СтатьяФормирование коммуникативной компетенции путем создания речевых ситуаций на уроке немецкого языка.


Рябова Ольга Николаевна,
учитель ВКК
МБОУ «Гимназия №123»
Г. Барнаул
Алтайский край
Формирование коммуникативной компетенции путем создания речевых ситуаций на уроке немецкого языка.
Немецкий язык является таким учебным предметом, который вызывает неоднозначное отношение к себе: с одной стороны все понимают, что в современном мире без знания иностранного языка не обойтись, но далеко не всегда этот язык должен быть немецким, поскольку результат изучения зачастую оставляет желать лучшего. Практика показывает, что из всех умений, предусмотренных программой, хуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью. Недостаток усвоения разговорной речи особенно ощущается в старшем звене, когда от учащихся требуется не только задавать вопросы и уметь на них отвечать, но и умение вести беседу. А естественная беседа, как правило, включает в себя не только вопросы, но и предложения, стимулирующие к выполнению действий, выражающие согласие или несогласие, поясняющие причину отказа и т. д. В условиях отсутствия языковой среды достаточно трудно сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию. Создание на уроках ситуаций речевого общения способствует этому и отвечает глобальной цели овладения иностранным языком - приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем приобретения внутренней готовности и способности к речевому общению.
   Как же сформировать эту внутреннюю готовность, когда часть детей боится вступать в беседу, учитывая сложность грамматики немецкого языка , опасаясь сделать большое количество ошибок в спонтанной речи. В данном случае совершенно очевидно, что недостаточно научить детей читать, отвечать на готовые вопросы к конкретному тексту, реферировать тексты или составлять рассказы, вложить в их память какое-то количество лексики. Становится понятно, что приготовить детей к неподготовленной, естественной речи можно путем создания ситуаций речевого общения.   
   Одним из возможных путей формирования подлинных речевых навыков является использование учителем учебно-речевых ситуаций общения в рамках урока.
   На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуацией молчания или формального участия (боязнь получить плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.
  На первом этапе необходимо, чтобы учащиеся овладели языковыми единицами - клише для эффективного участия в обсуждениях, дискуссиях и дебатах на уроке немецкого языка. Это можно реализовать с помощью клише следующего характера- вопросов о личном мнении учащегося: Glaubst du/glaubt ihr, (dass) ...? Was hältst du/haltet ihr von ...? Was denkst du/denkt ihr über ...? Wie findest du/findet ihr ...? Was meinst du/meint ihr denn dazu?; реплик- выражения своего твердого убеждения: Es ist doch (ganz) klar, (dass) ..., Ich bin (ganz) sicher, (dass) ...,Ich bin fest davon überzeugt, (dass) ...;выражения неуверенности : Ich bin mir nicht sicher, (ob) ..., Ich weiß nicht, (ob) ..., Das ist schwer zu sagen.,Was soll ich dazu sagen?Keine Ahnung.; реплик- выражения собственного мнения : Ich glaube/finde, (dass) ...Ich denke/meine, (dass) ...Ich halte das (nicht) für ...Meiner Meinung nach ...; клише для выражения крайнего несогласия:(Nein), das finde/glaube ich nicht.(Ich glaube), das siehst du/sehen Sie falsch.Das ist (aber/doch) nicht richtig.Das stimmt (aber/doch) nicht!Das ist doch Unsinn!(Ganz) im Gegenteil: ..., или вежливого несогласия : Wirklich? Bist du da (wirklich) sicher? Vielleicht (hast du/haben Sie Recht), aber ... Kann sein, aber .. Das kann man so und so betrachten. Das kommt (ganz) darauf an; выражения согласия: (Ja), das finde/glaube ich auch. (Ja), das sehe ich auch so. Da hast du/haben Sie Recht. Das stimmt. Genau. Ich bin damit auch einverstanden. Ich stimme zu.
 Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования, ролевых игр, создания проблемной ситуации . Например, на начальном этапе изучения немецкого языка как второго можно поиграть в театр, выступить в разных ролях и через эту игру научиться рассказывать о себе, своих друзьях, питомцах. Изучая лексику о семье,  учащиеся могут принести фотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания: - N…, покажи нам фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать интересующие вопросы. Обращаясь к теме «Семья» на среднем этапе можно составить семейный фотоальбом, нарисовать семейное древо, написать письма сверстникам из Германии и оформить поздравительные открытки своим родственникам. Темы «Хобби »- одна из самых благоприятных тем для создания естественной речевой ситуации, когда учащиеся могут спросить о любимых занятиях одноклассника и рассказать о своих увлечениях и увлечениях близких .   При обсуждении темы «Поход в кино» есть также неплохая возможность научить детей говорить договариваться о том, когда они пойдут, во сколько, кто за кем зайдет и какой фильм будет демонстрироваться. На среднем этапе обучения при изучении разных тем, у учителя есть широкая возможность использовать учебные речевые ситуации для формирования речевых умений и навыков, опираясь на жизненный опыт учащихся, давая новые знания, сопоставляя культуру своей страны с культурой страны изучаемого языка. Учащиеся с удовольствием работают над проектами , создают рекламы, готовят презентации - презентации и т. д. Здесь очень эффективна парная работа, групповая. Выбор формы работы и типа задания зависит от уровня подготовленности отдельных учащихся, их психологического состояния на момент работы и т. д. Учитель должен уметь варьировать. На среднем, и особенно на старшем этапах обучения, эффективен метод проектов, который очень хорошо показывает уровень сформированности речевой  компетенции. Проект предполагает самостоятельную работу учащихся, умение презентовать свой продукт, защитить его (выбор темы, ситуации принадлежит ученику, учитель – помощник - координатор).
   В старшем звене и парная, и групповая, и индивидуальная работа остается актуальной: меняются темы, ситуации с учетом возрастных особенностей «Искусство театра и кино», «Музыка в моей жизни», «СМИ», и др). Таким образом, речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, в которых учащиеся определенного возраста много и охотно говорят то, что требует от них соответствующая возрасту программа обучения иностранному языку. Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере при условии правильного распределения ролей.
   Речевая ситуация должна по возможности быть адекватной реальной ситуации общения; предельно ясной учащимся; воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызывать у школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнить. Предлагая ситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку учащихся.   Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц, грамматических структур.
Не менее важной стороной урока при использовании коммуникативных ситуаций является психологический компонент. Часто именно этот аспект является ведущим, и эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Оптимальный результат будет достигнут только в том случае, если учтены взаимоотношения между учащимися в классе, между учителем и учащимися, а также объективные условия, в которых проходит урок. Важным условием создания благоприятной атмосферы общения, управления деятельностью учащихся является учет их индивидуально-психологических особенностей. При организации речевых ситуаций необходимо учитывать не только уровень знаний, особенности темперамента и характера, но и такие свойства личности как инициативность в общении, авторитет среди одноклассников.
В заключение хочется подчеркнуть, что создание речевых ситуаций на уроках является эффективным приемом формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке, что, в свою очередь, является основной целью обучения иностранному языку.