Конспект по музыке на темуЭх ты ,жизнь солдатская!


Т е м а: ЭХ ТЫ, ЖИЗНЬ СОЛДАТСКАЯ!
(урок-исследование)
Цель: расширить представления об особенностях русского быта на примере трудностей солдатской жизни.
Задачи: раскрыть тему на основе песенного материала; связать слуховое и зрительное восприятие образов песни и репродукций картин; добиться правильного кантиленного звучания и певческого дыхания в исполнении русской народной песни; артистичного исполнения песни «Солдатушки» по ролям; закрепить представление о структуре народной песни - «соло - хор»; развивать устойчивый интерес к культуре своих предков.
ПЕРВЫЙ УРОК Ход урока
Музыка удваивает, утраивает армии.
Хороший и полный хор музыкантов возвышает дух солдат, расширяет шаг; это ведёт к победе, а победа - к славе.
А. В.Суворов
Эпиграф на доске скрыт чистым листом бумаги.
Учитель. Давайте представим себе, что мы в гостях в русской деревне. Тихо заходим в избу. (Поет русскую народную песню «Ой, да ты, калинушка...».)
-Каково настроение поющего? (Печаль, тоска.) Какому голосу лучше исполнять эту песню? (Женскому - он сильнее умеет передать тоску.) Какого возраста эта женщина? (Немолодая, но ещё не старая.) Почему она в печали? (Потому что всё кругом тоже печалится, даже деревья наклонили ветки в море. Корабль плывёт, солдат везёт.) Это и есть главное! Не природа заставляет печалиться человека, а то, что увезли солдат - молодых ребят. Куда увезли? (На войну или в армию.)
- Что хуже? (На войне могут убить или покалечить, а из армии скоро вернёшься, только отслужишь год.)
- Да? А знаете ли вы, сколько лет в давние времена продолжалась солдатская служба? (10 лет? 15 лет?) 25 лет! Если вспомнить, что брали в армию юношей в 18 лет и прибавить к этому 25, то сколько лет будет мужчине, когда он вернётся домой (если вообще вернётся)? (43 года!) Вся жизнь человека проходила в армии. Возвращаясь домой, солдат мог не застать в живых своих родителей. А ещё в деревне юноши рано женились, и к тому времени, когда его ждал призыв в армию, у него в колыбельке уже был маленький ребёнок. Приходя из армии, он мог не увидеть своего ребёнка, так как он уже вырос. Если это был сын, его тоже могли уже забрать в армию на 25 лет, а если дочка, то она успевала вырасти, и мать отдала её замуж в другую деревню... Вот почему раньше служба в армии была такой же бедой, как и война.
- Скажите, кто из семьи солдата мог петь эту песню? (Скорее всего, мама. Она, вероятно, не надеется уже увидеть сына.)- Разные бывали на свете истории. Вот ещё одна.
Прослушивание песни М. Блантера «Как служил солдат службу ратную» в исполнении ВИА «Петлюра».
- Сколько раз слышу эту песню, столько раз испытываю потрясение. На кого песня произвела такое же впечатление?
- Что за история рассказана здесь? Что вас больше всего удивило? (Солдат не узнал свою дочь, думал, это его жена. А дочь ему сказала, что жену похоронили 5 лет назад. Солдат заплакал и всю ночь пил с горя.)- А разве удивительно, что он не узнал дочь? Когда его забирали в армию, она была ещё в колыбели. А теперь взрослая, он такой её ещё не видел. Скажите, похожа песня на народную? (Это и есть народная песня.)
- Почему? (Она протяжная, есть распевы, повторения.)
- Всё правильно, только песня эта имеет автора. Её автор -композитор Матвей Блантер, он сочинил песню в русском стиле, сделал очень похожей на народную. Многие так и считают её народной. Это высшая заслуга музыканта, если народ считает его музыку своей. Прослушайте песню ещё раз и скажите: что меняется в музыке, когда дочь всё рассказала отцу?
Повторное слушание песни «Как служил солдат службу ратную».
(После слов дочери исчезает на некоторое время голос солдата. Музыка есть, а пения нет.)- Почему? (Когда солдат обо всём узнал, даже не мог петь — так он расстроился.)
- Да. В минуты большого волнения так сжимает горло, что трудно произнести хоть одно слово. В песне в такую минуту музыка выручает героя, говорит за него, пока он придёт в себя. А дальше есть такие слова:
Пил всю ночь солдат, по усам его Не вино текло - слёзы горькие.
- Вы когда-нибудь видели, как плачут мужчины? Ваши отцы плачут иногда? (Нет, никогда.)
- Вам повезло! Это очень тяжело видеть, как плачет сильный и выносливый человек. Беда его безмерна. Скажите, солдаты на войне или в армии вспоминают родной дом? (Конечно.)
- Правильно ли будет, если солдаты будут всё время переживать из-за разлуки с семьёй? (Нет.)
- Какой тогда он будет защитник? Значит, нужны солдату и другие песни. Вот ещё пример солдатской песни.
Звучит песня «Солдатушкы, бравы ребятушки...» в исполнении солиста, хора и оркестра.
- Тот, кто первый раз услышит эту песню, может почувствовать, что она солдатская? (Да. Это не только песня, но и марш. Играют трубы, барабаны, музыка громкая, сильная, мужественная и весёлая.)-Вот весёлая - это очень важно! Трудности солдатской жизни ушли на второй план, а на первом - главная задача: быть защитником. Это звучит гордо. Помните, как солдаты поют:
Наша слава - русская держава, Вот где наша слава! Или:
Наши деды - славные победы, Вот где наши деды. Или:
Наши отцы - русски полководцы, Вот кто наши отцы!
- Ребята, кто исполняет песню? (Солист и хор.)
- А кто они по службе? (Солист - командир, а хор - солдаты.)
- По чинам они различаются, а по возрасту? (Командир старше-у него низкий голос.)
- Как называется этот голос? (Бас. А солдаты молодые, у них голоса высокие и средние.)- Как они называются? (Тенора и баритоны.)
- Баритон - это энергичный, сильный голос ещё не старого человека. В этой бодрой песне семья тоже вспоминается, но как? Слова командира с юмором:
Солдатушки, бравы ребятушки (с переносом ударений)...
Ответы солдат в том же бравом духе:
Наши бабки - белые палатки... Наши жёны - ружья заряжены... Наши детки - штыки, пули метки... Наши сестры - пики, сабли остры...
Разучивание песни.
Вокальная работа над песней «Солдатушки, бравы ребятушки...».
ВТОРОЙ УРОК
Ход урока
Повторное прослушивание песни «Как служил солдат службу ратную»; беседа на тему солдатской жизни. Продолжение вокальной работы над песней «Солдатушки, бравы ребятушки...».
Учитель. Хорошо, что у солдат не теряется боевой дух, но война всё равно - время гибели тысяч и тысяч людей. Попрошу вас представить себе поле боя после битвы русских воинов. (Кругом лежат убитые и раненые, лошади вповалку, мечи, стрелы, шлемы, копья.)
-Ещё. (Тишина. Страшно...)- Что, живых никого нет? (Только раненые.)
- Да нет, есть и живые, но такие, каких совсем не хочется видеть...
- Когда на поле битвы утихает бой, сюда собираются животные. Это хищные звери и птицы. На картинах художников, рисующих войну, всегда есть эти страшные тени. (Да, особенно много ворон.)
- Вороны, соколы, орлы - все они спутники беды. Их внешний облик прямо об этом говорит.
Демонстрация репродукции картины К. Васильева «Сокол».
- Перед нами сокол. Так его изобразил художник Константин Васильев. Может быть, орнитолог нашёл бы здесь какие-нибудь неточности, но не сама птица интересна художнику. За изображением птицы стоит некий символ. Разберёмся.
Вопросы:
- Какие детали говорят, что перед нами хищник? (Мощные кривые когти, такой же клюв, налитые кровью злобные глаза, полураскрытые сильные крылья.)
- Какое место на картине занимает сокол? (Передний план; значит, он здесь самая важная фигура.)
- Что является фоном картины? (Тьма, в которой пылают пожары, много чёрного дыма, вьются стаи ворон.)
- Как сопоставить сокола и то, что за ним, при такой композиции? (Войну, пожары, гибель несёт сокол с собой. Много хищных птиц - значит, много погибших воинов. Сокол — символ смерти.)- Биологи рассказывают, что ворон, сидящий около раненого воина, не тронет человека, пока тот жив. Удивительно, но птица хорошо чувствует момент гибели солдата. Его организм тонко воспринимает температуру тела человека, ощущает, когда она снижается до смертельной черты. Солдаты давно знали об этом, даже сложили песню.
Исполнение русской народной песни «Чёрный ворон» (первый куплет). Необходимо подчеркнуть прерывистость дыхания, слабые попытки в мелодии подняться вверх и падение без сил. Дети ощущают стремление раненого бойца преодолеть смерть. Разучивание первого куплета в соответствующем характере.
- Вы помните, что в русской песне много куплетов - она, как книга, постепенно разворачивает происходящие события. Как вы думаете, сумеет солдат одолеть свою гибель?.. Давайте послушаем окончание песни.
Черный ворон, черный ворон Над моею головой. Видно, смерть моя приходит. Черный ворон, весь я твой!
(Солдат всё-таки погиб.)
- В земле солдат намного больше, чем на земле. Но они храбро сражались за свою Родину, и народ их не забудет, их подвиг— в песнях.