Применение дифференцированного подхода на уроках якутского языка .





Применение дифференцированного подхода на уроках якутского языка .

В своей педагогической работе я применяю разноуровневый подход в обучении якутскому языку. Помечу я стала применять такой подход? Так как у обучающихся разные интеллектуальные способности, например, учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию.
Обычно стараюсь запланировать опрос учащихся на уроке. Это даёт возможность продумать варианты их ответов, реакцию учащихся на ответ одноклассника. Я выставляю оценки за каждый вид речевой деятельности, что позволяет выявить индивидуальные пробелы в знаниях. На уроках ребята учатся работать самостоятельно, общаться, помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений обучающихся разработала систему разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, диктанты, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, проверочные работы. Все формы и методы контроля и проверки знаний, использую на уроках, предназначенных для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования определённой системы повторения и закрепления учебного материала. Все предлагаемые им задания имеют практическую направленность, что позволяет своевременно отслеживать как сформированность практических умений и навыков, так и состояние теоретических знаний учащихся. Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем. Я использую различные приемы активизации деятельности всех учащихся: как успевающих по предмету, так и имеющих затруднения. Сильные и успешные учащиеся выполняют роль консультантов, помощников, экспертов, получив опережающее задание, участвуют в объяснении нового материала, выполняют более сложные задачи. Ученики, имеющие затруднения, также могут почувствовать себя успешными, так как получают посильные задания.
Например, обучающимся предлагается текст по аудированию, в котором есть незнакомые лексические единицы, без знания которых затруднено понимание текста. Опыт показывает, что значительная трудность для некоторых обучающихся при выполнении задания по аудированию представляет и понимание содержания текста и умение показать учителю, что оно понятно (т. е. раскрытие содержания). Поэтому сильным учащимся можно предложить пересказать этот текст. Один обучающийся начинает рассказывать, другой продолжает рассказ. Проконтролировать знание текста слабыми школьниками можно с помощью вопросов. Самый главный вопрос, который стоит перед учителем в данной ситуации: способны ли сильные и слабые обучающиеся понять содержание текста в равной мере? Очевидно, нет. Поэтому можно предложить сильным учащимся раскрыть содержание текста после первого предъявления, ответив на некоторые ключевые вопросы. После второго предъявления менее способные ученики пересказывают текст, слабые отвечают на вопросы. Так удается формировать навыки аудирования у всех обучающихся.
Для обучающихся с высокой степенью подготовленности дается задание описать картинку. Подбирается картинка, на которой представлено достаточное количество действующих лиц. Обучающийся показывает классу картинку и описывает ее. Одноклассники исправляют его ошибки и неточности. Менее подготовленные воспитанники получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы.  Обучающимся с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами. Также на уроке я даю следующие задания: повторите, добавляя слово; закончите предложения; объясните употребление грамматических явлений; выборочный перевод текста; возьмите интервью и т.д.Я часто задаю учащимся дифференцированное домашнее задание, менее обученным ученикам менее объёмное, легче, чем хорошо обученным ученикам, чтобы они смогли с ним справиться самостоятельно. «Сильным» учащимся даю дополнительные задания, часто творческого характера. Домашнее задание я объясняю по-русски и по-якутски, чтобы всем было понятно. Если это грамматическое задание, то одно- два предложения мы выполняем в классе в качестве образца.
В технологии дифференцированного обучения есть много тонкостей: это и своеобразная методика самостоятельной работы, работа в парах, учет индивидуальных особенностей, график самоучета, временной анализ урока, конструирование урока, обратная связь, организация контроля на разных уровнях. Главным достоинством заданий с дифференцированной помощью является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню. Таким образом, основными задачами дифференцированного подхода в обучении якутскому языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.










15