сегодняшнем уроке..
А теперь посмотрите, какое интересное задание я предлагаю вам выполнить дома.
10. Домашнее задание. Творческая работа. (СЛАЙД 15)
- Составьте рассказ на тему «Школьные будни», используя деепричастные обороты. Для того, чтобы вы все справились с заданием, я даю вам небольшие подсказки.
Например, внимательно слушая учителя, мечтая о путешествии, положив голову на парту, окончательно забыв про урок, растянувшись на стуле, сползая на пол и др.
-Спасибо за урок.. Желаю успехов.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Рисунок 1C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\урок\4438068-15043401a7d1baa4.jpg15