Конструкт урока обучения чтению на тему «Звуки [м] — [м’], буква М, м (эм), чтение с изученной буквой. Москва – столица нашей Родины»


Осинцева М. Ю.
(ГО Богданович, Свердловской обл., МКОУ «Каменноозерская ООШ»)Урок обучение грамоте (чтение)
Тема: «Звуки [м] - [м’], буква М, м (эм), чтение с изученной буквой.
Москва – столица нашей Родины»
Класс: 1 Тип урока: ОНЗ
УМК «Школа России». Авторы учебника: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин
Основные цели
Формирование умения выделять в речи звуки [м] - [м’], отличать их друг от друга, давать этим звукам осознанную характеристику, обозначать их буквой М (эм), читать слоги всех типов. Овладение способом плавного слогового и беглого орфоэпически правильного чтения слов и текстов со всеми изученными буквами.
Формирование чувства любви и гордости за свою Родину.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Формирование готовности слушать и вести диалог.
Планируемые результаты
Личностные:
Формирование основ российской и гражданской идентичности;
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять задачу учебной деятельности, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда;
Использование знаково-символических средств представления информации;
Овладение навыками смыслового чтения текстов;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по заданным признакам;
Умение строить простые рассуждения об объекте;
Проявление учебной инициативы в учебном сотрудничестве;
Предметные:
Овладение первоначальными знаниями о звуках [м] - [м’] и их характеристиках, о букве М (эм);
Овладение способом плавного слогового чтения слов и текстов со всеми изученными буквами;
Расширение знаний учащихся о столице России – Москве;
Демонстрационный материал:
Индивидуальные карточки – схемы гласных и согласных звуков, слияний.
Схемы слов «Маша», «медведь», «Москва».
Демонстрационные карточки с буквой М, м, М, м.
Касса букв, картинная азбука
Разрезные слоги
Лента букв
Виды Москвы, Красной площади, Собора Василия Блаженного, здания общественного Исторического музея - через интерактивную доску.
План урока:
1 этап: Самопроявление к деятельности (1-2 мин)
2 этап: Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)
3 этап: Постановка учебной задачи (4-5мин)
4 этап: «Открытие» детьми нового знания (7-8мин)
5 этап: Первичное закрепление (4-5мин)
6 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5мин)
7 этап: Включение в систему знаний и повторение (7-8мин)
8 этап: Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)
Ход урока
1. Самопроявление к деятельности
-Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одну новую букву.
Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и мотивация
- Какие гласные буквы мы уже изучили? (а, о, у, ы, и, е)
- Какая из них особая? Почему? (е)
- Какие из них показывают на мягкость предыдущего согласного? (и, е)
- Какие показывают на твердость предыдущего согласного? (а, о, у, ы)
- Назовите буквы, обозначающие согласные звонкие звуки. Почему эти звуки называются звонкими? (н, л, р, в- эти буквы, обозначают звуки, состоящие из голоса и шума)
- Назовите буквы, обозначающие согласные глухие звуки. Почему эти звуки называются глухими? (п, к, т, с – эти буквы обозначают звуки, которые состоят из одного шума)
Дети отвечают на вопросы, используя ленту букв.
- Ребята, а кто говорил такие слова: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». (Это говорила Маша медведю)
/На доске появляются фигурки геров/
-Эти сказочные герои пришли к нам на урок. Я вам предлагаю разбиться на группы и составить вместе схемы слов «Маша», «медведь».
- Проверьте по эталону правильно - ли вы составили схемы.
/На доске под фигурками героев появляются схемы в цветном варианте./
326961518351500326580518923000213423519621500291115317996400213106018070600405066517653000865505135622008718551583830089535156210009017013970000
Каждая группа получает своего героя и составляет схему слова. Проверяет правильность выполнения по эталону.
-Сколько слогов в слове «медведь»? (два)
-Произнесите слово с удивлением, на какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог)
-Произнесите первый слог, из чего он состоит? (Слог «мед» состоит из слияния [м’э] и звука [д])
-Произнесите слияние [м’э] – из чего оно состоит? (Это слияние состоит из звука [м’] и звука [э])
-Произнесите второй слог, из чего он состоит? (Аналогичный анализ слога)
- Назовите еще раз первый звук в этом слове.( [м’] ) Запомните его, мы к нему еще вернемся.
/Аналогично анализируется слово «Маша»/
Дети анализируют произносимые слова и дают ответ.
- Мы выделили в речи два звука [м] и [м’], определите гласные они или согласные, докажите свой выбор. (Эти звуки согласные, потому что при их произношении воздух встречает преграду из губ)
- Произнесите еще раз эти звуки, из чего они состоят, к какой группе согласных они относятся? (Эти звуки состоят из голоса и шума – значит, они звонкие)
Дети формулируют доказательный ответ, опираясь на ранее
изученный материал.
- чтобы эти звуки хорошенько запомнить поиграем
а) помычите как корова, б) а как кричит коза? в) а когда у человека болит зуб?
-Работаем в парах. Маша и захватила на урок разные предметные картинки,
/На доске появляются картинки: машина, месяц, кормушка, сумка, камень, цифра 7, дом, дым/ -Назовите их и разбейте на две группы: в первую положите те предметы, в названиях которых есть твердый звук [м], а во вторую положите те предметы, в названиях которых есть мягкий звук [м’].
-Смешайте снова карточки. Разбейте их на три группы: 1-ая - звуки [м] и [м’] в начале слова, 2-ая – в середине, 3-я – в конце.
Дети выполняют классификацию по заданному признаку.
/На доске – группа овощей: капуста, тыква, репа, укроп, морковь, мяч/
- Какой предмет лишний и почему? (мяч)
- Откройте тетрадь для печатанья. Напечатайте первые буквы слов – названий.
Дети работают в печатной тетради.
- Кто не выполнил задание?
- Что вы не смогли сделать? (Не смог записать первую букву в слове морковь и мяч)
3. Постановка учебной задачи
-Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем, каким знаком обозначается звук [м] и каким знаком обозначается звук [м’])
- Кто назовет тему сегодняшнего урока. (Звуки [м] и [м’] и буква, которая их обозначает)
Дети формулируют тему урока с помощью учителя.
4. «Открытие» детьми нового знания
- Как же выйти из этого затруднения? (Можно спросить у тех, кто знает. Можно в картинной азбуке найти предмет, название которого начинается на звуки [м] и [м’], и посмотреть какой знак – буква написан рядом.) Дети высказывают различные пути выхода из затруднения.
-Каким способом воспользуемся?
(В картинной азбуке находим нужную информацию, затем на доске появляется демонстрационная карточка)
- Этот знак называется буква М (эм)
- Откройте печатную тетрадь, напечатайте букву М.
- На что похожа буква М?
- Встаньте парами, взявшись за руки. «Взявшись за руки, мы встали и на М похожи стали»
- Давайте отдохнем. Физкультминутка.
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
И кружимся потом.
Мы топаем ногами: топ – топ – топ,
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп,
Мы руки разведем, сядем и читать начнем. (4, с.197)
Дети выполняют упражнение, читают хором стихотворение,
выделяя голосом звуки [м] и [м’]
5. Первичное закрепление
- Вот мы и звуки выделили и букву узнали, можно и почитать с новой буквой. Посмотрите, сколько их вам принес медведь в своем коробке.
/Слияния ма мо му ми ме мы появляются на доске/
Дети читают хором, по порядку,
затем читают вразброс слабые ученики
- А Машенька другое задание приготовила, она букву М после гласных поставила.
/На доске появляются гласные буквы, к каждой букве подставляется буква М: ам ум ым ем им ом/ Что у нас получилось?
Дети отвечают: получились слоги
- Выберите из этих слогов слова. (Ум, ем, ам)
Дети читают хором.
-Прочитайте слова с новой буквой.
/На доске напечатано: мама, мамы, молоко, масло, сумка, метро, мир, Москва, мел, рамка/Дети читают слова жужжащим чтением, затем по цепочке вслух.
-Догадайтесь, к какому слову относится схема. (Москва)
1760855161290001784985172085001398270162560001034415157480002609851689100026416017208500
/На доске схема слова Москва в цветном варианте/
-Почему это слово написано с большой буквы? (Это название столицы нашей Родины)
- Откройте учебник по закладке, что вы видите? (Это Москва)
-Что вы знаете о Москве?
Звучат ответы детей.
-Москва – это главный российский город – наша столица. Здесь живет и работает наше российское правительство и наш президент – Владимир Путин. В учебнике изображена не вся Москва, а только самая красивая часть этого города – Московский Кремль. Кремль – это крепость с толстыми стенами, со смотровыми башнями. Раньше вся Москва помещалась за стенами этой крепости, а сейчас город разросся далеко за пределы Кремля. Внутри Кремля остались памятники архитектуры, церкви, правительственные здания. А перед крепостью выложена красным кирпичом площадь. Она так и называется – Красная Площадь. С одной стороны площади стоит очень красивый собор Василия Блаженного, а с другой – красивое здание Исторического музея.
(Можно прочитать рассказы Е.Осетрова «Всем колоколам царь», «Царь – пушка», задать по ним вопросы).
Я надеюсь, что когда вы вырастите, обязательно побываете в нашей столице и увидите все это своими глазами. (Рассказ сопровождается показом слайдов)
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Найдите текст, напечатанный крупным шрифтом на странице учебника. Прочитаем его. ( «Жужжащее чтение», затем чтение по цепочке)
Работа по тексту;
- Где находится Рома?
- Что дал Роме учитель?
- Какие слова написал Рома на доске? (мама, мир, Москва)
«Жужжащее чтение», затем чтение по цепочке,
Ответы детей на вопросы по тексту.
- Напечатайте эти слова в печатной тетради. Проверьте по учебнику.
- Что обозначает слово «мир»?
Звучат ответы детей: Мир – это не война, мир – это вся земля на которой мы живем, мир – это дружеские отношения, не ссора.
- Прочитайте пословицы о мире на левой странице учебника и объясните их. (Кто сеет мир, пожнет счастье. Мир строит, а война разрушает.)Читает сильный читающий ученик. Затем дети объясняют, как они их понимают.
7. Включение в систему знаний и повторение
- Работаем в парах, откройте следующую страницу, прочитайте друг другу по цепочке текст и вместе его закончите.
Дети читают и заканчивают текст.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
- Какую букву мы сегодня изучали?
- Какие звуки она обозначает?
- Самостоятельно «поселите» эту букву в ленту букв. Объясните свой выбор.
Дети отвечают на вопросы, определяют местоположение буквы М в ленте букв.
- Молодцы! На следующем уроке мы научимся писать эту букву.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.; «Просвещение», 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - М.; «Просвещение», 2011.
Русская азбука: учебник для 1 класса общеобразоават. учреждений. / В.Г. Горецкий - М.; «Просвещение», 2013.
В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. - М.; «Просвещение», 1998.
Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс: к учебнику В.Г. Горецкого «Русская азбука». – М.: «Экзамен», 2011