Презентация опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности в рамках спецкурса «Экология»

Программа мастер – класса
учителя начальных классов МАОУ СШ №72 г. Ульяновска
БИРЮЛИНОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Тема мастер-класса: презентация опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности в рамках спецкурса «Экология».

Цель мастер-класса: знакомство с методикой организации проектно- исследовательской деятельности учащихся младших классов в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно- ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций, включение слушателей в активную самостоятельную работу по организации исследовательской деятельности по теме «Елочка живи!».


Основные этапы проведения мастер-класса:


Этапы мастер-класса
Содержание этапа

Деятельность учителя
Деятельность участников
Формирование УУД


1.Презентация педагогического опыта.


Обоснование выбора технологии.





Уважаемые коллеги! На сегод-няшнем занятии вы познакомитесь с методикой организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников в рамках работы спецкурса «Экология для малышей». Именно исследова-тельский и проектный методы делают детей не пассивными потребителями готовой информации, а творческими участниками процесса познания. Дети сами формулируют интересующие их вопросы, выдвигают гипотезы, ищут ответы на поставленные вопросы, составляют план действий, экспериментируют, делают выводы, обобщения. Благодаря использованию этих методов дети учатся сотрудничать друг с другом и со взрослыми, учатся рассуждать, выступать перед аудиторией, научились пользоваться различными источниками информации, стали частыми посетителями библиотеки, активно участвуют в конкурсах, викторинах .Нами выполнено много исследований, проектов.(слайд)Причем достаточно успешно (слайд)


Получают информацию.
Личностные.
Познавательные.
Коммуникативные.

2.Имитационная
игра с присут-ствующими педаго-гами, с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.












































































































Подготовительный этап.
1. «Азбука успеха»
Цель: определение качеств, необходимых для успешного выполнения проекта, позитивный настрой на работу.
Оборудование: карточки, памятка «Правила работы в группах».













2.«Узнай дерево»

Цель: самостоятельная исследовательская работа в группах по изучению природных объектов, сравнительный анализ ели и сосны, определение характерных признаков ели.
Оборудование: иллюстрации с изображениями ели, сосны, еловой, сосновой веток, еловые и сосновые шишки.





Исследовательский этап.

3.«Друзья ели», «Что дает ель человеку?»
Цель: определить, какую пользу приносит ель, применение полученных знаний.
















4.Подарок от ели.
Цель: изготовление саше из еловой хвои.
Оборудование: мешочки с ленточками, стаканчики с нарезанной хвоей.
В настоящее время мы начали работу над краткосрочным (1 месяц) исследовательско- творческим проектом «Елочка, живи!». Проблемные вопросы проекта: Нужна ли елка в лесу? Как помочь елочке?
- А теперь, уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть немного детьми. Прошу вас поучаствовать в отдельных фрагментах занятий подготовительного и исследовательского этапов нашего проекта.
Чтобы успешно выполнить работу исследователь должен обладать определенными человеческими качествами. Давайте создадим «Азбуку успеха», которая поможет нам быть успешными исследователями.
- Какие качества необходимы исследователю?
- А какие не совместимы со званием «исследователь»?
-Спасибо! Мы настроились на успех!
-Дальше мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите, пожалуйста, старшего в группе и секретаря, чтобы вести необходимые записи.
- Для успешной работы нам необходимо четко представлять объект исследования. Из беседы с детьми выяснилось, что ель и сосна ассоциируются у многих в одном понятии: новогодняя елочка.
- Наша задача найти сходство и отличие ели и сосны.
- Давайте подумаем, чем похожи ель и сосна? (Хвойные, вечнозеленые деревья, вместо плодов – шишки; страдают от новогодних вырубок).
- А теперь попробуем сравнить эти деревья с целью нахождения отличий. Каждая группа самостоятельно создает свой алгоритм действий при сравнении деревьев. В процессе работы используйте иллюстрации, которые находятся на столах вашей группы.
Вывод: елочку легко узнать по форме дерева, веточкам, шишкам.
Чтобы не путать эти два дерева, есть приговорка «Елочка – короткая иголочка. Сосна – игла длинна».
- Теперь посмотрите на иллюст-рации на ваших столах и подумайте, имеют ли отношение к ели изображенные на них предметы, живые существа. Если да, то в какую группу их можно объединить? (Птицы и звери – друзья ели, она дает им пищу, жилье, укрытие. Что дает ель человеку: кислород, древесину, музыкальные инструменты, канифоль и др.)
Какой вывод можно сделать?
-Ель нужна зверям, птицам, человеку. Значит, елочка должна жить в лесу.
- Да, ель щедрое дерево и прислала вам в подарок немного хвои, которая очищает воздух, а еще запах хвои улучшает работоспособность.
- Сейчас мы с вами сделаем саше – небольшие подушечки, которые помогут вам и вашим близким.
Саше мы будем делать из еловых иголок. Это замечательная альтер-натива  покупным освежителям. Во-первых, экологически чисто и безопасно, во-вторых, хвоя ели обладает дезинфицирующим свойством, способствует повы-шению иммунитета, благотворно воздействует на физическое и психическое состояние человека. Однако важно помнить, что полезные свойства хвои сохраня-ются в течение 3 месяцев. Поэтому после этого срока саше можно выкинуть, а можно аромати-зировать его эфирным маслом и снова пустить в дело. Сделать подушечку саше можно следующим способом (слайд)


Педагоги одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии









Выбирают человеческие качества, необходимые для успешной работы над проектом.

Выступление представителей групп. Обоснование своих ответов. Выводы.







Представляют свой алгоритм сравнительного анализа, сравнивают, коллективно составляют сводную таблицу.
Ель- 1. Дерево пирамидальной формы, ветви спускаются до земли. 2. Хвоинки короткие, расположены поодиночке. 3. Шишки продолговатые, длинные.
Сосна- 1. Ветви тянутся вверх. 2. Хвоинки длинные, растут попарно. 3. Шишки округлые.



Работают с иллюстрациями, определяют, как связаны с елью изображенные на иллюстрациях звери, птицы, предметы быта.























Делают саше.












Личностные (развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками) . Регулятивные (обнаруживать и формулировать учебную проблему).
Познавательные (выделять и формулировать познавательную цель).
Коммуникативные (интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).







Личностные (проявление познавательной инициативы и оказание помощи соучастникам)
Регулятивные (работать по само-стоятельно состав-ленному плану ).
Познавательные (самостоятельно создавать алгоритмы действий при решении проблем, анализ объ-ектов с целью выде-ления существенных признаков, сравнение, умение делать выво-ды).
Коммуникативные (вырабатывать сов-местное решение при работе в группах, участвовать в диалоге, строить моноло-гические высказы-вания).


3.Рефлексия.
Цель: оценка деятельности педагога, высказывание замечаний, пожеланий.
Уважаемые коллеги, к сожале-нию, наша встреча подошла к концу. Большое спасибо за вашу помощь в проведении мастер- класса. Поздравляю вас с приближающимся праздником. Давайте создадим праздничную атмосферу и нарядим елочку. Так как цель нашего проекта - формирование активной позиции населения по защите зеленых красавиц, то елочка у нас будет искусственная. Я прошу вас повесить на нашу елочку шарики. Если занятие было для вас познавательным, практически значимым, повесьте, пожалуйста, желтый шарик, если занятие было полезным для вас – синий шарик, а если ничего нового вы сегодня не узнали, то красный шарик.
Красивая у нас получилась елочка! Спасибо вам большое!


Личностные (формирование добро-желательности,эмоционально- нравственной отзывчивости).
Коммуникативные (формирование собственного мнения, позиции, участие в диалоге).
Регулятивные (адекватно воспри-нимать предложения по исправлению ошибок).

Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Ирина Токмакова, оно называется «Хороший подарок».
 Мне елку купили
Мне елку купили!
Ее на опушке в лесу не рубили
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей!
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной.
Задень и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому?
Никому, просто ветру, метели,
Соседке живой и не спиленной ели.





Заголовок 115