Урок русской литературы интегрированного с предметом самопознание на тему Лирика природы в творчестве Тютчева


План урока русской литературы интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа-лицей №15 г.Астаны
Класс-10
Количество учащихся-26
Дата 17.10.2015г
Педагог: Ниязбекова М.Г.
Тема: «Лирика природы в творчестве Ф.И.Тютчева»
Ценность- Истина
Качества: вера в себя, ответственность за мысли, слова и дела.
Цель: углубление знаний учащихся о общечеловеческой ценности Истина через лирику природы в творчестве Тютчева.
Задачи урока:
Формировать навыки анализа лирического стихотворения.
Развивать познавательный интерес к литературе, литературным героям.
Воспитывать в учащихся веру в себя, ответственность за свои мысли, слова и дела. Ресурсы:
(материалы,
источники)
компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
Внешняя интеграция:
Позитивный настрой на Свет.
Поделитесь, что вы почувствовали?
Цитата урока:
«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Федор Тютчев
Как вы понимаете смысл этих слов? Презентация урока, аудиозаписи
«Времена года» Чайковского,
минутки тишины
Внутренняя интеграция:
Учитель: Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека.
Тютчев – русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Тютчев считал, что человек должен жить в единстве с природой, человек сам тоже часть природы, это одно целое и поэтому необходимо подчинение духовному существу, все это прослеживается во всем творчестве поэта.

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, как многолика человеческая сущность, в постоянном движении и смене явлений. Меняются времена года, меняется и природа, в каждом времени своя Истина, красота, одухотворяющая человека.
Природа в творчестве Тютчева связывает человека с духовной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну, также как мы должны заглянуть в глубину своего сердца, где кроются тайны души человека. Его влечет туда надежда обрести понимание Истины жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и Истины.
В лирике природы Тютчев описывает день и ночь, сравнивая ее с жизнью человека. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Жизнь –это черные и белые полосы, сменяющие друг друга. Ночь длинная, но все же она закончится, как и черная полоса жизни. Настанет утро и все пройдет. Описывая ночь автор пытается найти Истину бытия, а возможно соприкоснуться с нею и в своих стихах, показывая пути и размышления того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовно-нравственные ценности, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее.
Стихотворение Тютчева «День и ночь»
На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День — сей блистательный покров — День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна!
Люди заняты своими проблемами, которые автор считает бессмысленными и второстепенными. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной». Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от духовного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих – лишь грезою природы».
Тютчев посвятил свою жизнь познанию себя, своего человеческого начала, природы и всего, что объединяет все в единое целое. Он осознает, что природа дает человеку энергию, которой наполняется внутреннее пространство человеческого существа.
Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, пронизанное бескорыстной любовью, не требующей ничего взамен. Любой цветок, дерево или животное могут преподать нам важный урок, многому научить, просто надо остановиться, смотреть и слушать.
Вопросы:
Как вы понимаете смысл выражения «человек - часть природы»?
Зачем человеку нужно познавать мир природы?
Что может сделать человек, чтобы сохранить духовные ценности?
Почему природа является источником вдохновения для человека?
Что человек может сделать, чтобы сохранить красоту природы? Приведите примеры.
Творческая деятельность:
Учащиеся работают в группах, всего 4 группы. Задание по группам, подобрать стихотворения из лирики Тютчева, описывающие времена года, сделать анализ.
1 группа – Весна
2 группа – Лето
3 группа – Осень
4 группа – Зима. Домашнее задание:
1)    Выучить стихотворение о природе, подготовить его анализ.
2)    Подготовиться к теме «Любовная лирика Ф.И.ТютчеваЗаключительная минута урока: Закройте глаза, вспомните все хорошее, о чем мы говорили на уроке. Сохраните в своем сердце любовь к природе. Спасибо за урок!