Система формирующего оценивания как способ формирования ключевых компетенций
Система формирующего оценивания как способ формирования ключевых компетенций
Основными показателями успешной педагогической деятельности учителя являются высокие достижения учащихся в учебе, олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня, результаты итоговой аттестации. Но такие формы оценивания подходят не для всех учащихся. С одной стороны, не все являются отличниками, участниками олимпиад, НПК. Но и с другой - традиционная пятибалльная система оценивания имеет также ряд недостатков:
недостаточно объективная оценка знаний. Часто ученик не дотягивает до «пятерки», хотя и ответил больше, чем на «четыре». Всем нам, педагогам, знакома оценка с «минусом» или «плюсом».
заработав определенное количество оценок, ученик может занять выжидательную позицию: по его расчетам он заработал достаточное количество отметок для получения итоговой оценки.
над учащимися постоянно нависает угроза получить неудовлетворительную оценку, что, несомненно, несет психологический дискомфорт. Нередко мы через такую оценку можем выразить свое отношение к ученику.
часто мы автоматически можем оценивать ответы конкретных учащихся, хорошо или плохо зарекомендовавших себя ранее по предмету и т. д.
Поэтому я практикую определенную систему формирующего оценивания - рейтинговую систему, так как считаю, именно такая система способствует формированию ключевых компетентностей. Достоинство рейтинговой системы: она дает возможность ученику планировать свою учебную деятельность, а не двигаться вслепую. Ему предоставляется возможность более самостоятельно подойти к собственному образованию уже в школе (деятельностная компетентность). Тем более, что в некоторых вузах, например в ВСГУТУ, БГУ, уже действует подобная система, поэтому период адаптации потенциального студента будет гораздо безболезненнее. Также рейтинговая система позволяет более объективно оценить учебную деятельность каждого учащегося, проследить его развитие и рост в получении умений, навыков, т. е. формированию познавательной компетентности.
Важное место в данной системе оценивания занимает высокая мотивация учащихся в получении как можно большего количества баллов, а значит, и большего объема знаний и умений. Учащиеся начинают самостоятельно добывать знания и транслировать их в классе, формируя или совершенствуя коммуникативную компетентность. Учебная деятельность ученика и учителя становится тесно взаимосвязанной, подталкивает их к сотрудничеству. Теперь ученик может выступать в роли учителя: приготовить и провести тестирование, игру, какую-либо творческую работу, даже стать помощником и советником (деятельностная, коммуникативная компетентности). Изменяется и роль самого учителя, он выступает не в прежней роли информатора, а становится координатором, консультантом, тьютором. Учитель вынужден более тщательно планировать урок, предлагая разнообразные формы урока, предоставляя возможности учащимся для зарабатывания и накопления баллов.
Необходимо отметить и некоторые изменения в психологическом климате на уроке: учащиеся не боятся получить «неуд», они знают, что заработают два балла (но это не оценка «неуд»), что у них есть возможность заработать недостающие баллы. Введение имиджа в рейтинговой системе оценивания способствует устранению проблем по вопросам дисциплины.
Теперь подробнее о том, как создать рейтинговую систему. Составляю рейтинг-план по разделу истории или обществознания. Расписываю темы, продумываю текущие и творческие задания, контрольные точки, оцениваю все виды работ. Примером может служить следующая рейтинговая карта:
«Великая Отечественная война 1941-1945 годов»
ФИ Участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала Информационная активность Исследовательская деятельность Итоговая работа в формате ЕГЭ
(61 балл)
Хронологический
диктант (0-4 балла) Кроссенс(3-8 баллов) Устное описание исторического факта (0-4 балла) Работа с историческими источниками (0-10 баллов)
Презентация,
защита презентации (0-17 баллов)
Мини-проект (0-8 баллов) Подсчитываю, сколько по максимуму можно набрать баллов всего по данному разделу и готовлю разбаловку: сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить итоговую оценку - «5», сколько на «4» и «3». Разбаловка необходима для заполнения классного журнала успеваемости. После этого составляю ведомость класса с темами и датами, которую заполняю в течение срока действия рейтинг-плана.
Вся эта информация должна быть доступной для обучающихся: они должны спланировать, каким образом будут добиваться намеченной цели по предмету. Особое внимание уделяю критериальности оценивания творческих и исследовательских работ. Например, готовя презентацию, учащиеся ориентируются на предъявляемые требования.
Критерии оценки презентации
Отличная работа 17 – 16 баллов
Хорошая работа 15 – 13 баллов
Удовлетворительная работа 12 – 10
Презентация нуждается в доработке 9 – 8
Слабая работа 7
Критерии Макс
кол
бал Самооц.
группы Оценка
класса Оценка
учителя
Структура презентации Правильное оформление титульного листа 1 Наличие понятной навигации 1 Отмечены информационные ресурсы, 1 Логическая последовательность информации на слайдах 1 Оформление презентации Единый стиль оформления 1 Использование на слайдах разного рода объектов 1 Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами 1 Использование анимационных объектов 1 Правильность изложения текста 1 Использование объектов, сделанных в других программах 1 Содержание презентации Сформулированы цель, гипотезы 1 Понятны задачи и ход исследования 1 Методы исследования ясны 1 Сделаны выводы 1 Результаты и выводы соответствуют поставленной цели 1 Эффект презентации Общее впечатление от просмотра презентации 2 Сумма баллов 17 Всей этой работе предшествует работа с классом, родителями и администрацией. С обучающимися и родителями провожу разъяснительную работу, и только с их согласия ввожу рейтинговую систему оценивания.
Однозначно, на учителя ложится дополнительная нагрузка по подготовке урока. Но надо понимать, что подобная работа позволяет ребенку выступать не в роли пассивного слушателя, а активного творца своих собственных знаний, человека, который не просто имеет собственное мнение на те или иные события, но и способен грамотно аргументировано их отстаивать. Это дает возможность организовать вариативную среду на уроке, уйти от однообразия за счет предоставления обучающемуся выбора форм проработки предметного материала, совместной деятельности на уроке, партнерских отношений, использования субъектного опыта ребенка, формирования различных компетентностей так необходимых нашим детям в построении своей жизненной траектории в современном мире.
Технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения. Так, например, используя метод наблюдения, можно осуществлять мониторинг метапредметных навыков и увидеть личностный рост. Я составляю диагностику по следующим параметрам:
ФИ Приобретение знаний (увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое) Понимание (умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное) Применение (способность использовать изученное на практике или в иных целях). Анализ (умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты) Синтез (умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое) Оценка (умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов) Диалектичность мышления (умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы) Метазнание (умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс)
Пользуясь также методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например:
способность принимать ответственность;
способность уважать других;
умение сотрудничать;
умение участвовать в выработке общего решения;
способность разрешать конфликты;
способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Более того, рейтинг-наблюдение одновременно выступает и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе предлагаю учащимся в ходе групповой работы совместно оценить уровень формирования социальных навыков каждого из участников групповой работы.
Таким образом, рейтинговая система оценивания при условии, если носит постоянный характер, позволяет оценивать и процесс обучения, и продукт развития. Каждый ученик оценивается по отношению к его прежним результатам, каждый ученик имеет право участвовать в оценивании себя и своих сверстников.