разработка урока по истории на тему Церковь и государство в XVII веке
Швецова В.В.
учитель истории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59»
г. Курска
Разработка урока истории
«Церковь и государство в веке» (10 класс)
Цели урока:
Рассмотреть особенности положения церкви и государства в России в середине в.
определить направления развития, проблемы взаимоотношений церкви и государства.
Выявить сущность, причины, последствия церковного раскола.
Совершенствовать интеллектуальные умения и навыки учащихся на основе использования деятельностного подхода в обучении при решении проблемных ситуаций трёх уровней.
Тип урока.
Урок – объяснение нового учебного материала.
Наглядность:
Репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»
Репродукция рисунков В.Горелика «Церковный раскол»
Рисунки «Предметы церковного ритуала» в Энциклопедии религий (часть 1)
Ход урока:
Учитель.
Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова великого русского философа Н. Бердяева: «Церковный раскол века проходил не только через русскую историю. Он проходил через саму душу русского народа, его сознание, способное довести всякую идею до предела, до крайности».
13 мая 1667 г., в несчастливое по народным поверьям число собор святителей России и православного Востока осудил всех не признавших нововведения патриарха Никона.
Преобразование, проведенное решительно и быстро, выявили глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Важное место в ряду этих проблем занимало понимание роли русской церкви во всем православном мире. В этот период окончательно утвердилось представление об исключительности Русской Православной церкви и Московского государства.
Вопросы классу:
В чём выражалось эта исключительность и особая роль русской церкви и русского государства в середине 17 – ого века?
Скажите, почему церковь и государство в этих представлениях неразрывно связаны.
После ответа учащихся о теории «Третьего Рима» учитель предлагает прочесть материал №1 «Церковь в семнадцатом веке» и ответить на поставленные вопросы.
1. Церковь в веке.
В веке русская православная церковь сосредоточила в своих руках огромные богатства: земли, деньги, ценности. Только в подчинении патриарха находилось 120 тысяч крестьянских дворов, где жили и работали на главу церкви крестьяне.
Богатейшими землевладельцами, имущество которых нельзя было отчуждать и разделять, являлись монастыри. 13% русских крестьян (1млн. 250тыс. человек) принадлежало монастырям.
Алексей Михайлович в 40е годы издает несколько указов, касающихся церкви.
В одном из них говорится: «В монастырях запрещено держать хмельное питьё потому, что усиление пьянства грозит иноческому (монашескому) чину совершенным разрушением».
В другом указе царь настаивает «чтобы священники учили детей своих и приготовляли их на места свои, а не торговали Христовою церковью, не допускали в священство сельских невежд».
В 1630 году монах Капитон призывал правоверных бежать из запятнавших себя церквей.
В этом же году в Заволжье среди приходских монахов возникло движение с призывом к подъёму образовательного уровня духовенства, укреплению дисциплины, а также сделать богослужение более понятным людям, очистить веру от пьянства, разврата, язычества.
Во время богослужения в церкви широко использовалось многоголосие, когда несколько священников одновременно пели, читали разные части одного текста, а прихожане не в силах ничего разобрать часто вели мирские беседы.
В Пскове «аллилуйе» (славлю Бога) священники произносили во время молитвы трижды, а в Москве дважды.
Крестный ход и венчания проводили в Москве не по солнечному кругу, а в Новгороде «посолонь» - по солнечному.
В Византии (родине православия) было принято троеперстие, а на Руси двуперстие.
Даже священники не могли решить вопрос кого можно считать «истинно крещёным» - того, кто был «обливан» (т.е. окроплен святой водой) или того, кто был полностью погружен в неё.
В разных уездах России одни и те же молитвы читались по – разному, из – за разночтения в церковных книгах.
Вопросы:
Могла ли Русская Православная церковь выполнить возложенную на неё, как считали, провидением Божьим, великую миссию «Третьего Рима»? Своё мнение аргументируйте.
Какие шаги необходимо было предпринять, чтобы Московская церковь стала центром православия?
После ответа на вопросы учащиеся приходят к выводу, что церковь нуждалась в преобразованиях, усилении влияния в обществе. Начинать выполнять эти задачи необходимо было с приведения в единообразие церковных обрядов и богослужения.
Данное задание демонстрирует успешное выполнение учащимися проблемного задания первого уровня.
Проведение церковной реформы берет на себя патриарх Никон.
Сообщение о патриархе Никоне (3 мин).
Перед Никоном возникает достаточно сложная проблема - по - какому образцу: «благочестивой русской старины» или греческому (поздневизантийскому) проводить единообразие церковных обрядов и богослужения?
Вопрос классу:
Как вы считаете, какой вариант был избран патриархом и почему?
Обсуждение данного вопроса выводит класс на второй проблемный уровень, т.к. учащимся из множества достаточно сложных вариантов «за и против» приходится выбирать правильное, серьёзно аргументированное решение. Учащиеся приходят к выводу, что «огречивание» русского церковного чина побеждает и имеет особый смысл т.к. приближает объединение разных православных народов (греков, болгар, сербов, украинцев, белорусов) под властью русской церкви, русского царя.
1652 году патриарх Никон своими указами начинает проведение церковной реформы. Учащимся предлагается работа с материалами №2:
2. Реформы патриарха Никона (1652-1654 гг).
До реформы
После реформы
1.Догматы
2. Таинства
3.Язык богослужения.
4.Отношения со светскими властями
5.Церковные обряды
Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.
Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха как все люди.
Испытание души умершего после смерти.
Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.
Церковнославянский
«Симфония» православной церкви с государством («священства и царства»).
Земные поклоны
Двуперстное крещение
Двукратное «аллилуйе» в молитвах
Хождение священников во время венчания и крёстного хода «посолонь»
Имя Христа пишется «Исус»
Шестиконечный или восьмиконечный крест
Служба ведётся на семи просфорах
Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.
Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха как все люди.
Испытание души умершего после смерти.
Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.
Церковнославянский
«Священство» выше «царства» - особое возвышение патриаршества.
Поясные поклоны
Троеперстное крещение
Троекратное «аллилуйе»в молитвах.
Хождение священников во время венчания и крёстного хода против солнечного круга.
Имя Христа пишется «Иисус»
Четырёхконечный (латинский) крест.
Служба ведется на пяти просфорах.
Иконы необходимо писать по греческим образцам, «неправильные» иконы приказано уничтожить.
Началось спешное переписывание церковных книг под руководством киевских и греческих монахов.
Вопросы:
Какие стороны христианской религии затрагивали реформы Никона?
Почему реформы вызвали неприятие у православных верующих?
Учащиеся приходят к выводу, что изменение обрядовой стороны вызывает серьёзное неприятие в русском обществе в силу того, что обрядовая стороны и учение за русского человека одно и то же, и что, как считал В.Соловьёв: «Меняя обрядовую сторону, Никон затронул саму душу русского человека»В этот достаточно напряженный момент возникает конфликт между патриархом и царем по вопросу «что выше священство или царство».
Далее, следует рассказ учителя о конфликте между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем, закончившийся лишением сана и ссылкой патриарха.
Заключительная часть урока посвящена рассказу о Церковном соборе 1666 – 1667 гг., положившем начало расколу после проклятия противников реформ. Речь идет о преследовании и наказании противников нововведений. Учащиеся знакомятся с деятельностью протопопа Аввакума (сообщение 3 мин).
На данном этапе урока учащиеся самостоятельно формулируют и решают проблемное задание третьего уровня и оценивают:
- какие цели ставили перед собой авторы реформы;
- каких результатов достигли;
- в чем причина противоречивостей целей и результатов реформ;
- к каким последствия в истории России они могли привести.
В ходе урока выстраивается логическая схема:
.
Домашнее задание:
§ 33, вопросы, задания, документы к параграфу.
Дополнительное задание:
Почему староверов часто называют «кержаками»?
Подготовьте сообщение по староверческом поселении Стародуб (Новгород – Северская земля)