Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста во всех видах деятельности
Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста во всех видах деятельности
В данной статье автор дает теоретических анализ двигательной активности детей дошкольного возраста, а также дает рекомендации по организации и оптимизации двигательной активности детей в дошкольном образовательном учреждении.
Работа в рамках образовательной области физическое развитие в детском образовательном учреждении (далее - ДОУ) требует от воспитателя-инструктора компетентного подхода, так как он имеет дело с очень пластичным, ранимым и интенсивно развивающимся организмом ребёнка. Сохранение и улучшение здоровья является первоосновой его настоящего развития и работы инструктора по физической культуре в дошкольном учреждении. Здоровый и гармонично развивающийся ребенок традиционно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Настоящее физическое формирование ребёнка раннего возраста – принципиальный шаг в формировании здорового человека.
В общей системе многостороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой степени трудоспособности. В эти годы происходит развитие двигательной активности, а еще начальное формирование общих физических свойств. Перемещение является средством знания находящегося вокруг мира, удовлетворения био потребностей растущего организма.
Двигательная активность (дальше - ДА) - био необходимость организма, от удовлетворения которой зависит самочувствие детей, их физическое и основное формирование. ДА является производной не только лишь от индивидуальности ребенка, однако и от двигательного режима, который установлен в ДОУ и дома.
Двигательная активность - это базовая составляющая часть личного развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена главному закону здоровья: получаем, расходуя. Концепция личного развития ребенка базирована на актуальном правиле ДА. Согласно данной теории, индивидуальности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных частей находятся в непосредственный зависимости от характера функционирования скелетных мускул в различные возрастные периоды. ДА является причиной многофункциональной индукции воспитательных действий (анаболизма).
От систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность.
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим ДА, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Многие специалисты считают, что период до трёх лет является подготовительным для освоения в старшем возрасте техники (более рационального способа выполнения) разнообразных движений, например сложных основных движений, спортивных упражнений. На третьем году жизни идёт накопление простейших жизненно важных движений, которые ребенок способен выполнять в реальных условиях.
Особенный интерес проявляется к области по применению различных физических упражнений в интересной атмосфере на свежем воздухе в различных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры. Создателями данных научных трудов разработаны содержание и способ проведения физических упражнений, направленных на повышение двигательной активности деток дошкольного возраста, показано позитивное воздействие сочетания физических упражнений и закаливающего действия свежего воздуха на организм дошкольников.
При проведении занятий на открытом пространстве на свежем воздухе дети получают возможность проявления активности, независимость и инициативу в своих действиях. А множественное возобновление упражнений в условиях пространственного места на свежем воздухе в теплое и холодное время года содействует фундаментальному закреплению двигательных навыков и развитию физических свойств.
В исследованиях М. А. Руновой по проблеме оптимизации ДА дошкольников в ДОУ с учетом личного уровня их развития, отмечается: «Лучшая степень ДА малыша обязана вполне воздавать его биологическую естественную потребность в движении, подходить многофункциональным способностям организма, содействовать улучшению состояния «здоровья и гармоническому физиологическому развитию».[1]
На базе комплексной оценки главных характеристик ДА - размера, длительности и интенсивности, М. А. Рунова распределила детей на 3 подгруппы, согласно уровням развития ДА (высокий, обычный и низкий уровни). Согласно понятию автора, это даст вероятную возможность инструктору по физической культуре проводить дифференцированную работу с подгруппами и применять личностный подход к каждому воспитаннику.
Согласно мнению М. Я. Набатниковой, верхняя зона интенсивности физических нагрузок была поделена на предельную (сердечные сокращения больше 190 уд/мин), околопредельную (170-180 уд/мин) и высокую (150-169 уд/мин). Такое разделение, согласно понятию Г. Г. Попова, нужно не только лишь при работе в каждой из данных зон, однако и по фактору значимости различия по способу их организации и проведения.
Анализ особой литературы свидетельствует, что одним из многообещающих инноваторских направлений совершенствования физического обучения является его спортизация на базе предложенной В. К. Бальсевичем концепции конверсии избранных частей технологии спортивной тренировки в заинтересованностях совершенствования содержания и форм организации физического обучения в ДОУ. Согласно понятию В. К. Бальсевича, теория тренировки - пока единственная научно обоснованная теория управления развитием физического потенциала человека.
«Употребительно к решению задач физического обучения дошкольников под оздоровительной тренировкой (по определению С. Б. Шармановой и А. И. Федорова) следует понимать процесс привыкания организма к различным физическим перегрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка».[2]
Двигательная активность (ДА) является одной из главных, на генном уровне обусловленных био потребностей человечного организма. Смысл движений в жизни малыша особенно подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Долгая гипокинезия ведет к атрофическим действиям в скелетной мускулатуре вследствие многофункциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мускулы становятся безжизненными и слабыми. Снижается энергетическая активность кровеносных органов, детренируется сердце. Долгое действие такого состояния приводит к общей детренированности организма и происхождению определенного ряда болезней.
Двигательные функции прочно соединены с вегетативными, с такими жизненно необходимыми системами, как кровообращение и дыхание, начиная с наружного дыхания и заканчивая дыханием на клеточном уровне. Следственно, улучшение движений развивает не только лишь двигательные функции человека, однако и сразу расширяет резервные способности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшает их регуляторные автоматы.
В исследованиях служащих лаборатории И. А. Аршавского установлена прямая последовательность формирования деятельности сердечно-сосудистой системы в онтогенезе от активности скелетной мускулатуры. Сходная последовательность найдена и в содействии системы с мышечной деятельностью. Разумная ДА оказывает позитивное воздействие на нервозную систему и психическое формирование дошкольника. Улучшение моторики воспитанника увеличивает иммунобиологические характеристики организма, его сопротивляемость к различным инфекциям.
Опишем причины, определяющие ДА старших дошкольников. В настоящее время человек в будничной и трудовой деятельности употребляет все менее своих двигательных способностей и возможностей. Порция мышечных усилий в энергетическом балансе населения земли сократилась за 100 лет с 94 по 1% в настоящее время. Воздействию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Не считая современных критериев по отношению к достижениям цивилизации, на них воздействует ещё и интенсификация учебного процесса в саду, сложившийся образ жизни в семье и остальные причины. Разрешение проблемных вопросов оптимального двигательного режима в ДОУ делается принципиальным гигиеническо-медицинским и сразу социально-экономическим вопросом.
Особенный смысл данное состояние получает в воспитании деток старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной перегрузки в режиме дня старшей и предварительной групп ДОУ. Нужным условием реакции деток после интенсивной умственной перегрузки на упражнениях является правильно организованная двигательная активность. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обусловливается бессчетными социальными, естественными, климато-метеорологическими и био причинами.
Общественные причины исключают естественную биологическую надобность в движениях, вызывая положение моторного голодания, вредоносного для организма. Неблагоприятное воздействие недочета ДА может в особенности обнаружиться в период роста и созревания детского организма. Последствия недостатка ДА у деток дошкольного возраста обладают долгим скрытым периодом и могут обнаружиться лишь в зрелом возрасте, оказывает негативное воздействие на трудоспособность и положение здоровья зрелого человека. Это может быть незаметно для родителей, преподавателей и самого малыша. Длящийся недочет ДА может равномерно обозначить существенные отличия в жизнедеятельности организма. Есть точка зрения, что повышение болезней сердечно-сосудистой системы в определенной степени соединено с гиподинамией, встречающейся у большей доли современных людей.
ДА деток 4-5 лет охарактеризовывают характеристики её длительности. A. M. Нерсесян констатирует, что у деток, проводящих в ДОУ 8 ч., ДА составляет только 27,5% времени, тогда как положение спокойствия длится 72,5%, либо же поэтому 2 ч. 15 мин. против 5 ч. 45 мин.
Не менее актуально в оценке ДА деток играет показатель её интенсивности. Согласно данным В. Г. Фролова, дети 5 лет на упражнениях по физкультуре исполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На свежем воздухе напряженность движений увеличивается. Г. П. Проворно установила, что напряженность движений при свободной деятельности 7-летних деток на прогулке приравнивается 40 движениям в минуту.
В последние годы проведено существенное количество научных работ, в которых изучалась дневная ДА дошкольников, велись поиски более оптимальных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, описывающие возрастные, половые и личные индивидуальные особенности ДА деток дошкольного возраста. Почти все ученые, изучавшие ДА деток старшего дошкольного возраста, констатируют, что показатель двигательной активности у мальчиков больше, чем у девочек.
Согласно позиции Д. М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у деток 5-6 лет составляет у девочек - 6,8 км, у мальчиков - 7,6 км, у деток 6-7-летнего возраста, поэтому 8,1 и 10,1 км. Значимые колебания ДА деток поставлены по дням недели и сезонам года. Если взять ДА летом мальчиков 5-6-летнего возраста за сто процентов, то осенью она составляет - 90,8%, зимой только лишь - 86,8%. Весной наблюдается существенное повышение ДА деток - 94,7%.[3]
Р. А. Анхундов в собственных исследованиях увидел в особенности высшую степень ДА деток 7-летнего возраста в летние каникулы. Предпосылки этого он наблюдает не только лишь в том, что детки свободны от учебных занятий, не только лишь в сезонных колебаниях био ритмов, однако еще в том, что в летние каникулы в определенной мере компенсируется ограничение движений, имевшее место быть в течение учебного года.[4]
ДА деток в значимой степени зависит от режима ДОУ, обучения и развития деток. Обширное внедрение комплекса физических упражнений содействует удовлетворению естественной потребности деток в движении, укреплению их здоровья и увеличению общей трудоспособности. Одним из средств повышения ДА являются спортивные игры, в частности, бадминтон.
Взрослые дошкольники отличаются высокой степенью ДА, владеют достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости.
У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества), благодаря которым он:
сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.
ДА оказывает воздействие и на создание психофизиологического статуса воспитанника. Есть прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием, ДА провоцирует перцептивные, интеллектуальные процессы и ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём ДА в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физиологического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудой.[5]
Итак, в старшем дошкольном возрасте на фоне всеобщего физиологического развития улучшается маневренность, уравновешенность, живучесть нервозных действий, накапливается запас здоровья: снижается гармоника болезней, они протекают сравнимо просто, чаще только без осложнений. Но детки все ещё скоро устают, «истощаются» и при перегрузках появляется защитное подтормаживание. Потому одним из главных критериев эффективности физического обучения деток старшего дошкольного возраста (5-6 лет) является учет их возрастных особенностей.
Своеобразной возрастной особенностью является то, что многие новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях. Ребенок быстрее заинтересуется упражнением, захочет его выполнить и лучше запомнит новые движения на фоне положительных эмоций, а также при условии активизации различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.)
Правильная организация двигательной активности детей раннего возраста в течение дня: проведение непосредственно образовательной деятельности, организация режимных моментов: утренняя и бодрящая гимнастика, подвижные игры, с использованием необходимого яркого, интересного, функционального оборудования – главная составляющая полноценного физического развития ребёнка.
Особое внимание хотим обратить всё же на необходимость предоставления малышу действовать самостоятельно. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребёнок пробует свои силы, проявляет инициативу. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движения, которые ему в данный момент интересны, экспериментировать.
Для активизации детей в самостоятельной двигательной деятельности можно использовать следующие приёмы:
- наблюдение за малышами, своевременно оказываем необходимую помощь;
- привлечение детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения;
- похвала, поощрение действия малышей, снимание напряжения, скованности;
- стимулирование детей к движениям загадками, стихами.
Работу рекомендуется осуществлять в тесном контакте с родителями. Проводить родительские собрания, на которых знакомить родителей с основными приёмами и методами развития основных движений. Вместе с родителями организовывать игровые упражнения с использованием физкультурного оборудования. Уделять большое внимание наглядной информации: фотоальбомы: «Что умеет ваш ребёнок», «Поиграйте с нами» (советы по использованию нестандартного оборудования); консультации «Четыре умения», «Как быть здоровым».
Из проделанной работы можно сделать вывод о том, что оптимизировать двигательную активность детей раннего возраста можно только посредством правильной организации физкультурно-игровой предметной среды, которая включает в себя:
Наличие оборудования: для развития основных движений, для оздоровительных целей, полифункционального оборудования с использованием нетрадиционных материалов.
Использование физкультурного оборудования для организации различных зон деятельности детей (модель организации физкультурно-игровой предметной среды).
Грамотное использование физкультурного оборудования, например, функциональные карточки с описанием возможных усложняющихся заданий для детей. Работа по пополнению физкультурно-игровой предметной среды по физическому развитию детей раннего возраста требует затрат как материальных, так и практической деятельности педагога. Именно творческий подход, использование разнообразных материалов позволяют разнообразить, «украсить» жизнь детей в группе.
Список использованной литературы
Руновой М.А. Дошкольное обучение и воспитание. М. - 2007 г.
Прядкин О.Л. Двигательная активность в дошкольном возрасте. Учебник. М. – 2012 г.
Роднин А.Л. Организация жизнедеятельности и культура воспитания детей в дошкольном возрасте. Учебное пособие. С. – 2009 г.
Шабалинская П.Р. Программа оздоровления детей раннего возраста. Учебное пособие. М. – 2006 г.
Якишина Г.У. Движение – жизнь. А. - 1992 г.