Т?рбие са?аты балалар?а ?аза?ты? ?лтты? ойындарын таныстыру, ?з еліні? салт — д?ст?рін ??рметтеу ма?сатында жасалды


«В мире прекрасных игр»
Обучающая цель: познакомить с различными видами казахских народных игр; формировать у детей представления и понятия, относящиеся к пониманию различных видов казахских игр; углубить знания обычаев и традиции казахского народа.
Коррекционно – развивающая: способствовать развитию воображения, памяти, мышления, внимания, обогащению речи у детей; развивать быстроту, ловкость, координацию движении, силу и выносливость, слуховые и двигательные реакции, метательные движения и меткость, настойчивость, сосредоточенность, волю, глазомер; расширять кругозор; способствовать развитию знаний казахского языка. Воспитательная цель: способствовать духовному обогащению детей; формировать у них уважительное отношение к национальной культуре, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств; способствовать осознанию себя гражданином Республики Казахстан; повышать интерес к казахским народным играм.
Ход занятия
I. Организационный момент.
(Разделить детей на две команды. Проверить готовность детей к состязаниям, настроить их на занятие)II. Вступление к занятию. Краткая беседа о жизни и быте казахского народа.
Нет в мире детей, которые бы не любили играть. Многие игры знакомы всем детям во многих странах мира. Но есть у каждого народа свои народные игры. В играх народа отображается образ его жизни, быта, труда и развлечений. Наибольшее количество игр связано с любимым животным. Каким? С конем. Дети с раннего возраста понимали, что конь, лошадь – это кормилец, транспортное средство. Кочевой образ жизни требовал умения и навыков верховой езды. Поэтому настоящий джигит должен уметь управлять конем. Маленького ребенка возили верхом по аулам и пастбищам, приучали самостоятельно сидеть в седле, а когда исполнялось 3 года сажали на лошадь, совершая специальные обряды. В 5 лет он должен был уметь самостоятельно, без помощи взрослых взбираться на седло лошади, в 7 -8 лет его допускали к участию в скачках. В14 -15 лет это был уже зрелый наездник, который имел право участвовать в состязаниях. И вот уже после участия в спортивных или песенных состязаниях его называли настоящим джигитом. И девушки не уступали юношам и тоже были отличными наездницами. Как видите, дети, не просто было заслужить звания настоящего джигита. Чем же мы будем заниматься сегодня? Наша цель посвятить мальчиков в джигиты.
III. Командные состязания.
Состязаются две команды по 5 детей в каждой.
1.Казахи всегда уважали и любили сильных и справедливых батыров, которые могли встать без промедления на защиту своего народа. Вспомните наших ребят, которые защищали честь нашей страны на Олимпийских играх в Сиднее, в Пекине и победили, вернувшись оттуда с золотыми и серебряными медалями. Благодаря каким качествам они выиграли эти бои? – Они были сильными. Раз уж сила - это обязательное качество у казахов, мы и проведем первое состязание, чтобы определить сильнейших.
1. Состязание капитанов. Какой капитан сильнее?
Игра «Итеріспек» (Вытолкни из круга)
Очерчивается круг. Соперники выталкивают друг друга из круга, прыгая на одной ноге. Касание земли второй ногой засчитывается как падение. Выигрывает тот, кто вытолкнет соперника из круга или заставит встать на обе ноги.
2. Игра «Бәйге» (Байга).
Соревнуется две пары. Каждая пара изображает коня и ездока. Участники держаться руками. Играющий коня отводит руки назад, а ездок берет их своими руками сзади. В таком положении необходимо добежать до финиша. Прибежавшая пара первой- побеждает.
3. Не менее интересным было состязание по сбору монет. Оно называлось «Теңге алу» (Собери монет).
Игра «Теңге алу» (Собери монет).
На противоположных сторонах площадки намечаются линии старта и финиша. По площадке разбрасывается большое количество монет. Дети выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу руководителя «джигиты»
начинают скачки на одной ноге (придерживают ее рукой) передвигаются по направлению к линии финиша. Во время скачек «джигиты», не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает та команда, которая набрала большее количество монет. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга, поднимая монету нельзя стоять на месте.
4. Игра «Кім күшті». (Кто сильнее).
Два игрока становятся друг к другу спиной, сцепливаются руками и каждый старается поднять себе на спину противника.
Подведение итогов четырех видов состязании.
4. А теперь нашим джигитам предстоит состязание на меткость.
Игра «Жамбы ату» (Стрельба из лука).
Джигиты наши будут стрелять дротиками по воздушным шарам, в которых вложены листочки с количеством очков. Эта игра развивает глазомер, меткость, сосредоточенность.
5. Кроме подвижных игр в состязания могли включаться и спокойные игры, не требующие физических затрат.
Игра «Асық ойыны»
Чертится круг, в котором выстраивают асыки. Играющие по очереди бросают асыки и стараются выбить те, что находятся в центре круга. Выигрывает та команда, которая выбьет большее количество асыков.
6. Очень популярной была игра «бес тас», в которую могли играть и девушки и джигиты.
Игра «Бес тас» (Пять камешков).
Вариантов этой игры очень много и играется она в несколько этапов, а мы возьмем только последний этап – набивание очков. Заключается в следующем; берем 5 камешков в ладонь, подбрасываем и ловим на наружную сторону ладони. Затем опять подбрасываем, переворачиваем ладошку и ловим сверху. Каждый камешек оценивается в 1 очко. Эта игра развивает сосредоточенность, ловкость, настойчивость.
8. Самое спокойное состязание, развивающее настойчивость, уровень зрения, старательность.
Игра «Көз батыр» ( Моргалки).
Соперники садятся друг против друга на расстоянии одного метра. Смотрят в глаза друг другу и стараются не моргать. Кто моргнет – тот проигрывает.
IV. Итоги состязаний. Награждение знаками отличия всех джигитов, принимавших участие в состязаниях и призами награждается команда победителей.