Организация формирующего оценивания на уроках как фактор повышения мотивации к изучению предмета
Организация формирующего оценивания на уроках
как фактор повышения мотивации к изучению предмета.
Л.В. Хамидуллина
учитель математики МБОУ СОШ №5
г. Губкинский ЯНАО
Формирующее оценивание (внутренняя отметка) устанавливает «обратную связь» между учащимся и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами). Важно, чтобы новые формы оценки позволяли в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения каждого ребенка, а на определенных этапах (конец раздела, конец темы, конец курса), позволяли сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся в курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с тем же эталоном). Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.
Формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, признано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования для того, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Оно нацелено на определение индивидуальных достижений каждого конкретного учащегося и не предполагает сравнения результатов разных учащихся и административных выводов по результатам обучения.
При использовании формирующего оценивания достигается решение следующих задач:
Оценка опыта ученика и его потребностей.
Понимание имеющегося опыта при решении проблемы или изучении материала позволяет скорректировать учебный процесс с помощью дифференцированного подхода к обучающимся.
Поощрение сотрудничества и развития относительно самого себя.
При этом учащиеся самостоятельно или в сотрудничестве планируют свою деятельность без принуждения, делая выводы, учась на ошибках, тем самым повышая собственную мотивацию к изучению предмета.
Осуществление мониторинга прогресса учащихся.
При регулярном самоанализе учащегося формируется копилка полезных комментариев и отзывов, отмечающая как слабые, так и сильные стороны при изучении, как конкретной темы, так и в целом при изучении предмета, необходимая для дальнейшего продвижения вперёд в изучении предмета путём систематического анализа изучаемых явлений, приёмов, способов, правил и т.д.
Для организации формирующего оценивания на уроках, учителю необходимо планировать образовательные результаты по каждой теме с учётом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Учителю важно предъявлять учащимся планируемые образовательные результаты в начале изучения темы или урока с целью недопущения пробелов в знаниях (установка целей). В то же время нужна постоянная фиксация прогресса учащихся в обучении, при которой осуществляется обратная связь относительно достижений ученика, анализ деятельности при изучении учебного материала. При этом происходит оценка успешности каждого вида работы отдельно: правильно сделанный чертёж, грамотно составленный ход решения задачи, верно записанный ответ, грамотно составленные вопросы к тексту и т.д.; оценивается прилежание, усердие, стремление к самостоятельности, к преодолению трудностей, что также, в свою очередь, является мощным мотивационным фактором. Безусловным подспорьем при этом являются приёмы самопроверки и взаимопроверки. Очень важно научить учащихся приёмам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления. При этом отметка ни в коем случае не может быть использована как средство наказания ученика за нарушение дисциплины. Конечно, по ходу подобной работы происходит и планирование дальнейшей деятельности по изучению материала.
В рамках учебной программы учителю важно определить темы, вызывающие традиционно трудности у учащихся для подготовки к работе над их освоением. В этом случае целесообразно использовать листы обратной связи с указанием возникающих вопросов и проблем при изучении материала, которые позволяют учителю осуществлять индивидуальный контроль достижений и представлять общую картину успехов и затруднений класса, позволяя тем самым строить коррекционную работу. При этом не только осуществляется контроль и определение индивидуальных достижений каждого учащегося, но и не происходит сравнения результатов между собой. Такая оценка ориентирована на конкретного ученика и позволяет выявить пробелы в освоении учащимся содержания образования, что является немаловажным фактором в поддержании интереса к изучаемому предмету.
При осуществлении контроля знаний, учителю необходимо придерживаться следующих принципов: дифференциация заданий по трудности для учащихся с разной подготовкой; свобода выбора уровня трудности заданий (ученик сам выбирает уровень трудности задания, осознавая ответственность за результат деятельности); отсутствие ограничений по времени и способам работы, подлежащей оцениванию; возможность учащегося всегда улучшить собственные достижения. Формирующее оценивание позволяет ученику и учителю скорректировать работу по изучению материала, устранить возникающие проблемы и недочёты до итоговой работы, оцениваемой без учёта внутреннего оценивания.
Для обучающихся такой способ оценивания служит средством самооценки - демонстрирует собственные ошибки, достижения, выявляет учебные проблемы. При этом можно использовать следующие формы учёта знаний: диагностические карты, цветовую или знаковую символику, рейтинг знаний, оценочные листы, листы индивидуальных достижений, портфолио и т.д. Всё это предполагает разнообразие способов работы на уроке, поддержку интереса и желание самосовершенствования ученика при изучении предмета.
Для привлечения родителей к участию в формирующем оценивании, можно обсудить с ними и учащимися критерии оценивания конкретной работы, возможности оценивания с их помощью прогресса учебных достижений.
Так как школьные отметки не всегда носят объективный характер, то комбинирование отметок «2»-«5» и формирующего оценивания даёт более объективную картину знаний обучающихся как для учителя, так и для самих учеников и их родителей. Важно включать формирующее оценивание в учебный процесс и тогда каждый вид деятельности на уроке по освоению и закреплению учебного материала может предоставить информацию для формирующего оценивания. Итоговые работы и текущие контрольные работы необходимо оценивать в таком случае по традиционной пятибалльной шкале, как результат сравнения с неким эталоном, в данном случае, со стандартом образования по предмету, т.е. используя внешнюю оценку. Естественный интерес ребёнка к собственным учебным результатам, вызванный применением формирующего оценивания на уроке, и сравнение результатов работы со стандартами, позволяет не только повысить качество образования, но и поддерживать интерес учащихся к изучению школьных предметов.