Рабочая программа для учащихся 1в класса (с множественными нарушениями в развитии)
государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильская школа – интернат», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено
Согласовано
Утверждено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
__________/Т.Я. Зубрилова /
Протокол № ____
от «__» _________ 2016 г.
Заместитель директора
по УР
__________/С.Н. Кузьмина/ «__» _____________ 2016г.
Директор
___________/О.Ю. Леонова /
Приказ №____
от «__»__________2016 г.
Программа коррекционной работы
по Формированию речевого слуха и произносительной стороны речи
для учащихся 1 «В» класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель программы
Никулина Г.А. –
учитель высшей категории
г. Нижний Тагил
2016г.
Содержание
I Пояснительная записка
II Содержание программы
III Приложение:
1. Фразы обиходно – разговорного характера
2.Фразы с общеобразовательных уроков
3.Контрольные фразы за 1 полугодие
4.Контрольные фразы за 2 полугодие
5.Тексты
6.Развивающие упражнения
IV Программно – методическое обеспечение
Пояснительная записка
Все частные проблемы развития неслышащего ребёнка сходятся в проблеме речи. В становлении и развитии речи роль слуха решающая. На индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи проводится работа по развитию речевого слуха и формированию навыка чтения с лица. Эти занятия способствуют реализации имеющихся у детей резервов слуха, развитию фонематического слуха; позволяют формировать способность понимать обращённую речь, готовят их к общению с окружающими. От работы по развитию нарушенной слуховой функции во многом зависит динамика личностного развития глухого ребенка, его адаптивные возможности в процессе социализации. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся, развитие его жизненной компетенции. Специальные условия обучения и воспитания включают пользование с учётом медицинских показаний звукоусиливающей аппаратурой.
Курс «Индивидуальная работа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной» входит в число дисциплин, включённых в учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат». Рабочая программа составлена по развитию речевого слуха, а по формированию произносительной стороны устной речи план составляется индивидуально на каждого ребёнка с учётом их произносительных возможностей.
Ценностным ориентиром данного курса является:
- приобретение начального опыта использования устной речи как средства;
-формирование познавательных интересов;
-улучшение произносительной стороны речи;
Целью курса является создание базы для развития речевого слуха у неслышащих обучающихся с умственной отсталостью, определение слухового резерва, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Задачи
1.Формирование умений пользования слуховыми аппаратами;
2.Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, её произносительной стороны (с учётом возможностей обучающихся).
3.Формирование и коррекция произносительной стороны речи;
3Обучение использованию сформированных умений в повседневной коммуникации..
Индивидуальные занятия по нарушенной слуховой функции и формированию произносительной стороны речи входят в коррекционный раздел учебного плана ГКОУ СО «Нижнетагильская СКОШИ». Рабочая программа составлена по развитию нарушенной слуховой функции, а по формированию произносительной стороны речи план составляется индивидуально на каждого ученика и представлен в фонетическом дневнике.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства науки и образования РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида, 2003г.
Образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»»;
В ходе освоения содержания курса «Развития нарушенной слуховой функции» обеспечиваются условия для достижения обучающими следующих личностных, и предметных результатов.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-первоначальные сведения о безопасном поведении в повседневной жизни;
-доброжелательное отношение к учителю и товарищам;
-учебно-познавательный интерес к предмету;
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
- выполнять поручения в соответствии с содержанием предмета;
- воспринимать на слух и слухо – зрительно речевой материал обиходно – разговорного характера и с общеобразовательных предметов.
Рабочая программа адресована обучающимся 1 « В» класса данного образовательного учреждения. В классе 3 человека. Учащиеся имеют комплексные нарушения в развитии и разную потерю слуха: двусторонняя сенсоневральная тугоухость III-IV степени. Также учащиеся данного класса имеют сопутствующие диагнозы: РЦОН, РЦН.
По структуре основного дефекта обучение в данном классе ведется по специальной индивидуальной программе развития, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Формы и методы изучения курса разнообразны, их применение зависит от психологических особенностей конкретного ученика. Это игровые методы, использование жизненного опыта ребёнка, практическая деятельность, создание ситуаций для ведения диалогов, создание ситуации успеха.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1.Речевой материал, связанный с организацией занятий.
2.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.
3.Тексты.
4.Упражнения на развитие психических процессов.
Учебная деятельность организуется в форме индивидуальных занятий с каждым обучающимся 3 часа в неделю.
Объём и сроки изучения курса по Формированию речевого слуха указаны в таблице «Содержание программы», а план по развитию произносительной стороны устной речи составляется индивидуально на каждого обучающегося. Он представлен в фонетических дневниках.
Входной контроль проводится в начале года в форме обследования.
Итоговый контроль проводится за полугодие и за год с помощью контрольных фраз и выражается в процентном отношении.
Курс «Развитие нарушенной слуховой функции и формирование произносительной стороны речи» изучается в течение учебного года
Содержание программы
№ п/п
Тема
Дата
Планируемые результаты
Коррекционная направленность
Личностные
Предметные
1 триместр 2 период
1
«Прошло лето»
10.10 – 14.10
Воспитание культуры
поведения во время занятий
I № 1,2,3,
II № 1, 2, 3
Развитие внимания «Что пропало?»
2
«Фрукты
17.10 – 21.10
Развитие навыков сотрудничества с учителем
I № 4,5,6
II № 4, 5,6
Развитие тактильного восприятия «Что в мешочке?»
3
«Овощи»
24.10 – 28.10
Формирование понятий о пользе овощей
I № 6,7,8
II № 7,8,9
Развитие внимания «Узнай по контуру»
4
«Класс»
31.10 – 04.11
Развитие мотивов учебной деятельности
I № 9,10,11,
II № 10,11,12
Развитие внимания «Какого числа не хватает?»
5
«Наши игрушки»
07.11 – 11.11
Привитие мотивации к работе на результат
I № 12,13,14II № 13,14,15
Развитие мышления «Выбери правильный ответ»
2 триместр 3 период
6
«Столовая»
21.11 – 25.11
Формирование бережного отношения к своему здоровью
I № 15,16,17
II № 16,17,18
Развитие памяти «Что изменилось?»
7
«Дети лепят»
28.11 – 02.12
Привитие бережного отношения и правильного использования ЗУА
I № 18,19,20
II № 19,20,21
Развитие мышления «Верно – неверно»
8
«Зимой»
05.12 – 09.12
Формирование навыков самоорганизации
I № 21,22,23
II № 22,23,24
Развитие мышления «Дорисуй картинку»
9
«Каникулы»
12.12 – 16.12
Формирование уважительного отношения к учителю
I № 24,25,26
II № 25,26,27
Развитие памяти «Повтори – не ошибись»
10
«День рождения»
19.12 – 23.12
Формирование эстетических чувств и потребностей
I № 27,28,29
II №29,30,31
Развитие внимания «Что изменилось?»
11
«На ёлке»
26.12 – 29.12
Развитие навыков сотрудничества с учителем
I № 30,31,32
II № 32,33,34
Развитие памяти «Отгадай загадку»
2 триместр 4 период
12
«Снежная баба»
09.01 – 13.01
Формирование мотивации к речевой деятельности
I № 33,34,35
II № 35,36,37
Развитие памяти «Дорисуй и подпиши»
13
«Кормушка»
16.01– 20.01
Формирование установки работы на результат
I № 36,37,38
II №38,39,40
Развитие внимания «Что я не назвала?»
14
Текст – диалог «Выходной»
23.01 – 27.01
Формирование бережного отношения к учебным вещам
I № 39,40,41
II № 41,42,43
Развитие памяти «Определи на вкус»
15
«Зимние забавы»
30.01 – 03.02
Развитие личной ответственности за свои действия
I № 42,43,44
II № 45,46,47
Развитие внимания «Выбери зимние виды спорта»
16
«Дежурные»
06.02 – 10.02
Воспитание ценностного отношения к учебе
I № 45,46,47
II № 48,49,50
Развитие памяти «Закончи предложение»
17
«Дома»
13..02 -17.02
Воспитание дисциплинированной последовательности в выполнении заданий
I № 48,49,5
II № 51,7,38
Развитие внимания «Зачеркни лишние слова»
3 триместр 5 период
18
«Профессии»
27.02 –03.03
Формирование учебно-познавательного интереса к занятиям
I № 50,35,8
II № 52,9,43
Развитие внимания «Что изменилось?»
19
«8 Марта»
06.03 – 10.03
Формирование культуры поведения на занятии
I № 51,7,50
II №53,28,9
Развитие мышления «Покажи электроприборы»
20
«Весна»
13.03 – 17.03
Формирование установки работы на результат
I № 52,35,4
II № 54,39,2
Развитие памяти «Повтори – не ошибись»
21
Текст – диалог «Знакомство»
20.03 – 24.03
Развитие навыков сотрудничества с учителем
I №53,24,29
II № 55,7,46
Развитие мышление «Что не верно?»
22
«Обувь»
27.03 – 31.03
Развитие мотивов учебной деятельности
I № 54,28,8
II № 56,43,9
Развитие памяти «Найди ошибку»
23
«Весна»
03.04 – 07.04
Привитие правильного использования ЗУА
I № 55,15,32
II №57,38,4
Развитие памяти «Запомни слова парами»
3 триместр 6 период
24
«Скворечник»
17.04 – 21.04
Формирование навыков самоорганизации
I № 7,8,18
II № 58,43,24
Развитие мышления «Отгадай загадку»
25
«Скоро лето»
24.04 – 28.04
Формирование культуры поведения на занятии
I № 9,10,11,47
II № 59,60,51
Развитие памяти «Допиши слово»
26
Повторение
03.05 – 12.05
Привитие мотивации к работе на результат
Обследование обучающихся
15.05 -199.05
I Фразы разговорно-обиходного характера
1.Здравствуй.
2.Как ты слышишь?
3.Как тебя зовут?
4.Как твоя фамилия?
5.Сколько тебе лет?
6.Мне семь лет.
7.Какое сейчас время года?
8.Время года осень.
9.Сегодня холодно.
10.Идёт дождь.
11.Какая сегодня погода?
12.Сегодня холодная (тёплая) погода.
13.Как зовут маму?
14.Маму зовут .
16.Как зовут папу?
17.Папу зовут .
18.Что ты делал дома?
19.Аппарат работает?
20.Я слышу хорошо.
21.Я слышу плохо.
22.Какой сейчас урок?
23.Урок – слуховая работа.
24. У тебя болит голова?
25.Не болит голова.
26.Ты пойдешь к врачу?
27.Я не пойду к врачу.
28.У меня болят уши.
29.Уменя болит горло.
30.Какое сейчас время года?
31.Время года – зима.
32.Идёт снег?
33.Какой сейчас месяц?
34.Кто сегодня дежурный?
35.Сегодня дежурный – Вова.
36.Какая сегодня погода?
37.У тебя есть брат (сестра)?
38.У тебя есть бабушка (дедушка)?
39.В каком классе ты учишься?
40.Где работает мама (папа)?
41.Кого нет сегодня в классе?
42.Встань.
43.Я встал.
44.Сядь.
45.Я сел.
46.Когда у тебя день рождения?
47.Сколько лет тебе будет?
48.В каком классе ты учишься?
49.Я учусь в первом классе.
50.Кто в классе учится хорошо?
51.Дует ветер.
52.Светит солнце.
53.Скоро будет лето.
54.Ребята будут отдыхать.
55. В какой класс ты перешел?
II Фразы с общеобразовательных уроков
1.Дай карандаш.
2.Покажи тетрадь.
3.Возьми ручку.
4.Возьми ещё 2 ручки.
5.Сколько ручек?
6.Покажи нос, уши, руки, ноги.
7.Возьми маленькую белку.
8.Покажи большую белку..
9.Открой тетрадь..
10.Закрой книгу..
11.Повтори: бумага, мяч, собака, корова.
12.Ребята катаются на лыжах.
13.Ребята катаются на санках. 14.Возьми полотенце.
15.Покажи линейку.
16.Таня плачет.
17.У Вовы болит зуб.
18.Ребята играют в снежки.
19.Покажи треугольник.
20.Напиши буквы: М,Н,С,Л.
21.Мальчик читает.
22.Девочка пишет.
23.Дай лошадь, корову, собаку.
24.Дети играют в снежки.
25.Шесть плюс один будет семь.
26.Снег тает, когда тепло.
27.Поставь стакан на окно.
28. В тарелке лежало 8 яблок.
29.Мама взяла одно яблоко.. 30.Сколько яблок осталось на тарелке?
31.Ваня умывается.
32.Поставь 8 грибов.
33.Возьми 2 гриба.
34.Сколько грибов осталось?
35.Повтори: шкаф, стул, стол – это мебель.
36.Сейчас урок (перемена)
37.Ты любишь смотреть мультфильмы?
38.Сколько пальцев?
39.Пять пальцев.
40.У тебя есть пенал?
41.Оля рисует.
42.Дедушка читает книгу.
43.Бабушка вяжет.
44.Птицы летят.
45.Мальчик делает зарядку.
46.Считай от пяти до десяти.
47.Пять плюс три будет восемь.
48.Катя поливает цветы.
49.Посчитай сколько яблок?
50.Убери книгу в шкаф.
51.Покажи стакан, чайник, чашку, тарелку.
52.Женя чистит зубы.
53.Шесть минус два будет четыре.
54.Реши пример.
55.Алёша вытирает доску.
56.Напиши: мама, папа, собака, кошка.
57.Подними правую руку.
58.Покажи наушники, микрофон.
59.Возьми квадрат, круг.
60.Считай дальше: один, два, три, четыре
Контрольные фразы за 1,2,3 периоды
1.Как тебя зовут?
2.Сколько тебе лет?
3.Как зовут маму?
4.Сегодня холодно.
5.Сейчас зима.
6.Таня плачет.
7.Девочка пишет.
8.Возьми полотенце.
9.Повтори: бумага, мяч.
10.Мальчик читает.
Контрольные фразы за 4,5, 6 периоды
1.Ваня умывается.
2.Дедушка читает книгу.
3.Сейчас урок
4.Бабушка вяжет.
5.Пять плюс три будет восемь.
6.Катя поливает цветы.
7.Птицы летят.
8.Это стакан, чашка.
9.У Вовы болит зуб.
10.Покажи линейку.
Тексты
1. «Прошло лето»
Прошло лето.
Наступила осень.
Дует холодный ветер. Падают листья. Идут дожди.
2 .«Фрукты»
Кукла ест вишни.
Зайка ест яблоко.
Мишка ест грушу.
Вишня красная.
Яблоко большое.
Груша сладкая.
3. «Овощи» Это огород.
На огороде растут овощи.
Таня собирает помидоры
. Вова собирает огурцы.
4.«Класс» Вот класс.
Тут доска.
Это парта.
Это стол, стул
. В классе есть шкафы.
5. «Наши игрушки» Дети играют.
У Толи кубики.
У Лены мяч.
У Тани кукла.
6.«Столовая
Это столовая.
В столовой стоят столы и стулья.
На столе лежат ложки и вилки.
На столе стоят тарелки.
7.«Дети лепят»
Оля слепила куклу
. Кукла большая, красивая.
Вот у куклы голова.
Вот у куклы руки.
Вот у куклы ноги.
8.«Зимой»
Дети гуляют на улице
. Девочки катаются на санках.
Девочка и мальчик катаются на лыжах.
Маленькая девочка упала.
9.«Каникулы»
Лена дома.
У Лены каникулы.
Лена гуляет
. Девочки катаются на санках
. Вечером Лена смотрит телевизор.
10.День рождения» У Марины день рождения. Марине 7 лет. Ребята подарили Марине куклу. Дети пили чай, играли. Было очень весело.
11.На ёлке»
Стоит красивая ёлка
. На ёлке висит много игрушек.
На ёлку пришёл Дед Мороз.
Он принёс ребятам подарки.
Ребята пляшут.
12.«Снежная баба» Зимой на улице много снега. Ребята пошли гулять. Они лепят снежную бабу. Снежная баба большая. На голове у бабы ведро.
13.«Кормушка»
На улице мороз.
Птицам холодно.
Птички хотят кушать.
Ребята насыпали корм
. Птички клюют корм.
14.Текст – диалог «Выходной»
- Сегодня уже суббота!
- А завтра воскресенье!
- Ура! Завтра мы будем отдыхать!
- Я буду много гулять! А ты?
- А я буду читать и тоже гулять.
15.«Зимние забавы» Зима.
Мальчики играют в снежки.
Маша катается с горки на санках.
Вова катается на лыжах.
Катя катается на коньках.
16.«Дежурные»
Лена и Толя дежурные.
Они убирают класс.
Лена вытирает доску.
Толя поливает цветы.
17.«Дома»
Папа пошёл на работу.
Дома остались мама.
Серёжа и Света.
Серёжа подметает пол.
Мама готовит обед.
Света помогает маме.
18.«Профессии»
У Тани мама врач. Она работает в больнице. У Алеши мама продавец. Она работает в магазине. 19.«8 Марта»
Я люблю свою маму.
Скоро праздник 8 Марта.
Я сделаю аппликацию «Цветы»
. Я подарю маме цветы.
20.«Весна»
Наступила весна. Ярко светит солнышко. На улице тепло. Снег тает. Текут ручейки. Ребята пускают лодочки. Прилетели грачи и скворцы.
21.Текст – диалог «Знакомство»
- Тебя как зовут?
- Рома.
- А меня Света. Тебе сколько лет?
- Восемь.
- Мне тоже восемь лет.
- Ты в каком классе учишься?
- В первом.
- А ты?
- Я тоже учусь в первом классе.
- Давай играть.
- Давай.
22.«Обувь»
Это магазин
. В магазине покупают обувь.
Папа покупает ботинки.
Мама покупает сапоги.
Бабушка покупает тапочки.
23.«Весна»
Наступила весна.
Светит солнце.
На деревьях распустились зелёные листья.
Появилась зелёная травка.
24.Скворечник»
Мальчики сделали скворечник.
Они повесили скворечник на дерево.
Прилетели птицы.
Они будут жить в скворечнике.
25.«Скоро лето» Скоро наступит лето. Начнутся летние каникулы. Летом ребята отдыхают Они ходят в лес. Там дети собирают ягоды и грибы. На реке ребята купаются и загорают.
Упражнения на развитие психических процессов
1.Что пропало?
2.Что в мешочке?
3.Узнай по контуру.
4.Какого числа не хватает?
5.Выбери правильный ответ.
6.Что изменилось?
7.Верно – неверно.
8.Дорисуй картинку.
9.Повтори – не ошибись.
10.Что изменилось?
11.Отгадай загадку.
12.Дорисуй и подпиши.
13.Что я не назвала?
14.Определи на вкус.
15.Выбери зимние виды спорта.
16.Закончи предложение.
17.Зачеркни лишние слова.
18.Назови круглые предметы.
19.Назови электроприборы.
20.Повтори – не ошибись..
21.Что неверно?
22.Найди ошибку.
23.Запомни слова парами.
24.Отгадай загадку.
25.Допиши слово.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическая литература
Дидактический материал
Наглядные пособия
Технические средства
Л.П.Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
Ф.Ф. Рау , Н.Ф.Слезина. Методика обучения произношению в школе глухих
Ф.Ф.Рау, Н.Ф. Слезина. 2класс
Компьютерная программа «Учимся говорить»
Разрезные тексты по развитию нарушенной слуховой функции
Упражнения на развитие психических процессов
Игрушки.
Картинки.
Индивидуальные слуховые аппараты
Звукоусиливающая аппаратура «Унитон»
Компьютер
Специальные средства:
Зонды
Шпатель
Обеззараживающее средство
15