Выступление на конференции Подготовка младших школьников к личностному и жизненному самоопределению на уроках литературного чтения через оценку поступка литературного героя.


МКОУ ООШ п.КлимковкаПодготовка младших школьников к личностному и жизненному самоопределению на уроках литературного чтения
через оценку поступка литературного героя (выступление на районной научно-практической конференции «Пути достижения нового качества образования. Из опыта работы по внедрению ФГОС НОО») Идеологической основой Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». В связи с этим актуальной становится задача развития способности у младшего школьника к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, причем выбора свободного. О формировании умений выбирать (самоопределяться), нести ответственность за результаты своего выбора указывается во всех основных документах, разработанных в рамках ФГОС НОО.
Общеизвестно, что такой школьный предмет, как литература, особенно благоприятен для создания условий «переживания подлинности личной идентичности школьника, возможности человека быть самим собой» и способствует формированию умений «принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях», а, следовательно, задумываться над различными вариантами жизни и извечно актуальными для каждого человека вопросами: «Кто я в этом мире?», «Зачем пришел на эту землю?», «Каково мое предназначение в жизни?» и пр. Другими словами, можно смело утверждать, что уроки литературного чтения в начальной школе при грамотно организованном педагогическом процессе будет способствовать как личностному, так и жизненному самоопределению школьника. Самоопределение в большинстве случаев толкуется как определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, как выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. И от того, какие ценностные ориентиры будут сформированы уже в младшем школьном возрасте, будет зависеть и личностное, и жизненное самоопределение человека в будущем.
Какие же ценностные позиции выбирают современные ученики начальной школы, способны ли они к выбору вообще, могут ли аргументировать свой выбор?
100% детей делают тот или иной выбор, определяют свою позицию.
Большинство школьников соглашаются с главным героем, поддерживают его нравственный выбор. Некоторые школьники также соглашаются с выбором героя, но не могут объяснить, почему именно этот выбор они поддерживают.
Учащиеся интуитивно понимают, что выбор героя с точки зрения морали верный, но для объяснения им не хватает вербальных средств (соответствующей лексики), либо они склонны следовать авторитету, подражать примеру, не задумываясь, либо у некоторых из детей не развиты рефлексивные умения (что является нормой для данного возраста).
Для подготовки младших школьников к личностному и жизненному самоопределению на уроках литературного чтения нужно регулярно практиковать нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев, так как именно оценка, и в особенности рефлексивная оценка поступка героя (с примеркой на себя), формирует систему ценностей, под влиянием которых ученик в дальнейшем выбирает индивидуальный жизненный путь. Механизм данного явления можно отразить схеме:
Нравственно-этическое оценивание поступка литературного героя
(его рефлексивная оценка)

Формирование системы ценностных ориентаций младшего школьника

Определение себя, своего «Я» в системе ценностных ориентаций, собственных отношений с миром человеческих ценностей

Выработка и осознание собственной ценностной позиции

Выбор будущего образа жизни, собственного жизненного пути
Приведем примеры организации работы с литературным произведением на уроке, которая, на наш взгляд, будет способствовать тому, чтобы уже с младшего школьного возраста ученик задумывался над образом своего будущего, мог сформулировать жизненные позиции, принципы, соотнести их с общечеловеческими, обосновать их выбор.
Главное в этой работе – отобрать художественный материал, отражающий различные варианты жизни литературных героев (примеры жизненного определения), варианты поступков героев в разнообразных жизненных ситуациях (примеры личностного самоопределения). На наш взгляд, очень богатый художественный материал по данной проблематике собран в учебниках «Литературного чтения» авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др.. Учебник для 1 класса. Например, в рассказе Н.Артюховой «Саша-дразнилка», мы обращаем внимание учащихся на поведение детей. Мальчик Саша дразнит свою сестру Лялю. Девочка обижается, плачет. Папа дает дочке совет: «Ну и пусть дразнит, а ты не дразнись». В ходе обсуждения произведения, ставятся вопросы:- Помог ли папин совет Ляле? Расскажи, как ты общаешься со своими друзьями, родителями. Бываешь ли ты похож на Сашу-дразнилку? А ты сам часто обижаешься на своих друзей? Смог ли бы ты вести себя, как Ляля? Почему Ляля в конце рассказа была спокойна, а Саша заплакал?
В ходе урока используется групповая форма работы и беседа по таблице «Настроение героев» («Мордашки»): почему изменилось настроение героев?
Ляля Саша


В рассказе Ю.Ермолаева «Лучший друг» разбираем ситуацию, которая часто происходит в жизни. Учащиеся оценивают поступки двух мальчиков, Коли и Вовки Чулкова, ставят себя на их место. По группам характеризуют героев, используя карточки с прилагательными: жадный, добрый, спокойный, наглый, щедрый, доверчивый, злой, сердитый, простодушный, находчивый, лучший друг и «Мордашки» . Отвечают на вопросы с выбором ответа:
1). Почему Коля смутился, разжал кулаки, когда Вовка назвал его своим лучшим другом? Выбери ответ: испугался; понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей?
2). Правильно ли поступили оба мальчика? Подумайте над их поступками.
3). Кого мы называем «лучший друг»? Какими качествами он должен обладать?
Во 2-ой части «Литературного чтения» за 1 класс (УМК «Школа России») в темах: «И в шутку и всерьез», «Я и мои друзья». «О братьях наших меньших» на основе художественных произведений: М.Пляцковский «Помощник», «Сердитый дог Буль», Н.Артюхова «Саша – дразнилка», К.Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому», Ю.Ермолаев «Лучший друг», С.Михалков «Бараны», И Пивоварова «Вежливый ослик», Д.Тихомиров «Мальчик и лягушки», «Находка», В.Осеева «Собака яростно лаяла» и др. обсуждаем проблемы жизненного выбора героев, личностного самоопределения и нравственных качеств. Разбираются понятия: дружба, лучший друг, добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, сочувствие, сопереживание (отношение к окружающему миру, людям, живой природе).
Обсуждение проблемы жизненного выбора можно просмотреть в ходе изучения произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш» (4 кл., 1-я часть учебника). Обсуждение ведется в форме эвристической беседы с элементами выборочного чтения, в основе которой могут быть следующие вопросы:
- Прочитайте, как Тарас оказался на Светлом озере? Почему он «безвыходно оставался на на Светлом по целым годам»? Можно ли сказать, что Тарас выбрал одиночество в своей жизни? Был ли он одиноким человеком? Зачитайте его ответ автору произведения.
- Что ценит в своей жизни Тарас? Найдите в тексте строки, где Тарас говорит о том, что он любит и ценит больше всего в жизни.
- Почему, по вашему мнению, несмотря на то, что Тарасу будет одиноко без лебедя, он отпускает его? Как бы вы поступили на месте Траса? Обоснуйте.
- Принимаете ли вы тот вариант жизни, который выбрал для себя Тарас? Почему?
Личностное самоопределение можно проследить на примере работы с рассказом Л.Н.Толстого «Филипок» (2 кл., 1-я часть учебника).
Обсуждение проблемы можно организовать в форме поиска ответа на проблемный вопрос. Перед чтением рассказа учитель формулирует учебную задачу и записывает ее в форме проблемного вопроса «Сегодня на уроке мы обсудим и постараемся понять, можно ли Филипка назвать хвастливым?
Для этого необходимо: 1. Прочитать рассказ. 2. Разделить его на смысловые части. 3. Найти слова и предложения, характеризующие Филипка. 4. Ответить на поставленный вопрос (план работы на доске).
После того, как учащиеся под руководством учителя составят портрет Филипка, дадут ему общую характеристику, можно приступить к выявлению их мнений о такой противоречивой черте Филипка, как хвастливость. Для этого обращаем внимание, как он говорит о самом себе: «Я бедовый. Я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!» учитель спрашивает: «Как вы думаете, хвастает ли Филипок?» Скорее всего, ученики ответят положительно. Далее можно спросить: «Как бы вы поступили на месте Филипка, если бы оказались в такой ситуации?»
Учитель должен показать школьникам, что, когда человек что-то умеет делать, он может сказать об этом открыто другим людям. Главное, чтобы его собственная оценка не была слишком завышенной. Поэтому можно спросить учеников:
- Как вы думаете, почему учитель взял Филипка в школу, хотя ему было всего 5 лет? Почему учитель засмеялся, когда говорил «Ты погоди хвалиться, а поучись»? Как он, по вашему мнению, произнес эту фразу, с какой интонацией? Что оценил учитель в характере Филипка? Согласны ли вы с учителем? Как бы вы поступили на месте учителя? Как бы вы поступили на месте Филипка, если бы попали в такую ситуацию?
- Придумайте рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба Филипка, кем он станет, как проживет свою жизнь.
Последнее задание предполагает использование приема «мысленного эксперимента с образом», который является эффективным средством развития творческого воображения и речи у младших школьников. Кроме того, задание позволяет озадачить детей вопросом, как они хотели бы прожить свою жизнь, какими качествами необходимо обладать, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своим представленным будущим.
Таким образом, организация работы с литературным произведением на уроках помогает младшему школьнику задумываться над образом своего будущего, развивает умение сформулировать жизненные позиции, принципы, соотнести их с общечеловеческими, обосновать их выбор. Уроки в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО, в том числе и уроки литературного чтения, способствуют подготовке младших школьников к личностному и жизненному самоопределению.
Литература:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».М., 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.
УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение» для 1-4 классов.
Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.